педагогика № 3, 2016 Е.В. Коротаева Организация взаимодействий в образовательном процессе школы 1 ¹ 3, 2016 г. БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ педагогика ¹ 3, 2016 Е.В. Коротаева Организация взаимодействий в образовательном процессе школы Ответственный редактор — кандидат педагогических наук М.А. Ушакова Москва • «СЕНТЯБРЬ» • УДК 373.3/. <...> К68 Е.В. Коротаева Организация взаимодействий в образовательном процессе школы — М. <...> ISBN 978-5-88753-168-7 Педагогика взаимодействия различных субъектов образовательного процесса признается сегодня одной из наиболее актуальных проблем развития школы. <...> Автор книги детально описывает особенности различных видов педагогических взаимодействий, раскрывает в этой связи роли субъектов образовательного процесса и предлагает многочисленные способы построения конструктивных взаимодействий в школе: общение, диалог, учебное сотрудничество, интерактивное обучение и др. <...> Но в одних взаимодействиях индивид выступает как активный их участник, влияющий на форму и содержание совместной деятельности, а в других — в качестве пассивного объекта, зрителя, исполнителя. <...> Именно эта социально значимая перспектива просматривается в федеральных государственных образовательных стандартах 6 ¹ 3, 2016 г. (ФГОС), где обращение к необходимости готовить обучающегося к межличностным взаимодействиям видно на каждой ступени образования. <...> ФГОС основного общего образования включают в себя: • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; • формирование коммуникативной <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№3_2016.pdf
1
¹ 3, 2016 ã.
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
педагогика ¹ 3, 2016
Е.В. Коротаева
Организация взаимодействий
в образовательном процессе
школы
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «ÑÅÍÒßÁÐÜ» •
Стр.2
УДК 373.3/.5.02
ББК 74.202.4
Ê68
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
Ê68
Е.В. Коротаева
Организация взаимодействий в образовательном
процессе школы — Ì.: Ñåíòÿáðü, 2016. — 192 ñ.
ISBN 978-5-88753-168-7
Педагогика взаимодействия различных субъектов образовательного
процесса признается сегодня одной из
наиболее актуальных проблем развития школы. Автор
книги детально описывает особенности различных видов
педагогических взаимодействий, раскрывает в этой связи
роли субъектов образовательного процесса и предлагает
многочисленные способы построения конструктивных
взаимодействий в школе: общение, диалог, учебное
сотрудничество, интерактивное обучение и др. Предлагаемые
материалы могут быть использованы непосредственно
в образовательном процессе с целью организации
дискуссионных клубов, педагогических гостиных и других
форм эффективного взаимодействия.
Пособие адресовано руководителям образовательных
учреждений, педагогам и другим категориям педагогических
работников.
УДК 373.3/.5.02
Е.В. Коротаева
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2016
Ìîñêâà, 2016
Стр.3
3
Содержание
Введение .................................................................... 4
Научные основы педагогики взаимодействий ................... 9
Развитие педагогики взаимодействий ..................................... 9
Определение педагогического взаимодействия .................... 20
Типы и виды взаимодействий ................................................ 31
Тактика и стратегия взаимодействий учителя и ученика ........ 43
Практика педагогических взаимодействий .................... 57
Общение как основа взаимодействий ................................... 57
Диалог в образовательном процессе .................................... 70
Учебное сотрудничество: основания и возможности ............. 82
Оценка как процесс и результат учебных взаимодействий .... 94
Проблемы и перспективы педагогики взаимодействий .... 106
Технология интерактивного обучения ...................................106
Реалии и проблемы интерактивного обучения ......................120
О дидактическом взаимодействии в дистанционном
обучении ...............................................................................129
Заключение ............................................................. 140
Приложения ............................................................. 143
Приложение I. Учебная программа дополнительного
профессионального образования ......................................... 143
Приложение II. Матричный анализ урока ..............................154
Приложение III. Методические разработки для занятий
с педагогами школы ..............................................................165
Приложение IV. Игры на развитие межличностного
взаимодействия .................................................................... 177
Рекомендуемая литература ........................................187
¹ 3, 2016 ã.
Стр.4