А.Т. Хроленко Культура филологического труда Учебное пособие ФЛИНТА•НАУКА А.Т. <...> Хроленко КУЛЬТУРА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ТРУДА Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФлИнта» 2014 1 УДК 80(075.8) ББК 80я73 Х94 Р е ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой русского языка и методики преподавания Белгородского государственного национального исследовательского университета В.К. Харченко; д-р филос. наук, д-р истор. наук, проф., зав. кафедрой философии Курского государственного медицинского университета С.П. Щавелёв Хроленко А.Т. <...> ISBN 978-5-9765-1696-0 В пособии обсуждаются вопросы культуры филологического труда: критерии хорошей работы, технология сбора и систематизации материала, проектирование содержания филологических текстов, требования к языку филологического сочинения. <...> О.н. трубачёв: «Книги о культуре труда лингвиста на русском языке мне попросту неизвестны». н. <...> Чем меньше остаётся времени, тем умнее его надо расходовать» l так что же такое «культура филологического труда»? <...> 26 l Специфика филологического познания l Источники информации для филолога. <...> Правила оформления библиографического списка l Конкорданс как источник эмпирического материала и база филологического исследования. <...> Конкорданс в современной лексикографии и в филологии. <...> Акрибия как показатель культуры филологического труда КУлЬтУРа ПУБлИЧнОЙ РЕЧИ . <...> Беседы о методологии научного труда («Трактат о хорошей работе») // Русская словесность. <...> Констатировав с грустью, что ему неизвестны книги о культуре труда лингвиста, О.н. трубачёв указал на «трактат о хорошей работе» польского учёного т. <...> По сути, перечисленное — это план нашей книги. нам представляется, что разговор о культуре филологического труда следует вести, учитывая специфику филологического познания. <...> В качестве рабочего обозначения того, что соответствует «универсальности, 7 пределы которой невозможно очертить заранее», воспользуемся словосочетанием индивидуальное <...>
Культура_филологического_труда_(1).pdf
УДК 80(075.8)
ББК 80я73
Х94
Р е ц е н з е н т ы:
д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой русского языка
и методики преподавания Белгородского государственного
национального исследовательского университета В.К. Харченко;
д-р филос. наук, д-р истор. наук, проф., зав. кафедрой философии
Курского государственного медицинского университета С.П. Щавелёв
Хроленко А.Т.
Х94
Культура филологического труда [Электронный ресурс] : учеб.
пособие / а.т. Хроленко. — М. : ФлИнта, 2014. — 268 с.
ISBN 978-5-9765-1696-0
В пособии обсуждаются вопросы культуры филологического труда:
критерии хорошей работы, технология сбора и систематизации материала,
проектирование содержания филологических текстов, требования к языку
филологического сочинения.
Для учащихся профильных классов, бакалавров и магистров
филологического образования, аспирантов, преподавателей и всех, кто хочет
научиться профессионально работать в гуманитаристике.
УДК 80(075.8)
ББК 80я73
ISBN 978-5-9765-1696-0
2
© Хроленко а.т., 2014
© Издательство «ФлИнта», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСлОВИЕ .............................................................................................. 6
РаЗМЫШлЕнИЯ О ХОРОШЕЙ РаБОтЕ ................................................. 10
l Концептуальные статьи и учебные пособия о культуре филологического
труда. О.н. трубачёв: «Книги о культуре труда лингвиста
на русском языке мне попросту неизвестны». н.Ф. Бельчиков:
«Надо воспитывать в себе пытливость, непреклонное стремление
узнавать новое»
l Что такое хорошо и что такое плохо в филологии как науке. Д.С. лихачев:
«Хорошая работа не просто сделана хорошо хорошим
работником, но она сама создаёт хорошего работника». У. Эко:
«Не так важна тема работы, как опыт её создания»
l Как заниматься наукой и как стать учёным. Г. Селье: «Искусство
убедительно излагать свои мысли имеет для учёного огромную
ценность». В.К. Харченко: «Наукой заниматься трудно; ... необходимо;
... возможно; ... приятно»
l техника личной работы. Самоменеджмент. Д.а. Гранин: «...Чем
меньше остаётся времени, тем умнее его надо расходовать»
l так что же такое «культура филологического труда»?
РаЗВИтИЕ ИнДИВИДУалЬнОГО
КОнЦЕПтУалЬнОГО ПРОСтРанСтВа ФИлОлОГа ........................ 26
l Специфика филологического познания
l Источники информации для филолога. Художественные тексты.
Записные книжки. Дневники. Мемуарная литература. Сборники
литературно-критических и теоретических статей писателей
и поэтов. Эпистолярий. Философские труды
l Фиксация и упорядочение накапливаемой информации. Картотеки.
Блокноты. Ксерокопии статей или фрагментов книг. Электронные
записные книжки
3
Стр.3
ОБУСтРОЙСтВО ФИлОлОГИЧЕСКОГО аРСЕнала ......................... 79
l Библиография как инструмент теоретической поддержки исследования.
Источники библиографии. Правила оформления библиографического
списка
l Конкорданс как источник эмпирического материала и база филологического
исследования. Конкорданс в современной лексикографии
и в филологии. Автоматизированный конкорданс
ПРОЕКтИРОВанИЕ наУЧнОГО тЕКСта .......................................... 103
l Этапы научного исследования. Проектирование текста
КУлЬтУРа наУЧнОЙ ПРОЗЫ ............................................................... 137
l Понятие о научной прозе. Научный нарратив. Научная проза
М.В. Ломоносова. Научная проза Ф.И. Буслаева. Своеобразие научной
прозы А.А. Потебни. Требования к нарративу (ясность,
простота, краткость, точность). Терминология в структуре
нарратива. Терминотворчество филолога. Цитация в нарративе.
Как научиться писать научную прозу. Акрибия как показатель
культуры филологического труда
КУлЬтУРа ПУБлИЧнОЙ РЕЧИ ............................................................. 166
l Как победить «многоголовую гидру». В чём сила “гидры”? На
кого смотреть. Можно ли творить в аудитории? Не читать, а
рассказывать. Особенности устной речи. Количество слушателей
и стиль лекции. Внимание аудитории. Как поддерживать интерес
к лекции. Юмор, шутка, ирония. Эмоциональность. Образность.
Ответы на вопросы слушателей. Такт лектора
МОРалЬ И ЭтИКа ФИлОлОГа ............................................................. 186
l Современная наука и этическая проблематика. Мораль, нравственность
и этика. Наука и нравственность. Филология и мораль.
Учёный и наука. Этика взаимоотношений в научном сообществе.
Учитель и ученик в научном творчестве. Великие примеры
ученичества. Ф.И. Буслаев как педагог. А.А. Потебня как
педагог. Моральные аспекты научной публикации. Этика научной
дискуссии. Правила полемики
4
Стр.4
лИтЕРатУРа ............................................................................................. 212
ПРИлОЖЕнИЯ ........................................................................................... 224
Приложение 1. Трубачёв О.Н. Беседы о методологии научного
труда («Трактат о хорошей работе») // Русская
словесность. 1993. № 1. С. 3—12.
Приложение 2. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать
учёным: пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.
Приложение 3. Хроленко А.Т. Самоменеджмент: для тех, кому
от 16 до 20. М.: Экономика, 1996.
5
Стр.5