Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Введение в семиотику (220,00 руб.)

0   0
АвторыСеребренникова Евгения Федоровна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц112
ID324629
АннотацияУчебное пособие составлено в соответствии с нормативными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к организации дисциплин магистерской подготовки и подготовки аспирантов. Материалы к курсу лекций по общей семиотике и задания к семинарам изложены в тезисном виде. Указан список рекомендуемой литературы по общей семиотике. Учебное пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» и аспирантов по специально-сти 10.02.19 – теория языка.
УДК81.00
ББК81.00
Введение в семиотику / Е.Ф. Серебренникова .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2015 .— 112 с. — URL: https://rucont.ru/efd/324629 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СЕМИОТИКА КАК НАУКА И ЕЕ ПОЗИЦИЯ В ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ . <...> ТРИ СТУПЕНИ СЕМИОЗИСА И ТРИ ТИПА ПРОСТЫХ ЗНАКОВ . <...> Семиотика (от греч. semeion – сема, знак, признак, сигнал) – наука, изучающая знаки и знаковые системы как средства получения, обработки, хранения (накопления), обмена и трансляции информации в человеческом обществе, в природе и в самом человеке. <...> По метонимическому переносу семиотика может означать и сами знаковые системы – природная семиотика, социальная семиотика, семиотика коммуникации, семиотика числа и т.д. <...> Более кратко можно сказать, что общая семиотика – это наука, изучающая строение и функционирование различного типа знаковых систем. <...> Также употребляется, но реже, для обозначения данной науки, термин «семиология» (Ф. де Соссюр). <...> Леви-Строса было решено создать Международную организацию семиотических исследований (IASS), официальным периодическим изданием которой стал журнал «Semiotica», а его главным редактором – Т. <...> Предмет семиотики – способы воплощения процессов означивания во всех сферах природной и социальной жизни, где имеют место обменные информационные процессы. <...> Знак в широком значении трактуется как заданный переход между определенной формой и определенным значением для рецептора/наблюдателя/интерпретатора в ситуации семиозиса – процесса/акта означивания для целей обмена; знак существует в некоторой системе. <...> Семиозис есть процесс, в котором нечто приобретает значимость для кого-то (Ч. <...> Культура как «взращиватель» смыслов и генератор знаковых систем; знак и знаковая система играют роль посредника в культуре, в культурной трансляции и континууме. <...> Тип генезиса и сфера функционирования определяют виды семиотик: биосемиотики – культурные семиотикихудожественные семиотики – искусственные семиотики. <...> Общая семиотика изучает типологию знаковых образований, вариативность их проявления, за5 кономерности их функционирования. <...> Вариативное и многообразное поле исследования <...>
Введение_в_семиотику.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Введение_в_семиотику.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В помощь магистранту и аспиранту Е. Ф. Серебренникова ВВЕДЕНИЕ В СЕМИОТИКУ Учебное пособие Иркутск МГЛУ ЕАЛИ 2015
Стр.1
УДК 81.00 ББК 81.00 Печатается по решению Ученого совета Московского государственного лингвистического университета План изд. учеб. лит. 2015, поз. 20 Рецензенты: д-р филол. наук, профессор кафедры романской филологии МГЛУ ЕАЛИ Ю. А. Ладыгин; канд. филол. наук, профессор кафедры китайского языка МГЛУ ЕАЛИ О. М. Готлиб Серебренникова, Е. Ф. ВВЕДЕНИЕ В СЕМИОТИКУ [Электронное издание]: учебное пособие. – Иркутск : МГЛУ ЕАЛИ, 2015. – 112 с. – Режим доступа: CD-R. Учебное пособие составлено в соответствии с нормативными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к организации дисциплин магистерской подготовки и подготовки аспирантов. Материалы к курсу лекций по общей семиотике и задания к семинарам изложены в тезисном виде. Указан список рекомендуемой литературы по общей семиотике. Учебное пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» и аспирантов по специальности 10.02.19 – теория языка. © Серебренникова Е. Ф., 2015 © МГЛУ ЕАЛИ, 2015 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ ЛЕКЦИЙ .......................................................................... 4 Лекция 1. СЕМИОТИКА КАК НАУКА И ЕЕ ПОЗИЦИЯ В ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ .......................................................... 4 Лекция 2. ЗНАК И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ ................................................... 13 Лекция 3. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ. ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЗНАКОВ И ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ .. 27 Лекция 4. ТРИ СТУПЕНИ СЕМИОЗИСА И ТРИ ТИПА ПРОСТЫХ ЗНАКОВ ............................................................................................. 33 Лекция 5. ФУНКЦИИ СЕМИОТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ..................................... 39 Лекция 6. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС ............................................................................................................... 44 Лекция 7. ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ СЕМИОТИКИ ......................................... 60 Лекция 8. ЛИНГВОЦЕНТРИЗМ СЕМИОТИК ЧЕЛОВЕКА ............................ 67 Лекция 9. СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ. СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОНТИНУАЛЬНОСТИ В СЕМИОЗИСЕ ........................ 74 Лекция 10. ОСНОВНЫЕ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ .................... 90 ЗАДАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРАМ ..................................................... 99 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ................................................. 108 3
Стр.3
МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ ЛЕКЦИЙ Лекция 1. СЕМИОТИКА КАК НАУКА И ЕЕ ПОЗИЦИЯ В ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Дисциплина «История и методология науки» входит в модуль фундаментальных дисциплин, направленных на формирование и развитие научно-исследовательской компетенции магистранта. Семиотика рассматривается как часть данной дисциплины, поскольку ее изучение позволяет овладеть универсальным научным подходом к объектам изучения с точки зрения взаимосвязи их формы и содержания, раскрыть основные вехи в истории научного познания человека, природы, общества и культуры, ознакомиться с важнейшими принципами, теориями, методами, приёмами анализа семиотического континуума. ☼ Семиотика (от греч. semeion – сема, знак, признак, сигнал) – наука, изучающая знаки и знаковые системы как средства получения, обработки, хранения (накопления), обмена и трансляции информации в человеческом обществе, в природе и в самом человеке. По метонимическому переносу семиотика может означать и сами знаковые системы – природная семиотика, социальная семиотика, семиотика коммуникации, семиотика числа и т.д. Более кратко можно сказать, что общая семиотика – это наука, изучающая строение и функционирование различного типа знаковых систем. Также употребляется, но реже, для обозначения данной науки, термин «семиология» (Ф. де Соссюр). Как отдельная область знания, семиотика выделяется в начале второй половины ХХ в., но лишь в 1969 г. в Париже при активном 4
Стр.4
участии Р. Якобсона, Э. Бенвениста и К. Леви-Строса было решено создать Международную организацию семиотических исследований (IASS), официальным периодическим изданием которой стал журнал «Semiotica», а его главным редактором – Т. Себеок. Первым президентом ассоциации стал Э. Бенвенист, а генеральным секретарем – А. Греймас. Предмет семиотики – способы воплощения процессов означивания во всех сферах природной и социальной жизни, где имеют место обменные информационные процессы. ☼ Ключевые понятия семиотики: знак, знаковые системы, семиозис, информация, обменные процессы, семиотический континуум. Знак в широком значении трактуется как заданный переход между определенной формой и определенным значением для рецептора/наблюдателя/интерпретатора в ситуации семиозиса – процесса/акта означивания для целей обмена; знак существует в некоторой системе. Семиозис есть процесс, в котором нечто приобретает значимость для кого-то (Ч.Моррис). Знаковые системы упорядочивают мир, делают его предсказуемым, задают определенные образцы поведения и модели мира. Культура как «взращиватель» смыслов и генератор знаковых систем; знак и знаковая система играют роль посредника в культуре, в культурной трансляции и континууме. Тип генезиса и сфера функционирования определяют виды семиотик: биосемиотики – культурные семиотики – художественные семиотики – искусственные семиотики. Общая семиотика изучает типологию знаковых образований, вариативность их проявления, за5
Стр.5
кономерности их функционирования. Для специалистов сферы гуманитарных наук и лингвистики особое значение имеет лингвосемиотика, учитывающая принцип лингвоцентризма культурогенной деятельности человека и решающую роль языка для существования и эволюции цивилизации. ☼ Человеческий вербальный язык рассматривается как естественная национальная (этнокультурная) семиотика, формирующаяся в антропогенезе, совмещенном с культурогенезом и концептогенезом. Для человека и общества все другие семиотики являются инклюзивными по принципу лингвоцентризма деятельности homo sapiens в процессах его адаптации к миру, познании, освоении и преобразовании мира. Язык – вторичная сигнальная система человека, развивающаяся в опыте познания мира и обмене информацией во взаимодействии между людьми, в формировании и активизации лингвокогнитивных процессов, связанных с развитием способности к абстрагирующей мыслительной деятельности и к символизации мира в коммуникации. ◊ Вариативное и многообразное поле исследования в семиотике включает различные системы означивания в природе и обществе: биологические системы сигнализации и значимого изменения поведения и управления им; естественные и искусственные языки, языки искусства и науки, письменный и устный способ означивания, символика, все типы поддающихся ощущению знаковых систем. Наиболее общая исследовательская проблемная ситуация в семиотике – ситуация семиозиса. 6
Стр.6
◊Методологическая роль и инструментальная ценность семиотики в гуманитарных науках Семиотика представляет возможность увидеть онтологическое единство любых информационных процессов в природе и обществе, обусловленное использованием в них знаков; открыть единую знаковую основу информационных процессов, осмыслить закономерности познания и общения, обусловленные семиотической природой этих процессов; охарактеризовать информационно-семиотическую компоненту в структуре личности и в структуре социума; использовать в гуманитарных науках точные методы; расширить круг, интегрировать гуманитарные исследования. Семиотический анализ дополняет знание определенного языка общей концепцией, которая принимает во внимание знаковую природу единиц, создающих данную систему; сопоставлением разных систем; возможностью выявить самые существенные черты каждой отдельно взятой семиотики. Отношение семиотики к наукам, как пишет Ч. Моррис, двоякое: с одной стороны, семиотика – это наука в ряду других наук, с другой – это инструмент науки. Как метод, семиотика используется практически во всех исследованиях человеческой деятельности. Существуют исследования семиотики городского пространства, городской дороги, семиотики гадания, семиотики театрального пространства, семиотики жестов, семиотики туризма, семиотики масок, семиотики часов и зеркал, вестиментарная семиотика, семиотика еды, семиотика ритуалов и пр. Рассматриваемая как наука, она сопоставима практически со всеми современными гуманитарными науками. Именно по этой причине так широко представлены исследования на тему «семиотика и психоана7
Стр.7
лиз», «семиотика ритуала», «семиотика повседневности», «семиотика и исследования литературных текстов», «семиотика сказки», «семиотика кино», «семиотика власти», «семиотика дискурса». ◊ Семиотика, выполняя роль одного из базовых методологических подходов к исследованию феномена языка в русле современной научной парадигмы и образуя междисциплинарное поле лингвосемиотики, развивается в вариативных направлениях, в ряду которых выделяются: семиотика искусного слова, семиотика коммуникации, семиотика дискурса, семиотика Интернета, семиотика визуализации, семиотика масс-медийного коммуникативного пространства, семиотика мультилингвизма, семиотика и теория катастроф, семиотика событийности и т.д. ◊К истории становления семиотики Понятие знака восходит к стоикам, с античности развиваются два основных подхода к имени (знаку) вещи. Определение знака как единства звуков и значения, формы и содержания, прошло через всю средневековую философию, в которой создаются концепции номинализма и реализма. В философских учениях XVII–XVIII вв. обосновывается условность знаков и особая роль знаков в языке. Философы обосновывают идею о том, что Слово – это знак Мысли. Эту идею поддерживают позже выдающиеся лингвисты В. фон Гумбольдт и А. А. Потебня. С ХIX в. развиваются лингвистические (Ф. де Соссюр), логические (Ч. С. Пирс), физиологические (В. Вундт, И. М. Сеченов), психологические (Л. С. Выготский) и другие направления в семиотике. Ранние зачинатели семиотики: Августин Блажен8
Стр.8
ный, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. В. Лейбниц. В XIX–XX концепции знаков создают В. фон Гумбольдт, А. А. Потебня, К. Бюлер (вводит понятие «отправителя» в ситуацию семиозиса, обосновывает функции знаков в языке), И. А. Бодуэн де Куртене. Основателем семиологии является Ф. де Соссюр. Другими ключевыми фигурами в развитии семиотики как науки были Чарльз Сандерс Пирс (1839 – 1914), Чарльз Уильям Моррис (1901 – 1979), Готлоб Фреге (1848–1925). Основы семиотики развивали представители Пражской лингвистической школы и Копенгагенского лингвистического кружка (Н. С. Трубецкой, Л. Ельмслев, В. Брендаль), русской «формальной школы» (Ю. Тынянов, В. Шкловский), московско-тартуской школы (Ю. Лотман, Б. Успенский, В. В. Иванов, В. Топоров), а также Э. Гуссерль, Р. Карнап, А. Тарский, Г. Гадамер и многие другие. Ведущими современными теоретиками являются Роланд Барт, Умберто Эко, Альгирдас Греймас, Юрий Сергеевич Степанов. Некоторые лингвисты работали именно в семиотическом русле, особо среди них выделяется Роман Осипович Якобсон. Семиотику трудно отделить от структурализма, главными представителями которого являются Клод Леви-Стросс в антропологии и Жан Лакан в психоанализе. Большое значение для развития науки о знаках и процессах означивания имели труды психологов, физиологов, а также литературоведов и культурологов. Сегодня в семиотику включены лингвисты, философы, психологи, социологи, логики, антропологи, литературоведы, эстетики, специалисты по информатике, «масс-медиа» и образованию. Особую роль в истории семиотики сыграла лингвистическая семиология швейцарского учёного Ф. де Соссюра (начало ХХ в.). В язы9
Стр.9
ковой знак Ф. де Соссюр включил две составляющие: означающее (акустический образ) и означаемое (мысленный образ). Обе составляющие хранятся в мозгу человека. Мысленный образ не наблюдаем, что порождает дискуссии по поводу устройства знака. ◊ Сторонники Ф. де Соссюра развивают билатеральную (двустороннюю) теорию. Противники данной теории предлагают унилатеральную (одностороннюю) теорию, согласно которой знаком является только означающее (лексема), тогда как означаемое (семема) в состав знака не входит. Особенностью языка является асимметрия знака, отсутствие жесткой закрепленности означающего за конкретной семемой. Ограниченное количество лексем способно передавать неограниченное количество семем. В то же время такие характеристики знака (элемента феномена языка, имеющего социальный характер), как конвенциональность, мотивированность в координатах определённого контекста, свидетельствуют о наличии у лексемы общепризнанного значения, позволяющего передавать и воспринимать смыслы в коммуникации. ◊Границы семиотики подвижны, она является пограничной дисциплиной как в плане методов, так и в плане предмета исследования. Семиотика образует междисциплинарную область с такими науками, как философия, эпистемология, теория коммуникации, биология, психология, социальная психология, культурология, филологические дисциплины, лингвистика, этология – отрасль биологии, исследующая все виды врожденного поведения – инстинкты и т. д. В настоящее время выделяются общая и частные семиотики, логикоматематическая семиотика (Б. Рассел, Р. Карнап), лингвосемиотика, 10
Стр.10