Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Культовый статус произведения: вчера и сегодня (80,00 руб.)

0   0
Первый авторТарасенко Елена Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц14
ID332207
АннотацияВ начале двадцать первого столетия в России произошла семантическая революция. Привычное слово резко меняется в лице, приобретая странное, навязанное значение
Тарасенко, Е.Н. Культовый статус произведения: вчера и сегодня / Е.Н. Тарасенко .— : [Б.и.], 2006 .— 14 с. — URL: https://rucont.ru/efd/332207 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Культовый статус произведения: вчера и сегодня В начале двадцать первого столетия в России произошла семантическая революция. <...> Не вижу иной метафоры для того процесса, когда привычное слово резко меняется в лице, приобретая странное, навязанное значение. <...> Так, например, благородный облик понятия «пафос», знакомый ещё по Г.В.Ф. Гегелю, сегодня совершенно забыт, ибо прилагательное «пафосный» приобрело негативную эмоциональную окраску и стало означать «самодовольный, напыщенный, снобистский». <...> Слово «культовый», употребляемое каждым вторым в каждой третьей ситуации, — загадка современной русской лексики, головоломка-многогранник. <...> Если быть предельно рациональным, это определение имеет всего лишь два значения: «то, что относится к религиозному или мифологическому культу» и «то, что само является объектом нерелигиозного культа»; однако повседневная речь в содружестве с околонаучной риторикой и околохудожественной критикой максимально расширили семантический диапазон слова. <...> Итак, что же мы можем подразумевать, говоря о культовом статусе? <...> Во-первых, есть произведения, авторы и исполнители, почитаемые в массовой культуре: роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром», картины Энди Уорхола, Элвис Пресли, группа «Битлз», Мэрилин Монро, фильмы Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, певица Мадонна. <...> В нашей стране настаивать на том, что «Братья Карамазовы» или «Дядя Ваня» — культовый текст, бессмысленно и даже опасно. <...> Наконец, есть такие книги, фильмы, спектакли, картины, мелодии, что бесценны лично для вас — и ни для кого больше. <...> Слово «культовый» употребляется по любому поводу, возникает на обложках, маячит на афишах, кричит со страниц рекламных буклетов, причём используется по отношению к тем книгам, исполнителям, фильмам, которые ещё не успели как-либо себя зарекомендовать. <...> Чтобы «Дискотека 80-х» собрала максимальное количество зрителей и денег, на афише пишут буквально следующее: «Культовые исполнители <...>
Культовый_статус_произведения_вчера_и_сегодня.pdf
Культовый статус произведения: вчера и сегодня В начале двадцать первого столетия в России произошла семантическая революция. Не вижу иной метафоры для того процесса, когда привычное слово резко меняется в лице, приобретая странное, навязанное значение. Так, например, благородный облик понятия «пафос», знакомый ещё по Г.В.Ф. Гегелю, сегодня совершенно забыт, ибо прилагательное «пафосный» приобрело негативную эмоциональную окраску и стало означать «самодовольный, напыщенный, снобистский». Слово «культовый», употребляемое каждым вторым в каждой третьей ситуации, — загадка современной русской лексики, головоломка-многогранник. Если быть предельно рациональным, это определение имеет всего лишь два значения: «то, что относится к религиозному или мифологическому культу» и «то, что само является объектом нерелигиозного культа»; однако повседневная речь в содружестве с околонаучной риторикой и околохудожественной критикой максимально расширили семантический диапазон слова. Итак, что же мы можем подразумевать, говоря о культовом статусе? Во-первых, есть произведения, авторы и исполнители, почитаемые в массовой культуре: роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром», картины Энди Уорхола, Элвис Пресли, группа «Битлз», Мэрилин Монро, фильмы Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, певица Мадонна. Я намеренно называю то, что давно уже перестало вызывать гнев интеллектуалов, перечисляю тех, кто постепенно пристраивается к шеренге классиков. Существуют также имена, культовые в академических кругах. Для филологов это Д.С.Лихачёв, Ю.М.Лотман, М.С.Каган, Жак Деррида, Роман Якобсон, Жан Бодрийяр, Ролан Барт, для физиков — Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Лев Ландау; гениальным исследователям и их великим трудам поклоняются учёные во всех областях науки. Далее можно выделить «официально культовые» произведения, которые предлагается обожать, следуя распоряжениям вышестоящих лиц или исходя из собственной гражданской позиции. Таковы труды Мао в коммуни
Стр.1