ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ Рената ГАЛЫДЕВА, Ирина РОДНЯНСКАЯ Summa ideologiae Главы из книги ОТ АВТОРОВ Работа, из которой здесь предлагаются два фрагмента, писалась в меченом — 1984 — году и по понятным причинам предназначалась к изданию «для служебного пользования», в те времена — для своего рода легализованного самиздата. <...> Нас интриговала главная, быть может, и универсальная а XX веке загадка — наступление и торжество (к счастью, как оказалось, неокончательное) тотальных идеологий, которых прежде не знал мир. <...> Организуя многоголосицу значимых позиций, каждая из которых имеет долгую предысторию в новоевропейской политической мысли, отбирая разные точки зрения для очной ставки друг с другом, мы стремились, чтобы в таком следственном процессе наш собственный взгляд обнаруживался не декларативно, а само доказательно, как бы из уст привлеченных к делу свидетелей. <...> Прежде всего, мы выясняем специфику идеологического мышления — как отличного от религиозного, научного или художественного сознания, с которыми особую «идео-логику- так часто и безответственно смешивают 1 мере сил разгадывается секрет поразительной приспособляемости 1 См. <...> Заодно по последней, ее способности, не изменяя своей целенаправленной сути, подключать к первоначальному ядру все новый и, по видимости, противоречащий этой сути, идейный материал- Далее речь идет об историческом генезисе тотальных идеологий, начиная с эпохи Возрождения, и о роли в этом процессе нового социального слоя интеллектуалов, с характерной промежуточностью и «подвешенностью» их положения. <...> Следующий наш предмет — «век масс», созревание — в результате демографических и моральных сдвигов — массовой психологии как благоприятного поля для идеологических манипуляций Встреча идеологического прожектерства с преднаходимой национально-культурной и религиозной почвой ставит перед нами вопрос о «псевдоморфозе» — мистифицирующем результате такого столкновения Эту <...>