Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Знаково-символическая система в обучении биологии (198,00 руб.)

0   0
Первый авторТеремов А. В.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц126
ID315765
АннотацияУчебное пособие посвящено использованию в обучении биологии знаково-символической наглядности. Рассмотрена сущность знаков и символов, определена их дидактическая роль, обоснованы принципы создания средств схематической изобразительной наглядности, приведены пиктограммы и идеограммы по основным темам раздела «Животные» школьного курса биологии с кратким содержанием заключенной в них информации. В пособии разработана методика применения пиктограмм и идеограмм для формирования и развития у учащихся биологических понятий, предложен вариант организации учебного процесса по биологии, основанного на использовании в обучении знаков и символов.
Кому рекомендованоУчебное пособие адресовано студентам университетов, обучающимся по программам педагогического образования, и направлено на формирование готовности к использованию знаково-символической наглядности в обучении биологии, разработке и применению опорных сигналов и опорных конспектов для решения культурно-просветительских задач и образовательной деятельности по биологии в соответствии с профилем в учреждениях общего среднего образования.
ISBN978-5-7042-2482-2
УДК57(077)
ББК74.262.8-28
Теремов, А.В. Знаково-символическая система в обучении биологии : учеб. пособие для студентов бакалавриата направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Биология» / А.В. Теремов .— Москва : Издательство Прометей, 2013 .— 126 с. : ил. — ISBN 978-5-7042-2482-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/315765 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. В. ТЕРЕМОВ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ Учебное пособие для студентов бакалавриата направление подготовки «Педагогическое образование» профиль «Биология» Москва 2013 УДК 57(077) ББК 74.262.8-28 Т35 Рецензенты: Суматохин С.В., д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания и общей биологии МГПУ, гл. редактор журнала «Биология в школе» Рохлов В.С., канд. пед. наук, доцент кафедры методики обучения биологии МИОО Т35 Теремов А. В. <...> Учебное пособие посвящено использованию в обучении биологии знаково-символической наглядности. <...> Рассмотрена сущность знаков и символов, определена их дидактическая роль; обоснованы принципы создания средств схематической изобразительной наглядности; приведены пиктограммы и идеограммы по основным темам раздела «Животные» школьного курса биологии с кратким содержанием заключенной в них информации. <...> Рисуночно-идеографическое письмо как средство формирования и развития биологических понятий . <...> Творческая природа процессов научного познания и формирования целостного мировоззрения личности проявляется в таких тенденциях современных наук, как усиление абстрактного характера понятий, законов, теорий и фактов. <...> В школьном обучении по многим учебным предметам в последнее время стали разрабатываться и применяться различные виды схематической знаково-символической наглядности: опорные сигналы и конспекты, созданные по методу В.Ф. Шаталова, опорные схемы С.Н. Лысенковой, графические модели Б.И. Дегтярева и др. <...> В учебном процессе необходимость овладения учащимися знаково-символическим моделированием, т.е. оперированием знаками и символами, диктуется не только значимостью моделирования как метода научного познания, но и целым рядом разработанных в разные годы психолого-педагогических теорий: поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), учебной деятельности (С.Л. Рубинштейн), содержательного обобщения <...>
Знаково-символическая_система_в_обучении_биологии._Учебное_пособие.pdf
УДК 57(077) ББК 74.262.8-28 Т35 Рецензенты: Суматохин С.В., д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания и общей биологии МГПУ, гл. редактор журнала «Биология в школе» Рохлов В.С., канд. пед. наук, доцент кафедры методики обучения биологии МИОО Т35 Теремов А. В. Знаково-символическая система в обучении биологии: Учебное пособие. – М.: Прометей, 2013. – 126 с. Учебное пособие посвящено использованию в обучении биологии знаково-символической наглядности. Рассмотрена сущность знаков и символов, определена их дидактическая роль; обоснованы принципы создания средств схематической изобразительной наглядности; приведены пиктограммы и идеограммы по основным темам раздела «Животные» школьного курса биологии с кратким содержанием заключенной в них информации. В пособии разработана методика применения пиктограмм и идеограмм для формирования и развития у учащихся биологических понятий, предложен вариант организации учебного процесса по биологии, основанного на использовании в обучении знаков и символов. Учебное пособие адресовано студентам университетов, обучающимся по программам педагогического образования, и направлено на формирование готовности к использованию знаково-символической наглядности в обучении биологии, разработке и применению опорных сигналов и опорных конспектов для решения культурно-просветительских задач и образовательной деятельности по биологии в соответствии с профилем в учреждениях общего среднего образования. ISBN 978-5-7042-2482-2 © А. В. Теремов, 2013 © Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 1. Знаки, символы и их роль в обучении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 2. Рисуночно-идеографическое письмо и его создание . . . . . . . . . . . . .18 3. Пиктограммы и идеограммы по основным темам раздела «Животные» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29 3.1. Одноклеточные животные – простейшие . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29 3.2. Кишечнополостные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32 3.3. Плоские черви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36 3.4. Первичнополостные, или круглые черви . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41 3.5. Кольчатые черви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43 3.6. Членистоногие: общая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47 3.7. Ракообразные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50 3.8. Паукообразные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53 3.9. Насекомые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56 3.10. Моллюски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61 3.11. Хордовые: общая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66 3.12. Рыбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69 3.13. Земноводные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73 3.14. Пресмыкающиеся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77 3.15. Птицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81 3.16. Млекопитающие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85 4. Рисуночно-идеографическое письмо как средство формирования и развития биологических понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93 5. Использование рисуночно-идеографического письма в системе уроков биологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
Стр.3