ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ. <...> Для исследователя важно выяснить, как начиналось обучение истории, с чем связаны успехи и неудачи исторического образования и каковы пути их преодоления, как проводились школьные реформы и какова их результативность. <...> Государственное обучение истории в специальных учебных заведениях для дворян и гимназиях при Московском университете рассматривается с 1726 г. Вся вторая половина ХVIII в. посвящена проектам, планам обучения истории и их реализации в период правления Екатерины II. <...> Прежде всего, это собрание законов Российской империи; сборники постановлений и распоряжений по Министерству народного просвещения, гимназиям и прогимназиям; обзоры деятельности Министерства; материалы по реформам школы, правила и программы гимназий и других учебных заведений, их юбилейные исторические записки; уставы учебных заведений; учебные планы предметов, преподаваемых в учебных заведениях. <...> В ходе исследования изучались официальные издания, педагогические журналы: «Вестник воспитания», «Русская школа», «Педагогическое обозрение», «Журнал Министерства народного просвещения», «Гимназия», «Учитель». <...> В процессе работы над монографией необходимо было выявить: • цель изучения истории на разных этапах развития Российского государства; • место и роль истории среди других школьных дисциплин; • соотношение отечественной и всеобщей истории в учебных планах разных типов школ; • соотношение обучения и воспитания в преподавании истории; • достоинства и недостатки учебных планов гимназий, роль и место истории в этих планах; • место и время начала изучения истории в качестве самостоятельной школьной дисциплины; • межкурсовые связи истории; • структуру построения и основное содержание школьных учебников, принципы отбора содержания; • роль и место повторительных курсов истории; • основные методические приемы преподавания истории; • идеологические основы <...>
Становление_и_развитие_школьного_исторического_образования_в_России_XVI_-_начала_XX_вв._Монография.pdf
УДК 371
ББК 74.03(2)1+74.266.3г
С88
С88
Студеникин М. Т. Становление и развитие школьного исторического
образования в России ХVI – начала ХХ вв.:
Монография. – М.: МПГУ, 2011. – 226 с.
В монографии рассматриваются первые шаги и начало
образованности в получении исторических знаний на
Руси, становление и развитие исторического образования
в последующие столетия, реформы школьного образования
ХIХ – начала ХХ вв. и их результаты. Анализируются
школьные уставы, учебные планы, программные материалы
и учебники истории, предназначенные для общеобразовательных
учреждений дореволюционной России.
© М. Т. Студеникин, 2012
ISBN 978-5-4263-0036-1
© МПГУ, 2011
© Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................. 5
ТЕМА 1.
ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ .............................................................. 9
1.1. Летописи ......................................................................................... 9
1.2. Хронографы и летописцы..............................................................10
1.3. Азбуковники ХV–ХVII вв. .............................................................13
1.4. «Синопсис» ....................................................................................15
ТЕМА 2.
ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ И НАЧАЛА
ОБРАЗОВАННОСТИ ..........................................................................19
2.1. Получение знаний по истории
в допетровское время ...................................................................19
2.2. Эпоха Петра I .................................................................................23
ТЕМА 3.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПОСЛЕ ПЕТРА I .................................................................................32
3.1. Государственное обучение истории с 1726 г. .................................32
3.2. Специальные учебные заведения ..................................................35
3.3. Гимназии при Московском университете .....................................38
ТЕМА 4.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХVIII В. ...................................................47
4.1. Проекты и планы обучения в первый период правления
Екатерины II .................................................................................47
4.2. Смольный институт .......................................................................49
4.3. Педагогические преобразования во второй период
правления Екатерины II ..............................................................52
4.4. Учебники истории .........................................................................58
4.5. Методика обучения........................................................................77
ТЕМА 5.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ В. ........................................................98
5.1. История в системе школьного образования
в начале ХIХ в. ..............................................................................98
Стр.3
5.2. Устав 1828 г. ..................................................................................108
5.3. Преобразования 30–40-х гг. .........................................................116
5.4. Введение бифуркации .................................................................118
5.5. Идейные основы учебников истории .........................................124
5.6. Методы преподавания истории ..................................................131
ТЕМА 6.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ В. ...................................................146
6.1. Преобразования 50-х гг. ...............................................................146
6.2. Устав 1864 г. ..................................................................................149
6.3. Реформа образования Д. А. Толстого. Устав 1871 г. ....................160
6.4. Дальнейшие изменения 70–80-х гг. XIX в...................................174
6.5. Результаты преподавания истории..............................................178
6.6. Реформа исторического образования 90-х гг. XIX в. ..................180
ТЕМА 7.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ. ........................................................199
7.1. Преобразования на рубеже XIX–XX вв. ......................................199
7.2. Изменения исторического образования
в начале ХХ в. .............................................................................208
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ....................................................219
Стр.4