И.Д. Рудинский доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры СУ и ВТ Калининградский государственный технический университет idru@yandex.ru А.В. Пец кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики БГАРФ «БГАРФ» ФГБОУ ВПО «КГТУ» pets119@rambler.ru Р.С. Пластов аспирант кафедры СУ и ВТ Калининградский государственный технический университет idru@yandex.ru Концепция гибридной организации лабораторного практикума по физике (на примере темы «звуковые колебания») Предложена концепция гибридной организации лабораторных работ, основанная на системном объединении возможностей известных педагогических технологий. <...> Разработана модель лабораторного занятия, в котором натурные, виртуальные и академические составляющие являются компонентами дидактической системы исследования изучаемых физических процессов Ключевые слова: принцип полионтизма; реальный объект; виртуальная модель; лабораторный практикум; гибридный подход Одна из важнейших тенденций современного этапа развития человеческой цивилизации – необходимость повышения уровня владения информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) отдельными людьми и целыми профессиональными сообществами специалистов [21]. <...> В частности, особое внимание уделяется использованию средств ИКТ для информационной поддержки образовательного процесса, для построения и углубленного исследования моделей объектов и явлений, а также для имитации и прогнозирования их функционирования в условиях, которые невозможно создать при проведении традиционных натурных экспериментов. <...> При анализе современных подходов к подготовке специалистов был выявлен ряд проблем, связанных как с последствиями частичного переноса обучения в виртуальную среду, так и с недостаточностью традиционного дидактического потенциала, реализуемого при организации и проведении лабораторных работ и практических занятий по дисциплинам естественно-научного <...>