КАЛЕНДАРЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ
Больше информации и событий в сфере образования — на сайте журнала http://obr.direktor.ru
ОЦЕНКА
КАЧЕСТВА
В 2016 году
По данным Минобрнауки, лишь 20% российских школ полностью готовы обеспечить
обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных
классах.
В российских школах должны появиться стандарты для инклюзивного образования.
Сегодня в инклюзивных классах уже обучается около 160 тысяч
детей. Потребности в таком образовании гораздо больше. В России примерно
500 тысяч детей-инвалидов плюс дети с особенностями развития, которые
не имеют инвалидности, но нуждаются в специальных условиях обучения. И
желательно — в массовых школах, в окружении здоровых сверстников.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Декабрь 2015 г.
На сайте Правительства России опубликована утвержденная премьер-министром
Дмитрием Медведевым программа «Содействие созданию в субъектах
Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях»
на 2016–2025 годы. В соответствии с ее реализацией к обозначенному сроку
в субъектах РФ будет создано 6,6 млн новых мест в общеобразовательных
организациях, а все школьники страны будут учиться в одну смену.
http://government.ru/media/files/EEqrezbAyt3pEvnLD1qIn4hkk9r8Bk3i.pdf
МЕТОДИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
2016–2017 гг.
К декабрю 2016 года Минобрнауки России планирует запустить портал
«Электронная школа». Речь идет о специальном интернет-ресурсе, на котором
будут размещены все уроки для учеников с 1-го по 11-й классы. Только на
первом этапе проекта на него предполагается израсходовать 300–450 миллионов
рублей. Стоит обратить внимание на то, что в настоящий момент в российском
сегменте сети Интернет уже есть несколько аналогичных и полностью
бесплатных для пользователей проектов.
С 1 сентября 2017 года в школьной программе по обществознанию для девятого
класса появится спецкурс «Финансовая грамотность». Изначально речь
шла об отдельном предмете, но в Министерстве образования предложили
ограничиться спецкурсом. Планируется, что школьникам расскажут базовые
вещи о процентных ставках, ценных бумагах и банках.
Стр.2
СТРАТЕГИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
В тайм-менеджменте есть довольно известная
модель, она называется матрицей Эйзенхауэра.
В первом номере 2016 года я говорил об этой
модели, дополнив матрицу вот такой таблицей:
Категория дел
(по матрице
Эйзенхауэра)
1. Дела важные
и срочные
2. Дела важные,
но не срочные
3. Дела срочные,
но не важные
4. Не важные
и не срочные
Рекомендуемая
стратегия
Делать
Планировать,
контролировать,
делать
Делегировать,
контролировать
Не
делать
(«повесить на
гвоздь»)
Оптимальная
доля времени
в рабочем дне
на данную
категорию
Свести к нулю
Не менее 20%
Оставшееся
время
Свести к нулю
Попробуем расставить некоторые акценты.
1. Срочные и важные дела (первая категория
дел) нельзя не делать.
И вот это «нельзя не делать» важно тем, что в теории
долю таких дел надо постараться свести к
нулю, спланировав их выполнение ДО ТОГО,
как они стали срочными.
Проблема в том, что чаще всего это довольно
трудно, особенно в деятельности руководителя,
поскольку часто действуют не зависящие от нас
факторы (форс-мажоры). Часть из них можно
предвидеть. А значит, хороший помощник руководителя
— интуиция.
2. Вторая категория — не срочные, но важные
дела — требует планирования, контроля
ну и, конечно, их тоже надо делать.
Интересно то, что на такие дела стоит отвести
не менее 20% времени. Это связано с принципом
Парето.
1
Причем стоит отметить, что, если по ходу выполнения
этих дел их важность уменьшается, а срочность
увеличивается, их можно делегировать,
поскольку они переходят в третью категорию.
3. В отношении третьей категории — дел
срочных, но не важных — можно рекомендовать
преимущественно использовать
стратегии делегирования и контроля.
Распределение этих дел займет оставшееся время
руководителя в той мере, в какой оно будет
освобождено от авралов и «горящих задач», с
одной стороны, и рутины и пожирателей времени,
т. е. дел четвертой категории, с другой
стороны.
4. К четвертой категории дел по возможности
стоит применить «правило трех гвоздей»,
и в идеале время, которое мы тратим на
них, должно также быть сведено к нулю.
Другое дело, что, так же как и в случае с важными
и срочными делами, невозможно полностью
уйти от рутины и не «терять время».
Конечно, любая модель всегда несколько идеализирована.
Как происходит в вашей конкретной
практике, точнее всего понимаете именно
вы. При этом, возможно, стоит использовать
эту модель в качестве инструмента для анализа
этой практики.
Сколько времени в течение дня у вас уходит на
дела разной категории? Какие это дела? Могут
получиться интересные наблюдения, и вашу
стратегию будете определять именно ВЫ, а не
внешние обстоятельства. Удачи!
Шиварев Павел,
главный редактор
Журнал руководителя управления образованием 2/2016
Стр.3
Журнал руководителя управления образованием
Колонка
редактора
Образовательная
политика
Стратегия руководителя .........................................................................1
Шиварев П. В.
Доктрина образования человека — начать с региона .........................5
Хуторской А.В.
Реализация концепции общенациональной системы выявления
и развития молодых талантов .............................................................13
Шиварев П.В.
Экономика
и право
Оценка
качества
Кадровый
менеджмент
Общие требования по определению нормативов затрат
выработаны, что дальше? ....................................................................27
Типенко Н.Г.
Приказ Минобрнауки России от 22.09.2015 № 1040. Ключевые
положения, касающиеся определения нормативных затрат
в организациях общего образования (выборка) ...............................31
Независимая оценка качества деятельности
муниципальной методической службы ..............................................38
Васина О. С.
Невыдуманные истории об учительской квалификации
и мысли о том, что с этим делать ........................................................44
Митяшов П. В.
Практика
управления
РЕДАКЦИЯ
Главный редактор
П.В. Шиварев
Ответственный секретарь
М.Г. Драмбян
2
Поддержка инициатив граждан: условия эффективности
взаимодействия муниципалитета и общественности ......................48
Сеппянен Т. П.
ГОУО Копейского округа: инновационная модель
взаимодействия ....................................................................................53
Абдуллина С. В.
«Пространство новых возможностей» ................................................59
Бобок О. В., Даутова С. Д., Ушакова С. А.
ДИЗАЙН И ВЕРСТКА
Технический редактор
Е.С. Воронова
Макет
А.В. Наровлянский,
Е.С. Воронова
Обложка
Е.В. Другаченок
ekdrug@gmail.com
Корректоры
Д.П.Рысаков,
Г.В. Яковлева
ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ
«Ïðåññà Ðîññèè» — 74341
«Ðîñïå÷àòü» — 74341
«ÌÀÏ» — 16526
Редакционная подписка
(495) 710-30-01
shop@direktor.ru
Татьяна Доронина
АДРЕС ДЛЯ ПИСЕМ
115280, Ìîñêâà, à/ÿ 99
ТЕЛЕФОН (495) 710-30-01
E-MAIL obr@direktor.ru
WEB-ÑÀÉÒ
http://obr.direktor.ru
Журнал руководителя управления образованием 2/2016
Стр.4
http://obr.direktor.ru
Методическое
СОПРОВОЖДЕНИЕ
Полезная
информация
ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРАХ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ЛЕГКО
№2/2016
Сетевое взаимодействие как инструмент эффективного
сотрудничества с родителями на муниципальном уровне ..............67
Кушкова Т. В.
Внешкольная занятость детей и подростков — почему это
так важно и как этим управлять .........................................................73
Поливанова К.Н., Сивак Е.В., Лебедев М.В.
Новому времени — новый формат журнала ......................................79
Шиварев П.В.
Региональные аспекты реализации Федеральной целевой
программы развития образования .....................................................21
Как освоить коучинговый подход: 10 советов руководителю ..........34
УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ — ООО «Издательская фирма “Сентябрь”». Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, рег. ПИ ¹ ФС 77–61072. КОМПЬЮТЕРНЫЙ НАБОР И ВЕРСТКА: ООО «Издательская фирма “Сентябрь”».
115280, Ìîñêâà, à/ÿ 99. ОТПЕЧАТАНО в ОАО «Ïåðâàÿ Образцовая òèïîãðàôèÿ». Филиал «Чеховский Печатный Äâîð», 142300, Московская îáëàñòü,
ã. ×åõîâ, óë. Полиграфистов, ä.1
Формат 84õ108 1/16.
Óñë. ïå÷. ë. 10. Ó÷.-èçä. ë. 9,6.
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Тираж 285 ýêç.
Заказ ¹
© «Æóðíàë руководителя управления îáðàçîâàíèåì», 2016 © ООО «Издательская фирма “Ñåíòÿáðü”», 20156
Сдано в набор 18.01.2016.
Подписано в печать 10.02.2016.
При перепечатке материалов письменное согласие редакции и ссылка на «Журнал руководителя управления образованием» обязательны.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
3
Журнал руководителя управления образованием 2/2016
Стр.5