ACADEMIC ENGLISH
FOR MASTER’S STUDENTS
Улан-Удэ
2021
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА»
ACADEMIC ENGLISH
FOR MASTER’S STUDENTS
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебного пособия для обучающихся
по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2021
Стр.2
УДК 378.016:811.111(075.8)
ББК 74.480я73
A 18
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского госуниверситета имени Доржи Банзарова
(протокол № 2 от 10.03.2021 г.)
Р е ц е н з е н т ы
Л. Д. Раднаева
д-р филол. наук, доцент кафедры иностранных языков
Бурятского госуниверситета имени Доржи Банзарова
С. И. Гармаева
канд. пед. наук, зав. кафедрой иностранных и русского языков
Бурятской сельскохозяйственной академии имени В. Р. Филиппова
A 18
Academic English for Master’s Students: учебное пособие /
сост. М. Г. Аюшеева. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2021.— 100 с. ISBN 978-5-9793-1586-7
В учебном пособии представлен материал по темам, связанным с
актуальными вопросами высшего образования. Пособие состоит из
текстов, тщательно подобранных из современных англоязычных научных
статей и официальных сайтов образовательных организаций.
Также представлены упражнения, вводящие в изучаемую тему, направленные
на понимание общего и детального содержания текстов,
задания с видеоматериалом из интернет-источников, подходящие по
тематике и позволяющие студентам развивать навыки аудирования
и говорения. Пособие дополнительно содержит систематические
комментарии об особенностях научного английского языка с примерами
из предлагаемых текстов. Кроме того, в пособии имеются задания
для развития навыков рефлексирования и критического мышления.
Пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки
44.04.01 Педагогическое образование.
УДК 378.016:811.111(075.8)
ББК 74.480я73
ISBN 978-5-9793-1586-7
© М. Г. Аюшеева, составление, 2021
© Бурятский госуниверситет, 2021
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебное издание представляет собой учебное пособие
для дисциплины Иностранный язык для специальных целей» в
рамках реализации образовательной программы высшего образования
по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование»
очной заочной формы обучения и подготовлено в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования.
Дисциплина Иностранный язык для специальных целей» относится
к обязательным дисциплинам базовой части Блока 1 в структуре
ОП. Изучение дисциплины направлено на формирование универсальных
компетенций:
УК4. Способен применять современные коммуникативные технологии,
в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического
и профессионального взаимодействия.
УК5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур
в процессе межкультурного взаимодействия.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- основные способы словообразования;
- лексический минимум терминологического характера, в том
числе в области узкой специализации;
- лексику общенаучной тематики;
- основные грамматические явления, характерные для общенаучной
и профессиональной речи;
- особенности научного стиля речи;
- виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения,
деловое письмо, биография.
уметь:
- высказываться в связи с предложенной коммуникативной задачей
на темы общенаучного и профессионального характера;
- логично и последовательно выражать свою мысль мнение в
связи с предложенной ситуацией общения;
- вести двусторонний диалог-расспрос в рамках изучаемой тематики;
-
участвовать в управляемой дискуссии на темы, связанные со
специальностью;
3
Стр.4
- понимать на слух устную (монологическую и диалогическую)
речь в рамках изучаемых тем общенаучного и профессионального
характера;
- читать и понимать со словарем литературу по широкому и узкому
профилю изучаемой специальности.
Владеть:
- навыками устной коммуникации и применять их для общения
на темы учебного, общенаучного и профессионального общения;
- основными навыками письменной коммуникации, необходимыми
для ведения переписки в профессиональных и научных
целях;
- основными приемами аннотирования, реферирования литературы
по специальности;
- основами публичной речи – делать подготовленные сообщения,
доклады, выступать на научных конференциях.
Основной задачей настоящего учебного пособия является организация
работы обучающихся по изучению актуальных вопросов
современного образования, обсуждаемых в англоязычных научных
статьях, в рамках дисциплины Иностранный язык для специальных
целей».
Пособие состоит из предисловия, трех разделов и библиографического
списка. В конце пособия имеются ключи и рекомендации
для студентов по чтению, дискуссии, аудированию и переводу научных
текстов на иностранном языке.
Первый раздел посвящен обсуждению Болонского процесса,
сыгравшего ключевую роль в формировании системы современного
российского образования. Данный раздел делится на три части: Болонский
процесс, Болонский процесс в России, высшее образование
в России.
Следующий раздел содержит две части, включающие материал
об академической мобильности и программах академического
обмена.
Последний раздел также содержит две части, в которых даются
рекомендации по развитию навыков конспектирования и критического
мышления.
Одной из целей дисциплины Иностранный язык для специальных
целей» является обучение студентов-магистрантов представлять
результаты исследовательской и проектной деятельности на
различных публичных мероприятиях, участвовать в академических
4
Стр.5
и профессиональных дискуссиях на иностранном языке. Данное
учебное пособие направлено в значительной степени на развитие
таких видов речевой деятельности, как чтение, аудирование, говорение.
Оба
раздела учебного пособия и составляющие его части представлены
текстами из научных статей и официальных сайтов организаций.
Все части снабжены упражнениями на понимание содержания
текстов, лексико-грамматическими упражнениями, заданиями
для развития навыков рефлексирования и критического мышления.
Кроме этого, имеются задания с видеоматериалом из интернетисточников,
подходящие по тематике и позволяющие студентам
развивать навыки аудирования и говорения.
5
Стр.6
Аудирование научных текстов
Стратегии для прослушивания
сверху вниз»:
- Перед лекцией просмотрите и спрогнозируйте темы лекции.
- Просмотрите предлагаемый материал.
- Подумайте, как новая информация будет связана с предыдущими
лекциями.
- Во время лекции определите структуру лекции (т.е. проблемы
решение, обзор литературы и т.д.)
- Обратите внимание на количество затронутых основных тем и
их взаимосвязь.
- Выделяйте фразы, которые вводят, резюмируют или меняют
тему.
После лекции продолжите обсуждение темы.
- Проверьте свои заметки на предмет неполной информации.
-Обратитесь к друзьям или к экспертам с вопросами о пропущенной
вами информации.
Стратегии для прослушивания снизу вверх»:
- Сосредоточьтесь на выделенных словах.
- Слушайте длинные и громкие слова (обычно это существительные,
глаголы, прилагательные и наречия). Эти слова несут самую
важную информацию.
- Обратите внимание на повторяющиеся термины и паузы. Используйте
их как подсказки для возможных ключевых моментов
лекции.
- Не пытайтесь понять каждое слово. В устной речи не все слова
являются важными и грамматически верными.
(адаптировано из Academic Listening Strategies)
98
Стр.99