№ 2 К 45-ЛЕТИЮ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. <...> Подольский, О. А. Карабанова ВВЕДЕНИЕ Кафедра возрастной психологии была создана на факультете психологии Московского государственного университета им. <...> М.В. Ломоносова в 1971 г. выдающимся отечественным психологом, заслуженным деятелем науки РСФСР, профессором Петром Яковлевичем Гальпериным — автором всемирно известной теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. <...> На протяжении многих лет на кафедре работали основоположники отечественной детской психологии Даниил Борисович Эльконин и Александр Владимирович Запорожец. <...> Главными задачами научно-исследовательской работы кафедры с первых дней ее основания является изучение закономерностей, основных стадий и феноменов онтогенетического и функционального развития психики, выявление условий и механизмов формирования личности в детском, подростковом, юношеском и зрелом возрасте, анализ особенностей интеллектуального, эмоционального, морального и личностного развития ребенка на различных возрастных стадиях, а также изучение возможностей целенаправленного влияния на эффективность такого развития. <...> Методологической и теоретической основой решения этих задач являются: концепция психического развития Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, реализующая культурно-исторический подход к пониманию человеческого развития, и теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я. Гальпериным. <...> Спектр научных разработок и исследовательских интересов кафедры широк и разнообразен. <...> Если в первые годы существования кафедры в фокусе научных исследований находились в основном общие и специальные закономерности возрастного и функционального развития познавательных процессов, то впоследствии акцент был перенесен на изучение закономерностей развития личности, включая развитие ценностно-смысловой <...>