Культовый статус произведения: вчера и сегодня В начале двадцать первого столетия в России произошла семантическая революция. <...> Не вижу иной метафоры для того процесса, когда привычное слово резко меняется в лице, приобретая странное, навязанное значение. <...> Так, например, благородный облик понятия «пафос», знакомый ещё по Г.В.Ф. Гегелю, сегодня совершенно забыт, ибо прилагательное «пафосный» приобрело негативную эмоциональную окраску и стало означать «самодовольный, напыщенный, снобистский». <...> Слово «культовый», употребляемое каждым вторым в каждой третьей ситуации, — загадка современной русской лексики, головоломка-многогранник. <...> Если быть предельно рациональным, это определение имеет всего лишь два значения: «то, что относится к религиозному или мифологическому культу» и «то, что само является объектом нерелигиозного культа»; однако повседневная речь в содружестве с околонаучной риторикой и околохудожественной критикой максимально расширили семантический диапазон слова. <...> Итак, что же мы можем подразумевать, говоря о культовом статусе? <...> Во-первых, есть произведения, авторы и исполнители, почитаемые в массовой культуре: роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром», картины Энди Уорхола, Элвис Пресли, группа «Битлз», Мэрилин Монро, фильмы Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, певица Мадонна. <...> В нашей стране настаивать на том, что «Братья Карамазовы» или «Дядя Ваня» — культовый текст, бессмысленно и даже опасно. <...> Наконец, есть такие книги, фильмы, спектакли, картины, мелодии, что бесценны лично для вас — и ни для кого больше. <...> Слово «культовый» употребляется по любому поводу, возникает на обложках, маячит на афишах, кричит со страниц рекламных буклетов, причём используется по отношению к тем книгам, исполнителям, фильмам, которые ещё не успели как-либо себя зарекомендовать. <...> Чтобы «Дискотека 80-х» собрала максимальное количество зрителей и денег, на афише пишут буквально следующее: «Культовые исполнители <...>
Культовый_статус_произведения_вчера_и_сегодня.pdf
Культовый статус произведения: вчера и сегодня
В начале двадцать первого столетия в России произошла семантическая
революция. Не вижу иной метафоры для того процесса, когда привычное
слово резко меняется в лице, приобретая странное, навязанное значение. Так,
например, благородный облик понятия «пафос», знакомый ещё по Г.В.Ф. Гегелю,
сегодня совершенно забыт, ибо прилагательное «пафосный» приобрело
негативную эмоциональную окраску и стало означать «самодовольный,
напыщенный, снобистский». Слово «культовый», употребляемое каждым
вторым в каждой третьей ситуации, — загадка современной русской лексики,
головоломка-многогранник.
Если быть предельно рациональным, это определение имеет всего
лишь два значения: «то, что относится к религиозному или мифологическому
культу» и «то, что само является объектом нерелигиозного культа»; однако
повседневная речь в содружестве с околонаучной риторикой и околохудожественной
критикой максимально расширили семантический диапазон слова.
Итак, что же мы можем подразумевать, говоря о культовом статусе?
Во-первых, есть произведения, авторы и исполнители, почитаемые в
массовой культуре: роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром», картины
Энди Уорхола, Элвис Пресли, группа «Битлз», Мэрилин Монро, фильмы
Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, певица Мадонна. Я намеренно называю
то, что давно уже перестало вызывать гнев интеллектуалов, перечисляю
тех, кто постепенно пристраивается к шеренге классиков.
Существуют также имена, культовые в академических кругах. Для филологов
это Д.С.Лихачёв, Ю.М.Лотман, М.С.Каган, Жак Деррида, Роман
Якобсон, Жан Бодрийяр, Ролан Барт, для физиков — Альберт Эйнштейн,
Нильс Бор, Лев Ландау; гениальным исследователям и их великим трудам
поклоняются учёные во всех областях науки.
Далее можно выделить «официально культовые» произведения, которые
предлагается обожать, следуя распоряжениям вышестоящих лиц или исходя
из собственной гражданской позиции. Таковы труды Мао в коммуни
Стр.1