Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Филология в системе современного гуманитарного знания (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторВолков В. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц223
ID316355
АннотацияВ пособии освещаются вопросы, связанные с различными междисциплинарными аспектами современной русистики: с лингвистикой, психологией и психолингвистикой, социологией, социолингвистикой и социолектологией, с языковой, научной, обыденной и лингвометодической картиной мира, с теорией мотивации и аксиологической лингвистикой, с эстетикой, идеографической лексикографией и др.
Кому рекомендованоДля студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Филология», а также для всех, кто интересуется проблематикой, связанной с актуальными проблемами современной филологии как одной из областей гуманитарного знания, ее эвристической ценностью, прикладными задачами и возможностями.
ISBN978-5-9765-2015-8
УДК811.161.1(075.8)
ББК81.2Рус-923
Волков, В.В. Филология в системе современного гуманитарного знания : учеб. пособие / В.В. Волков .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2014 .— 223 с. — ISBN 978-5-9765-2015-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/316355 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-9765-2015-8 В пособии освещаются вопросы, связанные с различными междисциплинарными аспектами современной русистики: с лингвистикой, психологией и психолингвистикой, социологией, социолингвистикой и со-циолектологией, с языковой, научной, обыденной и лингвометодической картиной мира, с теорией мотивации и аксиологической лингвистикой, с эстетикой, идеографической лексикографией и др. <...> Цели и задачи, стоящие перед студентами, изучающими дисциплину «Филология в системе современного гуманитарного знания», заключаются в том, чтобы на основе знакомства с различными междисциплинарными аспектами современной русистики (с лингвистикой, психологией и психолингвистикой, социологией, социолингвистикой и социолектологией, с языковой, научной, обыденной и лингвометодической картиной мира, с теорией мотивации и аксиологической лингвистикой, с эстетикой, идеографической лексикографией и др.) научиться использовать методологический инструментарий филологии как эвристическое средство для решения различных задач гуманитаристики. <...> Казалось бы, все ясно: префиксоид фил(о)- – из гр. phileō ‘люблю’, суффиксоид -логия – из гр. logos ‘слово’, откуда вывод: буквальный семантический этимон – «любовь к слову», возможная калька – любословие, не прижившаяся в русском языке, как и любомудрие – калька философии. <...> Здесь семантический этимон суффиксоида -лог ‘наука’ («вообще») сужается до «словесных наук», этимон префиксоида фило-, как и у Ломоносова, связан с гр. ‘любовь’. <...> Наиболее распространенное, внешне корректное, но предельно зауженное определение филологии как «совокупности наук, изучающих язык и литературу», близко этому обиходному представлению – поскольку семантический этимон суффиксоида -логия в этом случае прочитывается на основе отождествления логоса (именно с маленькой буквы) со словом естественного языка и далее – с текстами на естественном языке, преимущественно художественными. <...> Эти толкования <...>
Филология_в_системе_современного_гуманитарного_знания_(1).pdf
УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус-923 В67 Рекомендовано к печати научно-методическим советом Тверского государственного университета Рецензенты: доктор филологических наук профессор Е.Н. Брызгалова доктор филологических наук профессор Л.Н. Скаковская Волков В.В. Филология в системе современного гуманитарного знания В67 [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.В. Волков. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 222 с. ISBN 978-5-9765-2015-8 В пособии освещаются вопросы, связанные с различными междисциплинарными аспектами современной русистики: с лингвистикой, психологией и психолингвистикой, социологией, социолингвистикой и со-циолектологией, с языковой, научной, обыденной и лингвометодической картиной мира, с теорией мотивации и аксиологической лингвистикой, с эстетикой, идеографической лексикографией и др. Для студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Филология», а также для всех, кто интересуется проблематикой, связанной с актуальными проблемами современной филологии как одной из областей гуманитарного знания, ее эвристической ценностью, прикладными задачами и возможностями. УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус-923 ISBN 978-5-9765-2015-8 © Издательство «ФЛИНТА», 2014 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.............................................................................................. 3 Глава 1 Что такое филология? О внутренней форме и реальном содержании термина филология...... 6 Филология, мифология, религия и философия: триада «Хаос – Логос – Космос» как их «точка встречи».......................... 9 Полимодальность филологического знания и практики: слово как «интегратор» и «дезинтегратор» мира, вопрос о манипуляции сознанием........................................................... 13 Прагмастилистика «вождя пролетариата» (О статье В.И. Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции») ............................................... 21 Вопросы и задания...................................................................................27 Литература.............................................................................................29 Глава 2 Система «Язык – Речь». Лингвистика и психолингвистика Лингвистика и психолингвистика ................................................... 31 Язык и речь как объекты лингвистики и психолингвистики............. 33 О проблематике психолингвистики................................................. 37 О когнитивном и коммуникативном аспектах языкового сознания и речевой деятельности ................................................................. 38 Теоретическая и экспериментальная психолингвистика .................. 41 С. Дрожжин и С. Есенин в зеркале эксперимента. ........................... 43 Диалог поэтов: крестьянский быт и муза ..........................................43 Исследование методом ключевых слов .............................................44 Субъективное шкалирование..............................................................51 Опыт гендерного психолингвистического исследования.................. 54 А. Пушкин и И. Снегова (диалог поэтов в зеркале........................... 54 психолингвистического эксперимента) ........................................... 54 Исследование методом ключевых слов .............................................56 Субъективное шкалирование..............................................................59 Вопросы и задания .................................................................................63 Литература............................................................................................63 218
Стр.218
Глава 3 Из чего складывается гуманитарное знание? Гуманный и гуманитарный: этимологические корни и морфосемантические гнезда..................................................... 65 Что такое антропология? ................................................................ 70 Языковой знак: «семантическая трапеция» как отображение структуры «я».................................................. 71 Четыре измерения семантического пространства.............................71 Семантическая структура слова и реальности языкового сознания ......................................................72 Семантическая структура слова и вопрос о функциональной асимметрии мозга................................................76 Когнитивные типы языковых единиц и аспекты гуманитаристики ........................................................ 77 Библиотечно-библиографическая классификация и аспекты гуманитаристики......................................................... 80 Вопросы и задания ...................................................................................82 Литература .............................................................................................83 Глава 4 Теория мотивации и аксиологическая лингвистика Мотивы, аксиология, аксиологическая лингвистика ........................ 85 Теория мотивации, антропологические модели и «пирамида Маслоу»................................................................. 87 Система ценностей в зеркале психолингвистического ранжирования............................................................................. 93 Процедура исследования.....................................................................96 Результаты исследования....................................................................97 О типологии «личностей филологических»..................................... 99 Homo vitalis и homo socialis как предмет прагмастилистики текста .......................................................... 104 Здоровье как ценность. Вопрос о лингвистических механизмах самовосприятия состояния здоровья / болезни........ 112 Вопросы и задания.................................................................................117 Литература...........................................................................................118 Глава 5 Картина мира О понятии «картина мира»............................................................ 121 Концепт и концептосфера ............................................................. 124 Реконструкция картины мира как задача идеографической лексикографии .............................................. 128 219
Стр.219
Картина мира и лингвометодика: вопрос о тематике и систематике коммуникативных занятий и письменных работ.................................................................. 133 Вопросы и задания.................................................................................138 Литература...........................................................................................139 Глава 6 Социолингвистика и социолектология. Изучение разговорной речи Социология и социолингвистика................................................... 141 Устная разговорная речь и социолектология ................................. 143 О полевых исследованиях............................................................. 145 О методике полевой работы с информантами................................ 146 Ориентировочные вопросы для сбора материалов русской устно-разговорной речи............................................... 147 Лексика. Особенности номинации...................................................147 Фонетика. Просодика ........................................................................148 Словообразование..............................................................................150 Морфология .......................................................................................151 Синтаксис...........................................................................................153 Вопросы и задания .................................................................................154 Литература ...........................................................................................155 Глава 7 Менталитет и менталитеты Что такое менталитет? .................................................................. 157 Вопрос об основных особенностях русского менталитета.............. 159 Менталитет в зеркале психолингвистического эксперимента (русский характер глазами школьников и студентов) .................... 165 Эксперимент первый (субъективное шкалирование) .....................166 Эксперимент второй (ранжированное ассоциирование .................172 типа «экспертная оценка»)................................................................172 «Гламурная» ментальность ........................................................... 181 Вопросы и задания.................................................................................185 Литература...........................................................................................186 Глава 8 Эстетика и «человек эстетический» в зеркале филологического анализа Эстетика: семантический этимон, морфосемантическое гнездо и ядро семантического поля......................................................... 189 220
Стр.220
Трансмутация как эстетический, научный и религиозный феномен............................................................ 192 «Человек эстетический»: проблема эстетической трансмутации ...................................................... 195 О квазитезаурусе жизнетворчества музыканта (роман В. Орлова «Альтист Данилов»)...................................... 202 Аксиология поэтической «памяти о будущем»: детерминизм и провиденциализм жизнетворчества................... 207 Вопросы и задания .................................................................................210 Литература ...........................................................................................211 Заключение ..................................................................................... 213 Словари и энциклопедии................................................................ 214 Список сокращений........................................................................ 216 221
Стр.221