Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением слуха (330,00 руб.)

0   0
АвторыРечицкая Е. Г.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц256
ID315911
АннотацияВ учебном пособии представлены концептуальные подходы, содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушением слуха в условиях вузовского обучения. Особое внимание уделено проблеме организации высшего образования лиц с нарушением слуха в системе их непрерывного образования, адаптации студентов к условиям образования в вузе, использования современных педагогических технологий в обучении, проведения слухоречевой реабилитации студентов с нарушением слуха.
Кем рекомендованоУМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование»
Кому рекомендованоАдресовано студентам и магистрантам учреждений высшего профессионального образования, преподавателям вузов и колледжей, которые работают с лицами, имеющими нарушения слуха.
ISBN978-5-7042-2341-2
УДК376.3(075.8)
ББК74.3я73
Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением слуха : учеб. пособие / ред. Е.Г. Речицкая .— Москва : Издательство Прометей, 2012 .— 256 с. — ISBN 978-5-7042-2341-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/315911 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Посвящается 140-летию Московского педагогического государственного университета ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Учебное пособие Под редакцией профессора Е. Г. Речицкой Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» Москва 2012 УДК 376.3(075.8) ББК 743я73 Р46 Рецензенты: О. Е. Грибова, зав. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ППРО РФ, профессор Е. А. Малхасьян, профессор каф. специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. <...> М. А. Шолохова Авторы: Е. Г. Речицкая, Б. П. Пузанов, Т. Г. Богданова, К. И. Туджанова, Е. З. Яхнина, А. Г. Московкина, Н. А. Саенкова, Е. В. Кулакова, Л. А. Плуталова, И. В. Речицкий, В. В. Линьков, Е. Н. Башкирова, Е. Н. Соломина, Л. А. Набокова, И. Л. Соловьева, Т. К. Гущина, И. Н. Филоненко-Алексеева, Л. М. Бадрутдинова, Е. А. Большакова, А. Д. Махмутова, А. В. Киреенко, Д. А. Краснобаев Р46 Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением слуха. <...> Особое внимание уделено проблеме организации высшего образования лиц с нарушением слуха в системе их непрерывного образования, адаптации студентов к условиям образования в вузе, использования современных педагогических технологий в обучении, проведения слухоречевой реабилитации студентов с нарушением слуха. <...> Создание образовательной среды для студентов с нарушением слуха в Московском педагогическом государственном университете (Б.П. Пузанов, Е.Г. Речицкая) . <...> Содержание профессиональной подготовки студентов с нарушением слуха по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (бакалавриат, профиль «Сурдопедагогика») (Е.Г. Речицкая, Е.З. Яхнина) . <...> Модель подготовки магистров по интегративной программе «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья» [направление «Специальное <...>
Психолого-педагогическое_сопровождение_лиц_с_нарушением_слуха._Учебное_пособие.pdf
УДК 376.3(075.8) ББК 743я73 Р46 Рецензенты: О. Е. Грибова, зав. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ППРО РФ, профессор Е. А. Малхасьян, профессор каф. специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М. А. Шолохова Авторы: Е. Г. Речицкая, Б. П. Пузанов, Т. Г. Богданова, К. И. Туджанова, Е. З. Яхнина, А. Г. Московкина, Н. А. Саенкова, Е. В. Кулакова, Л. А. Плуталова, И. В. Речицкий, В. В. Линьков, Е. Н. Башкирова, Е. Н. Соломина, Л. А. Набокова, И. Л. Соловьева, Т. К. Гущина, И. Н. Филоненко-Алексеева, Л. М. Бадрутдинова, Е. А. Большакова, А. Д. Махмутова, А. В. Киреенко, Д. А. Краснобаев Р46 Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением слуха. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. Е. Г. Речицкой. – М.: Прометей, 2012. – 256 с. В учебном пособии представлены концептуальные подходы, содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушением слуха в условиях вузовского обучения. Особое внимание уделено проблеме организации высшего образования лиц с нарушением слуха в системе их непрерывного образования, адаптации студентов к условиям образования в вузе, использования современных педагогических технологий в обучении, проведения слухоречевой реабилитации студентов с нарушением слуха. Адресовано студентам и магистрантам учреждений высшего профессионального образования, преподавателям вузов и колледжей, которые работают с лицами, имеющими нарушения слуха. ISBN 978-5-7042-2341-2 © Авторский коллектив, 2012 © Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
Содержание Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Раздел 1. Высшее образование лиц с нарушениями слуха как закономерный этап в системе непрерывного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 1.1. Создание образовательной среды для студентов с нарушением слуха в Московском педагогическом государственном университете (Б.П. Пузанов, Е.Г. Речицкая) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 1.2. Содержание профессиональной подготовки студентов с нарушением слуха по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (бакалавриат, профиль «Сурдопедагогика») (Е.Г. Речицкая, Е.З. Яхнина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 1.3. Модель подготовки магистров по интегративной программе «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья» [направление «Специальное (дефектологическое) образование»] (Е.Г. Речицкая) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 1.4. Концептуальные основы развития и коррекции интеллектуальной деятельности студентов с нарушениями слуха в условиях высшего профессионального образования (Т.Г. Богданова) . . . 38 1.5. Социокультурные аспекты непрерывного образования неслышащих (И.Л. Соловьева) . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 1.6. Современные подходы к проблеме выявления и диагностики врожденной и прелингвальной патологии слуха (А.Г. Московкина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 1.7. Философское понимание проблемы смысла жизни человека с недостатками развития (В.В. Линьков) . . . 68 1.8. Самостоятельная работа студентов с нарушениями слуха в теории и практике вузовского образования (К.И. Туджанова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76 1.9. Использование мультимедийного учебника в образовательном процессе высшей школы (Е.Г. Речицкая) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов и магистрантов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Раздел 2. Адаптация студентов I-го курса с нарушением слуха к условиям обучения в вузе и психологопедагогическая диагностика – важные компоненты обеспечения качественного образования . . . . . . . . . . 91 2.1. Изучение особенностей адаптации в вузе студентов I-го курса с нарушением слуха (Б.П. Пузанов, Л.А. Плуталова, Е.Н. Соломина) . . . 91 2.2. Изучение и развитие творческих способностей лиц с нарушениями слуха юношеского возраста (Е.Г. Речицкая, Л.М. Бадрутдинова) . . . . . . . . . . . . 102 2.3. Технологии изучения социальных навыков студентов с нарушением слуха как категории с особыми образовательными потребностями (А.Д. Махмутова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 2.4. Социально-педагогическая адаптация к обучению в вузе студентов 1 курса с нарушениями слуха (Е.В. Кулакова) . . . . . . . . . . 121 2.5. Диагностические возможности арт-терапии (Е.Н. Башкирова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 2.6. Использование вербальных и невербальных средств коммуникации студентами с нарушениями слуха в общении (Л.А. Плуталова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 2.7. Организация изучения профессионально важных качеств будущих сурдопедагогов с нарушенным слухом (Е.А. Большакова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов и магистрантов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 Раздел 3. Педагогические технологии обучения студентов с нарушениями слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 3.1. Педагогическое тестирование в системе формирования профессиональных компетенций у студентов с нарушениями слуха (Е.З. Яхнина) . . . 150 3.2. Изучение русского языка студентами с нарушениями слуха на отделении сурдопедагогики (Н.А. Саенкова) . . . . . . . . . . . . . . . 160 3.3. Формирование активной жизненной позиции у студентов отделения сурдопедагогики дефектологического факультета (А.В. Киреенко) . . . 171 3.4. Современные технологии и воспитательные аспекты экологического образования студентов с нарушениями слуха (Д.А. Краснобаев) . . . . . . . . . 185 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ 3.5. Использование мультимедийных презентационных технологий в обучении студентов с нарушенным слухом (Е.В. Кулакова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196 3.6. Развитие связной речи студентов с нарушениями слуха при использовании современных коммуникационных технологий (Л.А.Набокова) . . . 199 3.7. Самостоятельная работа студентов с нарушенным слухом по дисциплине «Основы математики с методикой преподавания» (И.Н. Филоненко-Алексеева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 3.8. Педагогическая практика – важнейшее условие формирования профессиональных качеств бакалавра-сурдопедагога с нарушениями слуха (К.И. Туджанова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210 Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов и магистрантов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218 Раздел 4. Содержание и организация факультативных занятий по слухоречевой реабилитации студентов с нарушением слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 4.1. Совершенствование навыков устной коммуникации у студентов с нарушениями слуха в системе высшего профессионального образования (Е. З. Яхнина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 4.2. Слухоречевая реабилитация студентов с использованием комплексной методики стимуляции слуха (И.В. Речицкий) . . . . . . . . . . . . . 229 4.3. Развитие произвольного внимания у студентов с нарушением слуха на индивидуальных занятиях по слухоречевой реабилитации (Т.К. Гущина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242 4.4. Проведение профилактических мероприятий для предупреждения патологии слуха (И.В. Речицкий) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248 Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов и магистрантов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255 5
Стр.5