Детская практическая психология в кратком изложении Учебно-методическое пособие Составитель О.В. <...> ISBN 9785893499735 В учебнометодическом пособии раскрываются основные аспекты профессиональной деятельности практического психолога дошкольного образовательного учреждения. <...> Для студентов, аспирантов и преподавателей психологопедагоги ческих факультетов вузов, а также практикующих педагоговпсихоло гов, работающих в сфере дошкольного образования. <...> ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . <...> Психическое и психологическое здоровье детей в контексте деятельности психологической службы образования . <...> ДОКУМЕНТАЦИЯ И РАБОЧЕЕ МЕСТО ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА . <...> КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ . <...> 6 7 Учебнометодическое пособие рассчитано на студентов пси хологического и дошкольного факультетов и предполагает на личие у них базовых знаний по общей и возрастной психологии. <...> Т е м а 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ческую профессиональную деятельность психолога в дошколь ном учреждении (ДОУ) и предполагает реализацию соответ ствующих функций. <...> К основным профессиональным функци ям (видам деятельности) практического психолога ДОУ можно отнести: 1.1. <...> Теоретические основы, цель и задачи деятельности психологической службы Психологическая служба является неотъемлемой частью со временной системы образования. <...> Психологическая служба обра зования рассматривается как интегральное явление, представля ющее собой единство четырех его аспектов: научного, приклад ного, практического и организационного (И.В. Дубровина, 1997). <...> Данное направление позволяет изучить индивидуальные проявления возрастных закономерностей психического разви тия детей, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здоровья в дошкольном возрасте <...>
Детская_практическая_психология_в_кратком_изложении.pdf
УДК 159.922.7(075)
ББК 88.8я7
Д38
Р е ц е н з е н т ы:
Т.М. Бабунова, канд. педагог. наук, проф.
Магнитогорского государственного университета;
О.П. Степанова, канд. психолог. наук, доцент
Магнитогорского государственного университета
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................ 6
Т е м а 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ . ................................ 8
1.1. Теоретические основы, цель и задачи
деятельности психологической службы . ................... 8
Д38
Детская практическая психология в кратком изложении
[Электронный ресурс] : учеб.метод. пособие / сост. и авт.
вступ. ст. О.В. Токарь. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА,
2014. — 224 с.
ISBN 9785893499735
В учебнометодическом пособии раскрываются основные аспекты
профессиональной деятельности практического психолога дошкольного
образовательного учреждения. Рассматриваются общие вопросы органи
зации и содержания основных видов деятельности практического психо
лога: просвещения, профилактики, диагностики, коррекционной и раз
вивающей деятельности, консультирования. Пособие содержит вопросы
и задания для обсуждения по каждой теме и общие контрольные вопро
сы, тематику семинарских и лабораторных занятий, а также практикум по
учебной дисциплине «Детская практическая психология».
Для студентов, аспирантов и преподавателей психологопедагоги
ческих факультетов вузов, а также практикующих педагоговпсихоло
гов, работающих в сфере дошкольного образования.
УДК 159.922.7(075)
ББК 88.8я7
1.2. Стратегия психологического сопровождения
детского развития ................................................... 10
1.3. Этические основы деятельности
практического психолога ........................................ 13
Т е м а 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . .......................... 17
2.1. Психическое и психологическое здоровье детей
в контексте деятельности
психологической службы образования . .................. 17
2.2. Основные показатели психического развития
дошкольников ......................................................... 20
Т е м а 3. ДОКУМЕНТАЦИЯ И РАБОЧЕЕ МЕСТО
ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА . ................................ 27
3.1. Виды документации практического психолога
образования . .......................................................... 27
3.2. Рабочее место практического психолога . ............... 29
Т е м а 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ .............................. 35
ISBN 9785893499735
2
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Т е м а 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ .............................. 38
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.2
Т е м а 6. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ............................... 42
6.1. Особенности диагностики
в дошкольном учреждении ....................................... 42
6.2. Этапы и методы психодиагностической работы ...... 46
6.3. Использование карт развития в процессе
диагностической работы с дошкольниками ............. 50
6.4. Диагностическая документация .............................. 54
Т е м а 7. РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ ...... 59
7.1. Особенности развивающей деятельности ................ 59
7.2. Принципы развивающей деятельности ................... 61
7.3. Составление развивающих программ ...................... 73
Т е м а 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ............................... 78
8.1. Особенности психокоррекционной работы ............. 78
8.2. Составление коррекционных программ .................. 88
8.3. Методы коррекционной работы .............................. 91
8.4. Документация по коррекционной работе ................ 96
Т е м а 9. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ
И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПСИХИЧЕСКОГО
И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ......................... 99
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ................................................ 102
Программа семинарских занятий по дисциплине
«Детская практическая психология» для студентов
дневного отделения ............................................................... 104
Программа семинарских занятий по дисциплине
«Детская практическая психология» для студентов заочной
и дистанционной форм обучения ............................................... 119
Практикум по дисциплине
«Детская практическая психология» .......................................... 124
4
5
Программа лабораторных занятий по дисциплине
«Детская практическая психология» .......................................... 131
Вопросы к зачету по дисциплине
«Детская практическая психология» .......................................... 141
Вопросы к экзамену по дисциплине
«Детская практическая психология» .......................................... 144
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................ 147
Стр.3