Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Спортивная генетика (190,00 руб.)

0   0
Первый авторУманец В. А.
ИздательствоИзд-во филиала Российского государственного университета физической культуры и спорта в г. Иркутске
Страниц128
ID339852
АннотацияРассмотрены основные законы и понятия генетики. Вторая часть пособия посвящена собственно спортивной генетике, ориентированной на решение вопросов спортивного отбора и спортивной ориентации. Приводится материал, посвященный использованию генетических маркеров в спорте, генетическим аспектам тренируемости, вопросам адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации и стиля соревновательной деятельности.
Кому рекомендованоПредназначено для самостоятельной работы студентов спортивных вузов и колледжей всех форм обучения.
УДК575
ББК28.70
Уманец, В.А. Спортивная генетика : курс лекций: учеб. пособие / В.А. Уманец .— Иркутск : Изд-во филиала Российского государственного университета физической культуры и спорта в г. Иркутске, 2010 .— 128 с. — URL: https://rucont.ru/efd/339852 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. А. Уманец СПОРТИВНАЯ ГЕНЕТИКА Курс лекций 2 Филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в г. Иркутске В. А. <...> В первых четырех лекциях коротко, но достаточно полно, рассмотрены основные законы и понятия генетики, включая взаимодействие генов и основные методы исследования генетики человека. <...> Данная часть пособия включает материал, посвященный использованию генетических маркеров в спорте, генетическим аспектам тренируемости, вопросам адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации и стиля соревновательной деятельности и др. <...> Спортивная генетика – это отрасль знания в области генетики человека – антропогенетики и генетики развития. <...> Причем, для более чем 3900 из этих болезней изучена локализация мутантных генов в хромосомах и проведен молекулярный анализ продуктов их деятельности. <...> В процессе спортивного отбора определяются модельные характеристики соревновательной деятельности ведущих спортсменов и специфические для данного вида спорта спортивно-важные качества, а затем производится поиск и подбор людей с соответствующими врожденными и воспитанными морфофункциональными качествами. <...> Особенная значимость спортивной генетики как отрасли науки о спорте и физическом воспитании определяется и тем, что наследственные влияния более всего существенны для подрастающего поколения, а также тем, что в наибольшей степени генетически лимитированы предельные возможности человека, проявление которых именно и требуется в спорте. <...> Ген имеет ряд характерных свойств: • дискретность действия, т. е. развитие различных признаков; контролируется разными генами, находящимися в различных локусах хромосом; • стабильность (постоянство) — передача наследственной информации в неизменном виде при отсутствии мутаций; • лабильность (неустойчивость) генов связана с их способностью к мутациям; • специфичность — каждый ген обусловливает развитие <...>
Спортивная_генетика._.pdf
Стр.3
Стр.126
Стр.127
Спортивная_генетика._.pdf
3 УДК 575 ББК 28.70 У52 Печатается по решению научно-методического совета филиала Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в г. Иркутске. Ответственный редактор – Н.Г. Богданович Рецензенты: М. М. Колокольцев – член-корр. РАЕ, доктор медицинских наук, профессор Н. Ю. Копылова – кандидат биологических наук, доцент У52 Уманец В. А. Спортивная генетика. Курс лекций: Учебное пособие. – Иркутск: Ирк. фил. РГУФКСиТ, 2010. – 129 с. Учебное пособие «Спортивная генетика. Курс лекций» состоит из восьми лекций и условно может быть разделено на две части. В первых четырех лекциях коротко, но достаточно полно, рассмотрены основные законы и понятия генетики, включая взаимодействие генов и основные методы исследования генетики человека. Приведенный материал позволяет освоить вторую часть пособия, которая посвящена собственно спортивной генетике, ориентированной на решение вопросов спортивного отбора и спортивной ориентации. Данная часть пособия включает материал, посвященный использованию генетических маркеров в спорте, генетическим аспектам тренируемости, вопросам адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации и стиля соревновательной деятельности и др. Данное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов спортивных вузов и колледжей всех форм обучения. Приведенный материал имеет педагогическую направленность, отражает запросы практики физической культуры и спорта и в этой части может быть использован также тренерским составом. Иркутский филиал РГУФКСиТ
Стр.3
126 СОДЕРЖАНИЕ Лекция 1. Введение ……………………………………………………………………………..4 1. Основные понятия генетики ………………………………………………...…...7 1.1. Уровни организации наследственного материала…………………..………...7 1.2. Основные понятия генетики …………………………………………..……….8 1.3. Закономерности наследования Гибридологический метод…………...…….11 1.4. Система обозначений……………………………………………………….....12 1.5. Первый и второй законы Менделя……………………………………….…..14 1.6. Гипотеза «чистоты гамет»……………………………………………………15 1.7. Анализирующее скрещивание …………………………………………….…16 1.8. Ди- и полигибридные скрещивания……………………………………….…17 Лекция 2. Взаимодействие генов…………………………………….………..22 2.1. Взаимодействие аллельных генов……………………………………….…22 2.2 Взаимодействие неаллельных генов …………………………………….…25 2.3 Дополнение ……………………………………………………………….….31 Лекция 3. Сцепление генов ………………………………………………........34 3.1. Наследование признаков, сцепленных с полом ………………………..….39 3.2. Наследование, ограниченное и контролируемое полом …………...…..…42 3.3 Дополнение Возможно ли предопределить пол у человека…………….....44 Лекция 4. Методы изучения генетики человека…………………………...48 4.1. Генеалогический метод……………………………………………..………48 4.1.1. Составление родословной ………………………………………………..49 4.1.2. Основные типы наследования признаков………….…………………….52 4.2. Близнецовый метод…………………………………………………………..56 Лекция 5. Наследственные влияния на функциональные возможности и физические качества ………………………………………………………….62 5.1. Наследственные влияния на различные морфофункциональные показатели организма человека ………………………………………………………………..62 5.2. Генетический контроль физических качеств ………………………...……..66 5.3. Критические и сенситивные периоды различных качеств…………...…….68 5.4. Спортивные семьи ………………………………………………………….70 Лекция 6. Генетические маркеры спортивных задатков………………73 6.1. Генетические маркеры, их свойства и значение ……………………….73 6.2. Антропогенетика …………………………………………………………76 6.3. Хромосомные маркеры специфических возможностей человека …….78 6.4. Гормональные маркеры ………………………………………………….79 6.5. Группы крови как генетические маркеры спортивных способностей ……………………………………………………………..........81
Стр.126
127 6.6. Дерматоглифика в прогнозировании задатков ...……………………….81 6.7. Состав мышечных волокон как генетический маркер………………….84 Лекция 7. Моторное доминирование и индивидуальный профиль функциональной асимметрии как генетический маркер...........................88 7.1. Функциональные асимметрии человека ......................................................88 7.2. Моторная асимметрия как генетический маркер...........................................96 7.3.Индивидуальный профиль функциональной асимметрии как генетический маркер в спорте .....................................................................................................100 Лекция 8. Генетические аспекты тренируемости спортсменов ................104 8.1.Тренируемость (обучаемость) как природное свойство организма ……..104 8.2. Наследственные пределы изменения функциональных показателей и физических качеств в процессе спортивной тренировки..................................104 8.3. Индивидуальная тренируемость спортсменов............................................107 8.3.1. Величина тренировочного эффекта ..........................................................107 8.3.2. Значение временного фактора ................................................. ..................111 8.3.3. Высокая и низкая тренируемость спортсменов........................................118 8.4. Значение адекватного выбора спортивной специализации и стиля соревновательной деятельности...........................................................................119 Список использованной литературы ..............................................................127
Стр.127

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.