История ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 2 (38) СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЯ Минаков А. С. <...> Всеподданнейшие отчеты губернаторов Российской империи: современные проблемы историографии . <...> Статистическая деятельность Министерства внутренних дел в Оренбургской губернии в 30–50-е гг. <...> Игровой модус повествования в романе Андрея Белого «Маски» . <...> Ядерное содержание одного из микрополей концепта «скука» . <...> Показатели оценивания и анализ развитости компетенций студентов вуза в процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы . <...> История UNIVERSITY PROCEEDINGS VOLGA REGION HUMANITIES № 2 (38) CONTENTS HISTORY Minakov A. <...> Social status of “the knowing ones” in the traditional russian society (by materials of Volga region in XIX – early XX centuries) . <...> История ИСТОРИЯ УДК 94 (47) DOI: 10.21685/2072-3024-2016-2-1 А. С. Минаков ВСЕПОДДАННЕЙШИЕ ОТЧЕТЫ ГУБЕРНАТОРОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ Аннотация. <...> Всеподданнейшие отчеты губернаторов являются одним из наиболее востребованных исторических источников, что определяет необходимость изучения опыта его использования. <...> Цель работы – проанализировать этапы изучения годовых губернаторских отчетов в контексте историографических тенденций в отечественной исторической науке. <...> Реализация исследовательских задач была достигнута на основе исследовательских работ по проблематике изучения губернаторских отчетов: монографий, статей, материалов документальных публикаций и др. <...> Изучена историография губернаторских отчетов, относящаяся ко всему периоду их исследования, проведено сопоставление отдельных ее направлений в хронологической и сюжетной динамике. <...> В настоящее время значимый интерес представляет анализ эволюции исследовательских подходов к рассмотрению роли губернаторских отчетов в системе имперского управления. <...> Не случайно еще в период своего делопроизводственного бытования отчеты губернаторов были важным первичным материалом для анализа текущего состояния разных отраслей народного <...>
Известия_высших_учебных_заведений._Поволжский_регион._Гуманитарные_науки_№2_2016.pdf
№ 2 (38), 2016
Гуманитарные науки. История
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
№ 2 (38)
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ
Минаков А. С. Всеподданнейшие отчеты губернаторов
Российской империи: современные проблемы историографии ........................ 5
Аронов Д. В., Бардин П. В. Понятие гражданского общества
в либеральной мысли России начала ХХ в. (на примере
учебных программ Народного университета им. А. Л. Шанявского) ............ 25
Мазалова Н. Е. Социальный статус «знающих» в традиционном
русском обществе (по материалам Поволжья ХIХ – начала ХХ в.) ............... 33
Сираева З. В. Статистическая деятельность Министерства внутренних дел
в Оренбургской губернии в 30–50-е гг. XIX в. ................................................. 46
Логачева Н. В. Некоторые меры по контрреформированию
судебной защиты и суда присяжных в ходе реализации
судебной реформы 1864 г., их последствия ...................................................... 55
Борисов А. В. Мероприятия городских общественных управлений
Пензенской губернии по охране общественного порядка
в конце XIX – начале XX в. ................................................................................ 63
Брянцев М. В. Английская Всеобщая стачка 1926 г. в оценке населения
советской России ................................................................................................. 72
Якупова Д. В. Рыночные реформы в восприятии населения СССР/России
в начале 1990-х гг. (по материалам Пензенской области) ............................... 83
ФИЛОЛОГИЯ
Попова И. М. Концептуальность интертекста Ф. М. Достоевского
в романе З. Прилепина «Обитель» ..................................................................... 94
Кудрявцева Т. В., Шарыпина Т. А. Проблемно-тематический комплекс
«ОСИ-ВЕСИ» в литературе воссоединенной Германии
(на примере поэзии 1990–2000-х гг.) ............................................................... 105
Черемисина А. И. Женские архетипы в романах Дж. Макдональда
«Фантастес» и «Лилит» .................................................................................... 119
Humanities. History
1
2016
Стр.1
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Алексеева Н. В. Игровой модус повествования в романе Андрея Белого
«Маски» .............................................................................................................. 127
Сморчкова К. В. Способы передачи цвета и света
в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим» ............................................................. 137
Осинцева-Раевская Е. А. Колоронимы в сказках А. С. Пушкина ......................... 149
Маханова Г. Е. Ядерное содержание одного из микрополей
концепта «скука» ............................................................................................... 156
ПЕДАГОГИКА
Мкртчян В. С., Белянина Л. А. Непрерывное профессиональное
образование взрослых: возможности виртуальной среды
и технологии обучения на основе интеллектуальных агентов-аватаров ...... 168
Пономарёва О. Н., Целыковских А. А., Пятин М. А., Грачёв И. И. Высшее
образование: тестовые задания эколого-ориентированного содержания ..... 179
Боликова Л. Ю., Жалдыбина А. Н., Таньков Н. Н. О соотношении понятий
«компетентность» – «компетенция» – «эрудиция» ........................................ 190
Федосеев В. М., Родионов М. А. Интеграция инженерной и математической
подготовки как историко-педагогическая проблема ...................................... 200
Королева Л. Ю. Проблема формирования креативной личности
в психолого-педагогических исследованиях ................................................... 212
Влазнев А. И. Показатели оценивания и анализ развитости компетенций
студентов вуза в процессе подготовки и защиты
выпускной квалификационной работы ............................................................ 224
РЕЦЕНЗИИ
Карнишин В. Ю. ....................................................................................................... 231
ХРОНИКА
Кондрашин В. В. ....................................................................................................... 236
2
University proceedings. Volga region
Стр.2
№ 2 (38), 2016
Гуманитарные науки. История
UNIVERSITY PROCEEDINGS
VOLGA REGION
HUMANITIES
№ 2 (38)
CONTENTS
HISTORY
Minakov A. S. The “Humble repots” by governors of the Russian Empire:
modern problems of historiography ........................................................................ 5
Aronov D. V., Bardin P. V. The civil society concept in the russian liberal
thought in the early XX century (by the example of the A. L. Shanyavsky
university’s educational programme) .................................................................... 25
Mazalova N. E. Social status of “the knowing ones” in the traditional russian
society (by materials of Volga region in XIX – early XX centuries) .................... 33
Siraeva Z. V. Statistical activities of the interior ministry in the southern Urals
in 1830s–1850s ...................................................................................................... 46
Logacheva N. V. Various measures of counter-reforms relating to the judicial
defense and jury trial within the framework of implementation
of judicial statutes of 1864, their focus areas and consequenses ........................... 55
Borisov A. V. Maintenance of public order by the municipal public
administration of Penza province in late XIX – early XX centuries ..................... 63
Bryantsev M. V. The english general strike of 1926 in the view of the population
of soviet Russia ..................................................................................................... 72
Yakupova D. V. Market reforms in public perceptions in the USSR/Russia
in the early 1990s (by materials of Penza region) ................................................. 83
PHILOLOGY
Popova I. M. F. M. Dostoyevsky’s intertext conceptuality in the novel “Abode”
by Z. Prilepin ......................................................................................................... 94
Kudryavtseva T. V., Sharypina T. A. The “OSSI-VESSI” problem in german
literature after the reunification of Germany (poetry in 1990s–2000s) ............... 105
Cheremisina A. I. Female archetypes in G. Macdonald’s novels “Phantastes”
and “Lilith” .......................................................................................................... 119
Humanities. History
3
2016
Стр.3
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Alexejeva N. V. The play narration mode in Andrei Bely’s “Masks” .......................... 127
Smorchkova C. V. Means of describing color and light
in M. Y. Lermontov’s novel “Vadim” ................................................................. 137
Osintseva-Raevskaya E. A. Colouronims in A. S. Pushkin’s fairy tails ...................... 149
Makhanova G. Е. Nuclear content of one of microfields of the concept
of “boredom” ....................................................................................................... 156
PEDAGOGY
Mkrttchian V. S., Belyanina L. A. Continuous professional adult education:
capacities of virtual environment and educational technology
using intellectual agents-avatars .......................................................................... 168
Ponomariova O. N., Tselykovskikh A. A., Pjatin M. A., Gratchiov I. I. Higher
education: tests with ecology-oriented content .................................................... 179
Bolikova L. Yu., Zhaldybina A. N., Tankov N. N. About the correlation
between the concepts “competence” – “competency” – “erudition” ................... 190
Fedoseyev V. M., Rodionov M. A. Integration of engineering and mathematical
training as a historical and pedagogical problem ................................................. 200
Koroleva L. Y. The problem of creative personality forming in psychological
and educational research ...................................................................................... 212
Vlaznev A. I. Evaluation indicators and competences development analysis
of university students in the process of diploma work preparation
and defence .......................................................................................................... 224
CRITICAL REWIEWS
Karnishin V. Yu. ......................................................................................................... 231
CHRONICLE
Kondrashin V. V. ......................................................................................................... 236
4
University proceedings. Volga region
Стр.4