4 Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена — «спрос» и «предложение», размеры которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. <...> Таким образом, знание вопросов ценообразования, т.е. процесса формирования цен на товары и услуги определяет первостепенную их роль в структуре экономики (рис. <...> Оптовая (отпускная) цена — цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю в целях его последующей перепродажи или профессионального использования. <...> Случаи, в которых уполномоченными на то государственными органами осуществляется установление или регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), должны быть предусмотрены законом. <...> Условия договора, нарушающие установленные или регулируемые государством цены, недействительны в соответствии с п. 1 ст. 422 и ст. <...> Поэтому при установлении нарушения регулируемых государством цен любой орган, гражданин или организация вправе требовать применения последствий недействительности ничтожной сделки. <...> Но это не меняет того, что с точки зрения экономической теории является главным: обращение к линейной алгебре, с помощью которой в чисто математическом плане возможно искусственное установление цен, приводит к важнейшему политико-экономическому выводу — экономика есть как объект бесконечномерный, такой, где спрос и предложение складываются в результате взаимодействия бесконечного числа факторов, как общественное устройство, условия жизни, способности, трудолюбие, наклонности, вкусы миллионов и миллиардов людей. <...> Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена: «спрос» и «предложение», — которые определяют объем сделок и уровень цен на рынке. <...> Закон спроса имеет общепринятое в экономической теории графическое изображение (рис. <...> Закон спроса — величайший закон рыночной экономики, ибо он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать <...>
Цены_и_ценообразование._2-е_изд.,_перераб._и_доп._Учебник._Гриф_УМО._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки..pdf
УДК 338.5(075.8)
ББК 65.256ÿ73
Ë34
Рец ен зе нт û:
Заслуженный экономист РФ,
доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН В.К. Сенчагов
(руководитель Центра финансовых исследований Института экономики РАН,
вице-президент, председатель секции Проблем макроэкономики и социального
рыночного хозяйства РАЕН)
доктор экономических наук, профессор В.В. Зубенко
(Государственный университет Министерства финансов РФ)
кандидат экономических наук, доцент Н.С. Дегтярева
(Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы)
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Лев, Михаил Юрьевич.
Л34 Цены и ценообразование: учебник для студентов вузов,
обучающихся по специальностям «Финансы и кредит»,
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»,
«Íàëîãè и налогообложение» / Ì.Þ. Ëåâ. — 2-å èçä.,
ïåðåðàá. и äîï. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2015. — 383 ñ.
ISBN 978-5-238-02643-5
Агентство CIP РГБ
Рассматриваются теоретические вопросы ценообразования в современных
условиях развития экономики России, анализируются нормативные правовые
акты, регулирующие действующий порядок ценообразования как в России,
так и в промышленно развитых странах.
Проблемы ценообразования раскрываются во взаимосвязи с экономической
теорией, маркетингом, налогообложением, бухгалтерским учетом.
Представлен анализ практики арбитражных судов в отношении разрешения
споров по установлению и применению цен.
Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических и юридических
вузов, слушателей послевузовского образования, а также для
специалистов — экономистов, бухгалтеров, работников государственных
органов, научных сотрудников.
ББК 65.256ÿ73
ISBN 978-5-238-02643-5
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2008, 2015
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ от 5 апреля 2013 ã. ¹ 44-ÔÇ). Воспроизведение всей книги или
любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернетсети,
запрещается без письменного разрешения издательства.
Стр.3
Введение 3
Раздел I. СИСТЕМА ЦЕН. МЕТОДОЛОГИЯ
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Глава 1. Место и роль цены
1.1. Цена в структуре экономики
1.2. Деньги. Цена в стоимости оплаты
1.3. Цена в гражданском законодательстве
1.4. Цена в рыночном хозяйствовании
Глава 2. Классификация цен
2.1. Функции цены
2.2. Система цен в управлении экономикой
2.3. Виды цен
2.4. Ñêèäêè, надбавки к цене
Раздел II. КОММЕРЧЕСКОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
5
6
6
8
10
18
45
45
50
57
66
69
Глава 3. Ценовая политика предприятия в рыночных условиях 69
3.1. Выбор целей, задач и стратегии ценообразования
3.2. Виды ценовых стратегий
3.2.1. Стратегии «öåíà — öåííîñòü»
3.2.2. Конкурентные стратегии ценообразования
3.3. Подходы (задачи) ценообразования
3.4. Затраты производства
3.5. Учет расходов
3.6. Методы ценообразования
Глава 4. Цена по договорам контрактации
4.1. Цена в контракте на поставку товаров
для государственных (муниципальных) нужд
4.2. Цена при общем порядке размещения заказов
4.3. Цена при размещении заказа путем проведения
конкурса
4.4. Цена при размещении заказа путем проведения
аукциона
71
80
82
90
93
94
105
114
129
129
130
135
138
4.5. Цена при размещении заказов путем запроса котировок 144
4.6. Цена при размещении заказа путем запроса котировок
в целях оказания гуманитарной помощи
147
Стр.381
4.7. Цена при размещении заказа у единственного
поставщика (исполнителя, подрядчика)
4.8. Цена при размещении заказов на поставку товаров
для государственных (муниципальных) нужд
на товарных биржах
Раздел III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
Глава 5. Государственное регулирование цен (тарифов)
5.1. Регулирование цен: понятие и принципы
5.2. Правовые вопросы государственного
регулирования цен
5.3. Контроль за соблюдением государственной
дисциплины цен
5.4. Государственное регулирование цен
в промышленно развитых странах
Глава 6. Цены и налоги
6.1. Налоги и сборы, включаемые в цену
товара, работ, услуг
6.2. Налоги, сборы и другие платежи, включаемые
в издержки
6.3. Налоги и другие платежи, уплачиваемые
за счет прибыли
6.4. Определение цены в целях налогообложения
6.5. Оптимизация налогов в целях стабилизации цен
Глава 7. Цены и инфляция
7.1. Инфляционные процессы: понятие и сущность
7.2. Причины возникновения инфляции
7.3. Теории инфляции
7.4. Типы и виды инфляции
7.5. История и природа инфляции в России
в период перехода к рыночной экономике
Раздел IV. ЦЕНЫ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА
Глава 8. Цены мирового рынка и внешнеторговые цены
8.1. Особенности формирования мировых цен
по основным товарным группам
8.2. Базисные условия поставки для внешнеторгового
ценообразования
381
149
153
4.9. Практические задания и решения
к разделу «Учет расходов» и «Методы ценообразования»156
163
164
166
170
173
179
215
221
225
229
230
247
252
252
254
256
269
274
287
288
290
308
Стр.382
382
8.3. Ценообразование на экспортную продукцию
8.4. Ценообразование на импортную продукцию
8.5. Источники ценовой информации
8.6. Таможенно-тарифное регулирование
8.7. Налог на добавленную стоимость
8.8. Акцизы
Раздел V. ЦЕНЫ СОВРЕМЕННОГО КОНКУРЕНТНОГО
РЫНКА
Глава 9. Цены и конкурентоспособность
9.1. Конкурентоспособность
9.2. Мониторинг конкурентной среды
9.3. Цена как важнейшая характеристика
конкурентоспособности товара
9.4. Оценка стратегических позиций
319
322
326
328
346
350
357
358
360
363
365
368
9.5. Факторы формирования макроконкурентоспособности 371
Библиографический список
378
Стр.383