А. В. ТЕРЕМОВ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ Учебное пособие для студентов бакалавриата направление подготовки «Педагогическое образование» профиль «Биология» Москва 2013 УДК 57(077) ББК 74.262.8-28 Т35 Рецензенты: Суматохин С.В., д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания и общей биологии МГПУ, гл. редактор журнала «Биология в школе» Рохлов В.С., канд. пед. наук, доцент кафедры методики обучения биологии МИОО Т35 Теремов А. В. <...> Учебное пособие посвящено использованию в обучении биологии знаково-символической наглядности. <...> Рассмотрена сущность знаков и символов, определена их дидактическая роль; обоснованы принципы создания средств схематической изобразительной наглядности; приведены пиктограммы и идеограммы по основным темам раздела «Животные» школьного курса биологии с кратким содержанием заключенной в них информации. <...> Рисуночно-идеографическое письмо как средство формирования и развития биологических понятий . <...> Творческая природа процессов научного познания и формирования целостного мировоззрения личности проявляется в таких тенденциях современных наук, как усиление абстрактного характера понятий, законов, теорий и фактов. <...> В школьном обучении по многим учебным предметам в последнее время стали разрабатываться и применяться различные виды схематической знаково-символической наглядности: опорные сигналы и конспекты, созданные по методу В.Ф. Шаталова, опорные схемы С.Н. Лысенковой, графические модели Б.И. Дегтярева и др. <...> В учебном процессе необходимость овладения учащимися знаково-символическим моделированием, т.е. оперированием знаками и символами, диктуется не только значимостью моделирования как метода научного познания, но и целым рядом разработанных в разные годы психолого-педагогических теорий: поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), учебной деятельности (С.Л. Рубинштейн), содержательного обобщения <...>
Знаково-символическая_система_в_обучении_биологии._Учебное_пособие.pdf
УДК 57(077)
ББК 74.262.8-28
Т35
Рецензенты:
Суматохин С.В., д-р пед. наук, профессор, заведующий
кафедрой методики преподавания и общей биологии МГПУ,
гл. редактор журнала «Биология в школе»
Рохлов В.С., канд. пед. наук, доцент кафедры методики
обучения биологии МИОО
Т35 Теремов А. В. Знаково-символическая система в обучении
биологии: Учебное пособие. – М.: Прометей, 2013. – 126 с.
Учебное пособие посвящено использованию в обучении биологии
знаково-символической наглядности. Рассмотрена сущность знаков и
символов, определена их дидактическая роль; обоснованы принципы
создания средств схематической изобразительной наглядности; приведены
пиктограммы и идеограммы по основным темам раздела «Животные»
школьного курса биологии с кратким содержанием заключенной в них
информации. В пособии разработана методика применения пиктограмм
и идеограмм для формирования и развития у учащихся биологических
понятий, предложен вариант организации учебного процесса по биологии,
основанного на использовании в обучении знаков и символов.
Учебное пособие адресовано студентам университетов, обучающимся
по программам педагогического образования, и направлено на
формирование готовности к использованию знаково-символической
наглядности в обучении биологии, разработке и применению опорных
сигналов и опорных конспектов для решения культурно-просветительских
задач и образовательной деятельности по биологии в соответствии с
профилем в учреждениях общего среднего образования.
ISBN 978-5-7042-2482-2
© А. В. Теремов, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1. Знаки, символы и их роль в обучении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
2. Рисуночно-идеографическое письмо и его создание . . . . . . . . . . . . .18
3. Пиктограммы и идеограммы по основным темам раздела
«Животные» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
3.1. Одноклеточные животные – простейшие . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
3.2. Кишечнополостные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
3.3. Плоские черви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
3.4. Первичнополостные, или круглые черви . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
3.5. Кольчатые черви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
3.6. Членистоногие: общая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
3.7. Ракообразные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
3.8. Паукообразные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
3.9. Насекомые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56
3.10. Моллюски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
3.11. Хордовые: общая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
3.12. Рыбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
3.13. Земноводные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73
3.14. Пресмыкающиеся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
3.15. Птицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81
3.16. Млекопитающие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
4. Рисуночно-идеографическое письмо как средство формирования
и развития биологических понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
5. Использование рисуночно-идеографического письма в системе
уроков биологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
Стр.3