Е.Г. Кузьмина ПСИХОДИАГНОСТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие •ФЛИНТА• Е.Г. Кузьмина ПСИХОДИАГНОСТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 152.3 ББК 88.8 К89 Научный редактор Морозова Г.К., кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дошкольного и начального образования Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ Рецензенты: Левашова Г.Н., кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель России, директор ГАОУ СПО «Педагогический колледж» г. Орска; Стародубцева Л.С., кандидат психологических наук, Почетный работник СПО, заведующий кафедрой педагогики и психологии ГАОУ СПО «Педагогический колледж» г. Орска Кузьмина Е.Г. К89 Психодиагностика в сфере образования [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е.Г. Кузьмина. <...> Психодиагностические методики, содержащиеся в пособии, помогут студентам-бакалаврам или педагогам-психологам в работе детьми дошкольного возраста. <...> Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования . <...> Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний . <...> Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний . <...> Исследование межличностных отношений и половой идентификации дошкольников . <...> Предмет психодиагностики Психологическая диагностика – научная дисциплина, одна из отраслей психологии. <...> Психодиагностика – теоретическая дисциплина и сфера практической деятельности психолога. <...> Третье основание психодиагностики – практические сферы применения психологического знания, которые выдвигают психодиагностические задачи и обосновывают выделение комплексных переменных, выступающих как объекты психодиагностики. <...> Например, если при проведении обследования какие-то элементы обстановки насторожили обследуемого и ситуация обследования превратилась для него в ситуацию экспертизы, то это обстоятельство может сделать невозможным сопоставление <...>
Психодиагностика_в_сфере_образования_(1).pdf
УДК 152.3
ББК 88.8
К89
Научный редактор
Морозова Г.К., кандидат педагогических наук, доцент,
декан факультета дошкольного и начального образования
Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ
Рецензенты:
Левашова Г.Н., кандидат педагогических наук,
Заслуженный учитель России, директор ГАОУ СПО
«Педагогический колледж» г. Орска;
Стародубцева Л.С., кандидат психологических наук,
Почетный работник СПО, заведующий кафедрой педагогики
и психологии ГАОУ СПО «Педагогический колледж» г. Орска
Кузьмина Е.Г.
К89
Психодиагностика в сфере образования [Электронный ресурс] :
учеб. пособие / Е.Г. Кузьмина. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014.
– 310 с.
ISBN 978-5-9765-1945-9
В учебном пособии раскрывается значение основных понятий психологической
диагностики, содержатся сведения о работе с детьми дошкольного
и младшего школьного возраста и детьми, имеющими отклонения в развитии.
Психодиагностические методики, содержащиеся в пособии, помогут студентам-бакалаврам
или педагогам-психологам в работе детьми дошкольного
возраста.
Пособие предназначено студентам-бакалаврам педагогических
учебных заведений, педагогам-психологам, учителям школ и воспитателям дошкольных
учреждений.
УДК 152.3
ББК 88.8
ISBN 978-5-9765-1945-9
© Кузьмина Е.Г., 2013
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
Содержание
Введение ..................................................................................................... 5
1. Введение в психодиагностику ............................................................. 7
1.1. Психодиагностика как наука. Предмет психодиагностики ....... 7
1.2. Процедура проведения психодиагностического обследования ..11
1.3. Общая характеристика методов психодиагностики и
предъявляемые к ним требования ......................................................... 23
1.4. Обоснование выбора методов психодиагностического
исследования ............................................................................................ 30
1.5. Особенности и задачи психодиагностического исследования
дошкольника ............................................................................................ 34
1.6. Правила объективности и гуманности психодиагностического
исследования ............................................................................................ 38
2. Психодиагностика как наука и как практическая деятельность .... 45
2.1. Классификация психодиагностических методов ...................... 45
2.2. Тестовое и клиническое обследование ...................................... 68
2.3. Психометрические основы психодиагностики: стандартизация,
норма, надежность, валидность ............................................................. 74
2.4. Нормативные предписания разработчикам и пользователям
психодиагностических методик ............................................................ 81
2.5. Маркетинг и реклама психологических услуг .......................... 89
3. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных
состояний ................................................................................................. 93
3.1. Психолого-педагогическая характеристика умственной
отсталости ................................................................................................ 93
3.2. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней
состояний ............................................................................................... 101
4. Практикум. Методы психодиагностики детей дошкольного
(младшего школьного) возраста .......................................................... 108
4.1. Исследование мнемической деятельности дошкольников .... 108
4.2. Исследование внимания дошкольников .................................. 124
4.3. Исследование интеллектуальной деятельности дошкольников 128
4.4. Исследование эмоционально-волевой сферы дошкольников 141
4.5. Исследование самооценки и уровня притязаний
дошкольников ......................................................................................... 152
4.6. Исследование игровой деятельности дошкольников ............. 155
3
Стр.3
4.7. Исследование межличностных отношений и половой
идентификации дошкольников ............................................................ 160
4.8. Исследование готовности ребенка к обучению в школе ....... 171
5. Программа семинарских занятий по практикуму
«Психодиагностика в сфере образования» ......................................... 183
5.1. Психодиагностика как практическая деятельность. История
становления научной психодиагностики ............................................ 183
5.2. Стандартизированные методы психодиагностики (тесты).
Из истории психологических тестов ................................................... 191
5.3. Основные тенденции и перспективы развития
психодиагностики ................................................................................. 217
Заключение ............................................................................................ 224
Глоссарий основных терминов по дисциплине «Психодиагностика
в сфере образования» ............................................................................ 225
Библиографический список ................................................................. 258
Приложение 1. Лабораторные задания
по практикуму «Психодиагностика в сфере образования» .............. 262
Приложение 2. Вопросы к зачету по практикуму «Психодиагностика
в сфере образования» ………………………………………….……...299
Приложение 3. Материалы к программированному контролю
по практикуму «Психодиагностика в сфере образования» ………...301
Приложение 4. Стимульные материалы к диагностическим
методикам ............................................................................................... 305
4
Стр.4