Литературное сравнение: современные теории и их истоки в античной риторике 103 ЛИТЕРАТУРНОЕ СРАВНЕНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ И ИХ ИСТОКИ В АНТИЧНОЙ РИТОРИКЕ И.А. <...> Шефф Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, филологический факультет Традиция исследования сравнения берет свои истоки в античной риторике. <...> Как специалистов в этой области, так и исследователей современной теории литературы интересуют такие аспекты, связанные с явлением сравнения, как история самого термина «сравнение», место сравнения в структуре стилистических и художественных средств и его соотношение с метафорой, а также формальные способы его выражения. <...> При различной интерпретации сравнения всегда оценивается его роль как метода и средства познания, а также представления знания. <...> Своими достижениями познание в определенной степени обязано сравнению – как базовой единице аналогического мышления. <...> Относительно немного внимания уделено ему и в филологии, хотя, по словам Ю.М. Королькова, автора статьи о сравнении в «Краткой литературной энциклопедии», «проблема сравнения относится к числу тех, которые лежат в основе художественной речи и поэтики» [5: 125]. <...> Основные аспекты, которые могут вызывать интерес и у исследователей современной теории литературы, и у специалистов в области античной риторики, связаны, вопервых, с самим термином «сравнение», во-вторых, с определением его места в общей структуре стилистических и художественных средств и, в частности, с его соотношением с метафорой; а в-третьих, с его выражением, т. е. с формальными способами его реализации. <...> Русское слово «сравнение» обладает широкой областью употребления, отнюдь не только терминологического, вследствие чего использование его в качестве термина не вполне отвечает одному из главных требований терминологии – обозначать «строго определенное понятие»1: мы говорим «сравнение» и применительно к акту мышления, и анализируя подчас различные <...>