Речевые ошибки, речевая двусмысленность, иногда позволительные в повседневном общении, совершенно недопустимы в профессиональной речи, тем более там, где говорит представитель “речевой” профессии. <...> Предлагаемый курс включает в себя следующие разделы: «Основные понятия курса», «Функциональные стили русского языка», «Ораторское искусство (риторика)». <...> Языковая норма, ее роль в становлении и развитии литературного языка. <...> Коммуникативные качества хорошей речи 2 Функциональные стили русского языка Стилевое многообразие русского языка. <...> 1 3-5 Языковая норма, ее роль в становлении и развитии литературного языка. <...> 6-7 8 9 2 3 Коммуникативные качества речи Стилевое многообразие русского языка. <...> Литературный язык – это система элементов языка, речевых средств, отобранных из национального языка и обработанных мастерами слова, общественными деятелями, выдающимися учеными. <...> Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для студ. нефилолог. ф-тов вузов/Л. <...> Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И.Б. Голуб. <...> Языковая норма – это исторически сложившееся правило единообразного, общеупотребительного, узаконенного использования языковых средств в том или ином сообществе. <...> Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трех степенях нормативности: – Норма 1 степени – строгая, жесткая, не допускающая вариантов; – Норма 2 степени – нейтральная, допускающая равнозначные варианты; – Норма 3 степени – более подвижная, допускает использование разговорных, даже устаревших форм. <...> Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для студ. нефилолог. ф-тов вузов/Л. <...> Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И.Б. Голуб. <...> 2) Коммуникативные качества хорошей речи а) правильность речи б) точность речи в) ясность и доступность (понятность) речи г) чистота речи д) логичность речи е) богатство речи ж) выразительность речи з) уместность речи 8 Тезисы. <...> Культура <...>
МЕТОДИЧЕСКИЕ_РЕКОМЕНДАЦИИ__К__ИЗУЧЕНИЮ_КУРСА__«КУЛЬТУРА_РЕЧИ».pdf
УДК 378 (07)
ББК 74.2
С 30
Рецензенты:
Смицкая О.И., к.ф.н., доцент ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный
педагогический университет»
Хопренинова В.А., к.п.н., доцент ФГБОУ ВПО «Оренбургский
государственный педагогический университет»
С 30
Семенова Л.М., Искужиева Ж.С., Ивкина Ю.М.
Методические рекомендации к изучению курса «Культура
речи»: учебно-методическое пособие для студентов очной и
заочной формы обучения по направлению 050100.62 Педагогическое
образование / Л.М. Семенова, Ж.С Искужиева.,
Ю.М. Ивкина. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2014. – 56 с.
Учебно-методическое пособие включает систему заданий, способствующих
успешному освоению студентами основных разделов дисциплины
«Культура речи». Материалы практических занятий разработаны
в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки
050100.62 Педагогическое образование.
УДК 378 (07)
ББК 74.2
© Л.М. Семенова, Ж.С. Искужиева, Ю.М. Ивкина, 2014
Стр.2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Культура речи» включен в учебный план подготовки бакалавров
по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профилям
Начальное образование и Дошкольное образование. Данное пособие
включает планы лекционных занятий, материалы для практических
занятий, материалы для самостоятельной работы по курсу «Культура
речи». Система практических занятий разработана в соответствии с
требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое
образование.
Речевые ошибки, речевая двусмысленность, иногда позволительные
в повседневном общении, совершенно недопустимы в профессиональной
речи, тем более там, где говорит представитель “речевой”
профессии. Речевая культура – визитная карточка человека, и при всей
предметной эрудиции отсутствие или недостаток подлинной речевой
культуры может оказаться не только причиной важных профессиональных
ошибок, но и фактором устойчивого личностного неприятия
человека.
Предлагаемый курс включает в себя следующие разделы: «Основные
понятия курса», «Функциональные стили русского языка», «Ораторское
искусство (риторика)».
Освоение данного курса предполагает следующие формы работы:
лекции, практические занятия, самостоятельную работу студентов (чтение
литературы, рекомендуемой в лекциях; изучение вопросов, не
освещающихся в лекциях; подготовку к практическим занятиям и т.п.).
Практическая работа по изучению дисциплины «Культура речи»
не только поможет улучшить владение русским языком студентами, но
и будет способствовать получению ими профессиональных знаний, подготовке
высококвалифицированных, всесторонне образованных специалистов.
3
Стр.3