УДК 811.111’342(075.8)
ББК 81.2Англ-1-923
Д79
Рецензенты :
д-р филол. наук, профессор кафедры английского языка
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
И.А. Анашкина;
д-р филол. наук, действительный член Российской академии естествознания,
профессор кафедры английской филологии ФГБОУ ВПО
«Ивановский государственный университет»
Г.М. Вишневская
Дубовский Ю.А.
Д79
Английская коммуникативная фонетика [Электронный ресурс] :
учеб. пособие / Ю.А. Дубовский, Б.Б. Докуто, Л.Н. Переяшкина. — М. :
ФЛИНТА, 2014. — 559 с.
ISBN 978-5-9765-1977-0
В пособии представлены базисные нормативные данные по фонетике
английского языка, разработана система упражнений для овладения
и совершенствования произносительных навыков в условиях интерактивной
коммуникации. Учебное пособие нацелено на обучение базисных
моделей эффективного дискурса на английском языке с учетом
основных произносительных тенденций современного английского ситуативного
общения.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям
направления «Лингвистика и межкультурная коммуникация»,
а также для широкого круга читателей, проявляющих интерес к
изучению языка глобального общения.
УДК 811.111’342(075.8)
ББК 81.2Англ-1-923
ISBN 978-5-9765-1977-0
© Дубовский Ю.А., Докуто Б.Б.,
Переяшкина Л.Н., 2014
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ЧАСТЬ I
Раздел 1
1. Основные черты произношения
2. Физиология произношения
3. Артикуляция фонем
4. Фонематическая транскрипция
5. Фонетика и фонология
Контрольные вопросы
Раздел 2
13
13
16
19
26
27
28
29
1. Звуки. Согласные: [p], [b], [m], [t], [d], [n], [h]. Гласные: [i:], [ɪ], [e], [æ] 29
2. Звуковые явления: аспирация, артикуляции глухих и звонких согласных,
позиционная долгота гласных в английском языке
3. Интонационные явления: понятие о тоне и интонации
Раздел 3
1. Звуки. Согласные: [s, z, k, g, f, v, w]. Гласные: [ǝ:, ǝ]
2. Звуковые явления: фрикативный взрыв, носовой взрыв, ассимиляция
согласных перед [w]
3. Интонационные явления: понятие об интонационной группе,
нисходящие тоны
Раздел 4
1. Звуки. Согласные: [Ɵ], [ð], [l]. Гласные: [ʌ], [ɒ], [ʋ]
3. Интонационные явления: нисходящая ступенчатая шкала, высокая
ровная шкала
Раздел 5
1. Звуки. Гласные: [ɔ:], [ɑ:], [u:]. Согласные: [ʃ], [ʒ], [ʧ], [ʤ]
2. Звуковые явления: палатализация, потеря взрыва
3. Интонационные явления: нисходящий тон в побудительных
высказываниях и специальных вопросах
Раздел 6
1. Звуки. Согласный [r]. Гласные: [eɪ], [aɪ], [ɔɪ]
34
37
42
42
47
49
57
57
2. Звуковые явления: сочетания альвеолярных согласных со звуками
[Ɵ] и [ð], сочетания взрывных согласных с латеральным сонантом [l] 61
62
68
68
70
75
83
83
8
Стр.3
4
2. Звуковые явления: ассимиляция согласных в сочетании с сонантом [r]
3. Интонационные явления: низкий восходящий терминальный тон,
интонация неконечных частей высказывания
Раздел 7
1. Звуки. Согласный [j]. Гласные: [aʋ], [ǝʋ]
2. Звуковые явления: связующие [w, j]
3. Интонационные явления: высокий восходящий тон в переспросах
и неполных общих вопросах
Раздел 8
1. Звуки. Согласный [ŋ]. Гласные: [ɪǝ],[ɛǝ],[ʋǝ]
2. Звуковые явления: понятие о слоге, правила слогоделения
3. Интонационные явления: смешанная шкала, низкая ровная шкала
Раздел 9
1. Звуки: Трифтонги
2. Звуковые явления: редукция
3. Интонационные явления: интонация общего вопроса
Раздел 10
Контрольные задания
Vowels
Consonants
ЧАСТЬ II
Раздел 11
1. Звуки. [æ] и [ɑ:], [ɪ] и [i:]. Правила чтения гласных букв в открытом
типе слога. Чтение буквосочетаний ‘ee’, ‘ea’, ‘ai’, ‘ay’
2. Ударение. Словесное ударение
3. Интонационные явления: интонация альтернативного вопроса
Раздел 12
1. Звуки [ɪ-ɪə], [æ-ɛə], [ʋ-ʋə], [ɔ:-ɔɪ], [ʌ-aɪ]. Правила чтения гласных букв
во втором типе слога (закрытом)
2. Словесное ударение. Глаголы
3. Интонация разделительного вопроса
Раздел 13
1. Звуки [ʌ, ɒ] и [ɒ, ɔ:, ʋ, u:]. Правила чтения гласных букв в третьем типе
слога. Чтение буквосочетаний oo, wa, wh, ar, a+sk/sp/st, a+ll/lk
143
143
145
146
156
156
159
162
169
169
88
90
98
98
101
102
111
111
115
117
123
123
125
128
136
136
141
142
Стр.4
5
2. Словесное ударение: глаголы с ритмическими структурами
Оо и (о)Ооо
1. Звуки. [ ǝ:, ǝ, ʌ], [əʋ] – [aʋ]. Правила чтения гласных букв в четвертом
типе слога. Чтение буквосочетаний ‘ai+r’, ‘ee+r', 'ea+r’, ‘oa+r’, ‘oo+r’,
‘ou+r’, 'wor'
2. Словесное ударение: существительные, прилагательные
3. Интонационные явления: скользящая шкала, нисходяще-восходящий
тон в повествовательных фразах
Раздел 15
1. Звуки [p-b], [t-d], [k-g]. Чтение гласных диграфов. I группа
2. Словесное ударение: существительные и прилагательные
3. Интонационные явления: нисходяще-восходящий терминальный тон
в побудительных высказываниях
Раздел 16
182
185
187
197
197
201
204
214
1. Фонемы: [v-f], [s-z], [ʃ-ʒ], [h]. Чтение гласных диграфов. II и III группы 214
2. Словесное ударение. Ударение в сложных словах
3. Интонационные явления: восходящая шкала
Раздел 17
1. Фонемы: [l - r], [w -v]. Правила чтения: сочетание ‘wr’, гласные
диграфы перед ‘r’
2. Ударение в словосочетаниях
3. Интонационные явления: восходяще-нисходящий терминальный тон
Раздел 18
1. Звуки: [m], [n], [ŋ]. Чтение согласных диграфов
2. Словесное ударение. Cложные прилагательные
3. Интонационные явления: ровный терминальный тон
Раздел 19
1. Звуки: [j], [w]. Правила чтения: непроизносимые согласные
2. Изменение ударения в слове
3. Интонационные явления: восходящие тоны
Раздел 20
1. Звуковые явления: элизия
218
219
230
230
233
234
246
246
249
251
260
260
263
265
275
275
172
3. Интонационные явления: нисходяще-восходящий терминальный тон 174
Раздел 14
182
Стр.5
6
2. Правила чтения: чтение диграфов (повторение)
3. Интонационные явления: интонация незаконченных частей
высказывания
Раздел 21
Контрольные задания
ЧАСТЬ III
Unit 1
1. Fluent Speech Features: Contractions
2. Situational Intonation: Meeting People and Introductions
Unit 2
1. Fluent Speech Features: Reduction
2. Situational Intonation: Greeting People you Know and Saying Good Buy
Unit 3
1. Fluent Speech Features: Prominent Function Words
2. Situational Intonation: Thanking and Accepting Thanks
Unit 4
1. Fluent Speech Features: Vocatives and Pro-forms; Compounds
and Noun Phrases
2. Situational Intonation: Shopping
Unit 5
300
300
305
324
324
328
348
348
354
368
368
372
390
1. Fluent Speech Features: Linking Consonants and Vowels; Linking T, D + Y 390
2. Situational Intonation: Getting to Know more about You
Unit 6
1. Fluent Speech Features: Linking S, Z + Y; Linking Vowels to Vowels
2. Situational Intonation: Eating Out
Unit 7
1. Fluent Speech Features: Linking Consonants and Consonants
2. Situational Intonation: What shall we do Tonight
Unit 8
1. Fluent Speech Features: Patterns of assimilation of neighboring sounds
399
421
421
426
450
450
454
475
280
280
295
295
Стр.6
7
at word boundaries
2. Situational Intonation: Making and Receiving Telephone Calls
Unit 9
1. Fluent Speech Features: Elision
2. Situational Intonation: Asking for and Giving Directions
Unit 10
1. Fluent Speech Features: Vowels in unstressed syllables in content words;
Syllabic Consonants
2. Situational Intonation: Tourism
References
475
481
498
498
505
524
524
527
556
Стр.7