УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ Выпуск IV ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Коллективная монография 2-е издание, исправленное Под редакцией Н.В. Ковтун и Е.Е. Анисимовой Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 821.161.1 ББК 83.3 У59 Рецензенты: Е.К. Ромодановская – доктор филологических наук, профессор, член-корр. <...> Федор Долохов: поэтика образа в романном контексте 1860-х годов…………………. <...> Трансформация сюжета «Калина красная» в творчестве В.М. Шукшина (к проблеме художественно-публицистической манифестации бунта против власти)………………. <...> Двенадцать спящих бутошников: балладные пародии на журналистов в 1820–1830-е гг. <...> Речевые предпочтения в современных печатных СМИ: некоторые наблюдения………. <...> Гевель ФЕДОР ДОЛОХОВ: ПОЭТИКА ОБРАЗА В РОМАННОМ КОНТЕКСТЕ 1860-х ГОДОВ Единство культурного контекста романов конца 60-х гг. <...> . Похожим образом аналогичного эпитета удостаивается и Федор Долохов, герой толстовского романа «Война и мир»: «Это совершенные разбойники, особенно Долохов»2. <...> Образы Федора Долохова и Марка Волохова оказываются удивительно созвучны, их семантические характеристики во многом почти тождественны. <...> Но стоит отметить, что образ Долохова все же более сложен (и характеристики его более вариативны). <...> Даже во внешности Долохова и Волохова есть много общего: «Марк был лет двадцати семи, сложенный крепко, точно из металла, и пропорционально. <...> Внешность Долохова также сигнализирует о дерзости – в основном при помощи взглядов. <...> . «Убить злую собаку даже очень хорошо» (V, 116), – говорит о нем Пьеру Андрей Болконский. <...> Если анализировать эпизоды «Войны и мир», в которых присутствует Долохов, то семантику пограничности, перехода через границы мы увидим буквально везде: в локализации этого образа в пространстве, в действиях, которые он совершает, даже в самой душе Долохова. <...> Далее в тексте мы слышим историю о квартальном с медведем, которого Долохов с компанией спустили в реку (образ реки опять-таки содержит <...>
Эстетическая_и_массовая_коммуникация_вопросы_теории_и_практики.pdf
УДК 821.161.1
ББК 83.3
У59
Рецензенты: Е.К. Ромодановская – доктор филологических наук, профессор, член-корр.
РАН, директор Института филологии СО РАН;
Я. Войводич – доктор филологических наук, профессор философского факультета
отделения восточнославянских языков и литератур Загребского
университета
Редакционная коллегия:
К.В. Анисимов – доктор филологических наук, профессор;
Е.Е. Анисимова – кандидат филологических наук, доцент;
Л.Р. Дускаева, доктор филологических наук, доцент;
Н.В. Ковтун – доктор филологических наук, профессор;
А.С. Янушкевич – доктор филологических наук, профессор
У59
Эстетическая и массовая коммуникация: вопросы теории и практики [Электронный
ресурс] : коллективная монография / под ред. Н.В. Ковтун и Е.Е. Анисимовой.
– 2-е изд., испр. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 185 с. – (Универсалии культуры.
Вып. 4).
ISBN 978-5-9765-1989-3
Коллективная монография «Эстетическая и массовая коммуникация: вопросы
теории и практики» является четвертым выпуском серии «Универсалии культуры» и
включает в себя научные статьи, посвященные русской литературе, публицистике,
литературной критике, а также языку художественных произведений, переводов и
периодической печати в эстетическом, историческом, религиозном и философском
контекстах. Сборник подготовлен учеными ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), Сибирского
федерального университета, Уральского федерального университета, Томского
государственного университета, Челябинского государственного педагогического
университета.
Для преподавателей вузов и школ, аспирантов и студентов.
УДК 821.161.1
ББК 83.3
ISBN 978-5-9765-1989-3
© Художник В.М. Ковтун, 2014
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
От редакторов……………………………………………………………………………. 5
РАЗДЕЛ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX–XX ВЕКОВ: ПРОБЛЕМЫ
РЕЛИГИОЗНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ……………………………… 6
Гевель О.Е.
Федор Долохов: поэтика образа в романном контексте 1860-х годов…………………..
Анисимов К.В.
Социально-исторические воззрения И.А. Бунина (заметка к теме)……………………….
7
16
Задорина А.О.
Персонажная структура в романе Л. Леонова «Пирамида» в свете отношений «Бог –
человек»……………………………………………………………………………………….. 22
Васильев В.К.
Трансформация сюжета «Калина красная» в творчестве В.М. Шукшина (к проблеме
художественно-публицистической манифестации бунта против власти)………………...
Ковтун Н.В.
34
«Никольский» и «георгиевский» комплексы в повестях В.Г. Распутина (канон, народно-поэтическая
интерпретация, историософия автора)……………………………………. 55
Приказчикова Е.Е.
Модификация советских военных мемуаров в российском литературном сознании1990–2000-х
годов………………………………………………………………………... 79
РАЗДЕЛ 2. ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ И РЕЦЕПТИВНЫЕ
МЕХАНИЗМЫ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ XIX–XX ВЕКОВ……………………
Никонова Н.Е.
Немецкое практическое богословие в осмыслении В.А. Жуковского: христианский
реализм Ф.К. Отингера……………………………………………………………………….
Анисимова Е.Е.
Двенадцать спящих бутошников: балладные пародии на журналистов в 1820–1830-е
гг. ……………………………………………………………………………………………..
Шевчугова Е.И.
Автор, герой, читатель в литературной критике И.А. Гончарова…………………………
Маркова Т.Н.
Рецепция стихотворения А. Блока в рассказе В. Пелевина «Хрустальный мир»………
Говорухина Ю.А.
История критики как смена тексто(смысло)порождающих моделей……………………..
Разувалова А.И.
К проблеме традиционалистской рецепции классики в «долгие 1970-е»………………...
95
96
103
117
127
133
152
Стр.3
4
РАЗДЕЛ 3. ЯЗЫК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРЕССЫ: ИСТОРИЯ
И СОВРЕМЕННОСТЬ…………………………………………………………………… 172
Кудрявцева Е.А.
Речевые предпочтения в современных печатных СМИ: некоторые наблюдения……….. 173
Сведения об авторах………………………………………………………………………... 183
Стр.4