Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Основы логопедии (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторКитик Е. Е.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц196
ID316272
АннотацияВ пособии представлен лекционный материал, материал практических занятий и задания для самостоятельной работы студентов очного и заочного отделений специальностей «Специальная психология» и «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии», раскрывающий основные закономерности анализа и коррекции речевых нарушений у детей. Анализ речевых нарушений с позиций психологии позволит студентам данных специальностей выбрать верную профессиональную позицию в комплексном процессе диагностики и коррекции речевых нарушений у разных категорий детей с особыми образовательными потребностями.
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов и преподавателей педагогических высших и средних специальных учебных заведений, для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
ISBN978-5-9765-1163-7
УДК376.36(075.8)
ББК74.37я73
Китик, Е.Е. Основы логопедии : учеб. пособие / Е.Е. Китик .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2014 .— 196 с. — ISBN 978-5-9765-1163-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/316272 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е.Е. Китик ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 1 УДК 376.36(075.8) ББК 74.37я73 К45 Р е ц е н з е н т ы : зав. каф. исторического языкознания и лингводидактики ОмГПУ, д-р филол. наук Н.Н. Щербакова; зав. каф. специальной психологии ОмГПУ, канд. психол. наук Е.А. Чернявская Китик Е.Е. <...> Структура пособия подчинена программе курса и логике раскрытия системы логопедических знаний. <...> Содержательно пособие состоит из двух разделов – «Основы логопедии» и «Основы логопсихологии». <...> 4 ЛЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА Раздел I ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ Тема 1 Логопедия как отрасль специальной педагогики План: 1. <...> Логопедия – отрасль дефектологии Логопедия – отрасль специальной педагогики, включающая в себя теорию и практику преодоления недостатков речи средствами специального обучения и воспитания. <...> В зависимости от учета ведущего вида деятельности в процессе коррекционной работы, уровня сформированности речевой функции и, соответственно, форм и приемов логопедической работы, выделяют дошкольную логопедию, школьную, подростковую и логопедию взрослых. <...> Любые нарушения речи предполагают сравнение их с языковой нормой (системой знаков) и речевой (использование языковых знаков в различных видах деятельности). <...> Поэтому речевые нарушения нельзя рассматривать изолированно, вне понимания организма человека как единого целого. <...> Содружество логопедии с медициной традиционно: анализ речевого нарушения, выделенного на основе психолого-лингвистических критериев, проводится с клинических позиций, что носит уточняющий характер и позволяет объяснить его анатомо-физиологическую сущность и причины возникновения. <...> В процессе обучения анализ каждого речевого нарушения осуществляется на основе учета факторов, его обуславливающих: социальная или биологическая природа нарушения; органический или функциональный характер поражения; центральный или периферический характер локализации нарушения <...>
Основы_логопедии.pdf
Стр.2
Стр.192
Стр.193
Основы_логопедии.pdf
УДК 376.36(075.8) ББК 74.37я73 К45 Р е ц е н з е н т ы : зав. каф. исторического языкознания и лингводидактики ОмГПУ, д-р филол. наук Н.Н. Щербакова; зав. каф. специальной психологии ОмГПУ, канд. психол. наук Е.А. Чернявская Китик Е.Е. К45 Основы логопедии [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е.Е. Китик. - 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 196 с. ISBN 978-5-9765-1163-7 В пособии представлен лекционный материал, материал практических занятий и задания для самостоятельной работы студентов очного и заочного отделений специальностей «Специальная психология» и «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии», раскрывающий основные закономерности анализа и коррекции речевых нарушений у детей. Анализ речевых нарушений с позиций психологии позволит студентам данных специальностей выбрать верную профессиональную позицию в комплексном процессе диагностики и коррекции речевых нарушений у разных категорий детей с особыми образовательными потребностями. Для студентов, аспирантов и преподавателей педагогических высших и средних специальных учебных заведений, для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. УДК 376.36(075.8) ББК 74.37я73 ISBN 978-5-9765-1163-7 2 © Китик Е. Е., 2014 © Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
Содержание Введение....................................................................................................... 3 ЛЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА Раздел I. Основы логопедии Тема 1. Логопедия как отрасль специальной педагогики................ 5 Тема 2. История становления логопедии как науки....................... 10 Тема 3. Естественно-научные основы логопедии .......................... 20 Тема 4. Классификация речевых нарушений.................................. 26 Тема 5. Дислалия................................................................................ 31 Тема 6. Ринолалия.............................................................................. 47 Тема 7. Дизартрия.............................................................................. 50 Тема 8. Заикание ................................................................................ 55 Тема 9. Нарушения письменной речи.............................................. 61 Тема 10. Нарушения внутренней речи у детей. Алалия. Афазия…............................................................................. 65 Тема 11. Фонетико-фонематическое недоразвитие........................ 68 Тема 12. Общее недоразвитие речи ................................................. 71 Тема 13. Актуальные проблемы и новые направления научных исследований в области логопедии ................................. 74 Раздел II. Основы логопсихологии Тема 14. Теоретические основы логопсихологии .......................... 82 Тема 15. Роль речи в протекании психических процессов............ 93 Тема 16. Условия возникновения нарушений психической сферы у детей................................................................... 111 Тема 17. Личностные особенности детей с нарушениями речи….. 120 Литература по дисциплине.................................................................. 133 ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Теоретические основы логопедии .................................... 138 Тема 2. Анатомо-физиологические и психолингвистические механизмы речи ................................................................. 140 Тема 3. Этиология речевых нарушений ........................................ 142 Тема 4. Обследование речи детей .................................................. 144 192
Стр.192
Тема 5. Классификация звуков русского языка ............................147 Тема 6. Основные направления коррекции дефектов произношения.....................................................................148 Тема 7. Методика организации логопедических занятий по коррекции неправильного произношения у детей.....151 Тема 8. Ринолалия. Определение, виды, характеристика дефекта ................................................................................153 Тема 9. Дизартрия. Характеристика, этиология, виды, особенности коррекции .....................................................155 Тема 10. Нарушения голоса у детей...............................................157 Тема 11. Нарушения темпа и ритма речи у детей.........................158 Тема 12. Заикание. Характеристика дефекта, механизмы, этиология, классификация...............................................160 Тема 13. Логопедическое занятие с заикающимися детьми........162 Тема 14. Нарушения чтения и письма у детей ..............................163 Тема 15. Логопедическое занятие по устранению нарушений письма и чтения................................................................165 Тема 16. Нарушения внутренней речи у детей..............................167 Тема 17. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей ...............................................................................169 Тема 18. Общее недоразвитие речи у детей ..................................171 Тема 19. Логопедическая работа во вспомогательной школе .....173 Тема 20. Особенности логопедической работы с глухими и слабослышащими детьми.............................................175 Тема 21. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения ..........................................................177 Тема 22. Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития ........178 Тема 23. Организация логопедической помощи...........................180 Тема 24. Ведение логопедической документации ........................181 Тест по «Основам логопедии» для студентов 2 курса специальностей «Специальная психология» и «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»............................................................185 193
Стр.193