ISSN 2410-3004 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Âåñòíèê ÀÃÓ». Выпуск 3 (162) 2015
Решением президиума Высшей аттестационной комиссии
Министерства образования и науки Российской Федерации журнал включен
в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы
основные научные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК 001:331.102.312
ББК 72.6 (2Ðîñ.Àäû)
В 38
ВЫПУСК 3
Учредитель:
2015
Адыгейский государственный университет
Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый
научный журнал АГУ
ВЕСТНИК
Серия «Педагогика и психология»
ШIэныгъэгъуаз
АДЫГЕЙСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Майкоп 2015
Стр.1
ISSN 2410-3004 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Âåñòíèê ÀÃÓ». Выпуск 3 (162) 2015
Вестник Адыгейского государственного университета. Серия
«Педагогика и ïñèõîëîãèÿ». – Ìàéêîï: èçä-âî ÀÃÓ. – Âûï. 3 (162). – 2015.
– 236 ñ.
Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Педагогика и
психология» – ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал,
освещающий вопросы общественных и гуманитарных наук. Издавался
Адыгейским государственным университетом с 1998 года как мультидисциплинарный
научный журнал «Вестник Адыгейского государственного университета».
С 2007 года публикуется как отдельное издание на основании решения
Ученого совета АГУ. Журнал зарегистрирован как средство массовой информации
в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации ПИ № ФС7762214
от 26 июня 2015 ã.).
Журнал «Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Педагогика
и психология» имеет международный стандартный номер сериального
издания ISSN 2410-3004. Журнал – подписной, информация о журнале
размещается в каталоге Агентства «Роспечать» «Газеты. Журналы» в рамках
Договора №6350 от 07 июня 2006 ã. Подписной индекс журнала – 45979.
Журнал включен в Реферативный журнал и Базы данных ВИНИТИ.
Сведения о журнале ежегодно публикуются в международной справочной
системе по периодическим и продолжающимся изданиям «Ulrich's Periodicals
Directory». Полные тексты статей находятся в открытом и бесплатном доступе
в сети Интернет на сайте Адыгейского государственного университета, а также
на платформах издательства «Ëàíü» , электронной библиотеки
«ÊèáåðËåíèíêà» , Научной электронной библиотеки
.
В журнале «Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Педагогика
и психология» печатаются статьи проблемного и научно-практического
характера, отражающие достижения в современной науке.
Журнал публикует научные статьи, научные обзоры, научные рецензии,
отзывы. Журнал ориентирован на освещение актуальных вопросов теории и
практики современной науки, а также проблем преподавания основных дисциплин
в вузе.
Издание имеет официальный сайт в информационно-телекомму ника ци онной
сети «Èíòåðíåò» (http://www.vestnik.adygnet.ru). Свидете льство о регистрации
средства массовой информации Эл № ÔÑ77-50781 от 27 июля 2012 ã.)
Научный журнал «Вестник Адыгейского государственного университета»
включен в Перечень научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Министерства
образования и науки РФ для публикации основных результатов докторских
и кандидатских диссертаций.
В предлагаемом читателю юбилейном выпуске журнала «Вестник Адыгейского
государственного университета, серия «Педагогика и психология», посвященном
75-летию Адыгейского государственного университета, обсуждаются
результаты научных исследований в области педагогических и психологических
наук.
ISSN 2410-3004
Свидетельство о регистрации ПИ № ÔÑ77-49223 от 04 апреля 2012 ã.
© Адыгейский государственный университет, 2015
Стр.2
ISSN 2410-3004 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Âåñòíèê ÀÃÓ». Выпуск 3 (162) 2015
According to the decision of Presidium of the Higher Attestation Commission
of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
the journal is included in the List of the leading reviewed scientific
journals and editions issued in the Russian Federation
which publish the basic scientific results of Dissertations
for a Doctor’s and Candidate’s degree
MINISTRY OF EDUCATION AND SCIENCE
OF THE RUSSIAN FEDERATION
УДК 001:331.102.312
ББК 72.6 (2Ðîñ.Àäû)
В 38
ISSUE 3
The founder: Adyghe State University
Quarterly peer-reviewed scientific journal
of Adyghe State University
BULLETIN
Series “Pedagogy and Psychology”
2015
ШIэныгъэгъуаз
ADYGHE
STATE
UNIVERSITY
Maikop 2015
Стр.3
ISSN 2410-3004 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Âåñòíèê ÀÃÓ». Выпуск 3 (162) 2015
The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and
Psychology». – Maikop: Adyghe State University Publishing House. – Issue
3(162). – 2015. – 236 ñ.
“The Bulletin of the Adyghe State University, Series “Pedagogy and Psychology”
is a quarterly peer-reviewed scientific journal dealing with questions of public and
the humanities. It was issued by the Adyghe State University from 1998 as the
multidisciplinary scientific journal “The Bulletin of the Adyghe State University”.
Since 2007 it is published as the separate edition on the basis of the decision of the
Academic Council of AdSU. The journal was registered by the Federal Agency of
Supervision in Sphere of Telecommunication, Information Technologies and Mass
Communications (Certificate on Registration of Mass Media No. FS 77-62214 of
26 June, 2015).
“The Bulletin of the Adyghe State University, Series “Pedagogy and Psychology”
has been recorded in the ISSN Register (ISSN 2410-3004). One can subscribe
to this journal; information about it is placed in the Catalog of Rospechat
Agency “Newspapers. Journals” within the Contract No. 6350 of June 07, 2006.
A subscription index of the journal is 45979.
The journal is included in the Abstract Journal and the VINITI Databases.
Data on the journal are annually published in the international reference system
of the periodic editions “Ulrich’s Periodicals Directory”. Full texts of articles are
in open and free access in the Internet on the site of the Adyghe State University
and on platforms of Lan Publishing House , electronic library
“KiberLeninka” and Scientific Electronic Library .
“The Bulletin of the Adyghe State University, Series “Pedagogy and Psychology”
publishes articles of problematic and scientific - practical character reflecting
achievements in modern science. The journal publishes scientific articles, scientific
reviews, comments and opinions. The journal focuses upon clearing up the topical
issues of the theory and practice of modern science and the basic discipline teaching
in higher school.
The edition has the official site in the information – telecommunication Internet
network (http://www.vestnik.adygnet.ru) and the Certificate on registration of
electronic mass media No. FS77-50781 of July 27, 2012).
The scientific journal is included in the List of the scientific journals and
editions recommended by VAK of the Ministry of Education and Science of the
Russian Federation for the publication of the main results of Doctor’s and Candidate’s
theses.
This anniversary issue of the quarterly peer-reviewed scientific journal “The
Bulletin of the Adyghe State University, series “Pedagogy and Psychology”, dedicated
to the 75th
researches in the field of pedagogical and psychological sciences.
anniversary of the Adyghe State University, discusses the results of
ISSN 2410-3004
Registration Certificate PI № FS 77-49223 of 04 April 2012
© Adyghe State University, 2015
Стр.4
ISSN 2410-3004 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Âåñòíèê ÀÃÓ». Выпуск 3 (162) 2015
Редакционная коллегия:
Главный редактор: Р.Д. Хунагов, ректор Адыгейского государственного
университета, доктор социологических наук, профессор.
Зам. главного редактора: А.В. Шаханова, проректор по научной работе,
доктор биологических наук, профессор.
Ответственный редактор: К.Д. Чермит, проректор по учебной работе и
качеству образования – первый проректор, доктор педагогических наук,
доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой общей педагогики
Адыгейского государственного университета.
Члены редакционной коллегии:
Педагогические науки:
С.М. Ахметов, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного
образования Кубанского государственного университета физической
культуры, спорта и туризма;
С.Н. Бегидова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
и социальной психологии факультета педагогики и психологии
Адыгейского государственного университета;
Е.В. Демкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
и социальной психологии Адыгейского государственного
университета;
Б.М. Джандар, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета
иностранных языков Адыгейского государственного университета;
В.И. Жуков, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой
биомеханики и спортивных дисциплин ИФК и дзюдо Адыгейского государственного
университета;
З.К. Меретукова, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей
педагогики Адыгейского государственного университета;
С.Д. Неверкович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических
наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного университета
физической культуры, спорта, молодежи и туризма;
Ф.К. Уракова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой
русского языка и методики преподавания факультета педагогики и психологии
Адыгейского государственного университета;
С.А. Хазова, доктор педагогических наук, доцент кафедры теоретических
основ физического воспитания ИФК и дзюдо Адыгейского государственного
университета;
Н.Х. Хакунов, доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических
основ физического воспитания ИФК и дзюдо Адыгейского
государственного университета;
Ф.П. Хакунова, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета
педагогики и психологии Адыгейского государственного
университета;
М.Х. Шхапацева, доктор педагогических наук, профессор кафедры
русского языка и методики преподавания факультета педагогики и психологии
Адыгейского государственного университета.
Психологические науки:
Г.Б. Горская, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой
психологии Кубанского государственного университета физической культуры,
спорта и туризма;
– 5 –
Стр.5
ISSN 2410-3004 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Âåñòíèê ÀÃÓ». Выпуск 3 (162) 2015
Н.В. Ковалева, кандидат психологических наук, доцент, заведующая
кафедрой психологии Адыгейского государственного университета;
Б.А. Ясько, доктор психологических наук, профессор кафедры управления
персоналом и организационной психологии Кубанского государственного
университета.
Редакционный совет:
Председатель:
Хунагов Р.Д., ректор Адыгейского государственного университета,
доктор социологических наук, профессор.
Члены редакционного совета:
Афасижев Т.И., доктор социологических наук, профессор кафедры философии
и социологии Адыгейского государственного университета;
Бабешко В.А., академик РАН, доктор физико-математических наук,
профессор, заведующий кафедрой математического моделирования Кубанского
государственного университета, директор Научно-исследовательского
центра прогнозирования и предупреждения геоэкологических и техногенных
катастроф при Кубанском государственном университете;
Большаков В.Н., академик РАН, доктор биологических наук, профессор
Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской
академии наук;
Бондырева С.К., доктор психологических наук, профессор, академик
РАО, ректор Института профессиональной подготовки и переподготовки
научно-педагогических кадров, ректор Московского психологосоциального
университета, заместитель председателя Координационного
совета по психолого-педагогическим исследованиям РАО;
Васильева Н.В., доктор филологических наук, главный научный сотрудник
Института языкознания Российской академии наук;
Герасимов Г.А., доктор медицинских наук, профессор Национального
института здоровья США;
Глузман А.В., доктор педагогических наук, профессор, действительный
член Национальной академии педагогических наук Украины, ректор
республиканского высшего учебного заведения «Крымский гуманитарный
университет»;
Дабагов С.Б., доктор физико-математических наук, профессор МИФИ,
директор лаборатории XLab Frascati Итальянского института ядерной
физики, Рим;
Дмитриев А.В., доктор философских наук, профессор, членкорреспондент
РАН, ведущий научный сотрудник Института философии
РАН;
Залиханов М.Ч., доктор физико-математических наук, доктор технических
наук, профессор, академик РАН, директор Высокогорного геофизического
института по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды Росгидромета;
Кнезель П., доктор права Университета прикладных наук, Потсдам,
Германия;
Крылатых Э.Н., академик РАН, доктор экономических наук, профессор
Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, главный научный сотрудник Всероссийского института
аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова (ВИАПИ)
Россельхозакадемии;
Лях В.И., доктор педагогических наук, профессор Академии физической
культуры имени Бронислава Чеха, г. Краков, Польша;
– 6 –
Стр.6
ISSN 2410-3004 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Âåñòíèê ÀÃÓ». Выпуск 3 (162) 2015
Маркович Д.Ж., действительный член Российской академии образования,
доктор философских наук, профессор Белградского университета,
Сербия;
Миронов А.В., доктор социологических наук, профессор кафедры истории,
философии и культурологии МГГУ им. М.А. Шолохова, главный
редактор журнала «Социально-гуманитарные знания»;
Нечаев В.И., доктор экономических наук, Заслуженный деятель науки
РФ, профессор, ректор Российского государственного аграрного университета
– МСХА имени К.А. Тимирязева;
Овчинников В.Н., доктор экономических наук, Заслуженный деятель
науки Российской Федерации, профессор, зав. отделом управления экономическими
системами Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных
проблем Южного федерального университета;
Юсуф Сен, доктор педагогических наук, доцент кафедры английской
филологии университета Дюздже, директор школы обучения иностранным
языкам при университете Дюздже, Турция;
Совински Я., доктор права Университета им. Палацкого, г. Оломоуц,
Чехия;
Харисов Ф.Ф., доктор педагогических наук, профессор, членкорреспондент
РАО, руководитель центра Федерального института развития
образования, главный редактор журнала «Здоровьесберегающее
образование»;
Шестакова Л.Л., доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН.
– 7 –
Стр.7
ISSN 2410-3004 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Âåñòíèê ÀÃÓ». Выпуск 3 (162) 2015
Editorial Board:
Editor-in-chief: R.D. Khunagov, Rector of Adyghe State University, Doctor
of Sociology, Professor.
Deputy Editor-in-Chief: A.V. Shakhanova, Vice Rector for Scientific Work,
Doctor of Biology, Professor.
Executive editor: K.D. Chermit, Vice Rector for Study and Quality of
Education – First Vice Rector, Doctor of Pedagogical Sciences, Doctor of
Biology, Professor, Head of General Pedagogy Department of Adyghe State
University.
Members of Editorial Board:
Pedagogical Sciences:
S.M. Akhmetov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Preschool
Education Department of the Kuban State University of Physical Culture,
Sports and Tourism;
S.N. Begidova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Pedagogy
and Social Psychology Department, Faculty of Pedagogy and Psychology,
Adyghe State University;
E.V. Demkina, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of
Pedagogy and Social Psychology Department, Adyghe State University;
B.M. Dzhandar, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Dean of the
Faculty of Foreign Languages, Adyghe State University;
V.I. Zhukov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of
Biomechanics and Sports Disciplines Department, Institute of Physical
Training and Judo, Adyghe State University;
Z.K. Meretukova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of General
Pedagogy Department; Adyghe State University;
S.D. Neverkovich, Corresponding Member of the Russian Education
Academy, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of
Pedagogy, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and
Tourism;
F.K. Urakova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the
Russian Language and Technique of Teaching Department, Faculty of
Pedagogy and Psychology, Adyghe State University;
S.A. Khazova, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of
Theoretical Foundations of Physical Training Department, Institute of
Physical Training and Judo, Adyghe State University;
N.Kh. Khakunov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Theoretical
Foundations of Physical Training Department, Institute of Physical Training
and Judo, Adyghe State University;
F.P. Khakunova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Dean of
Faculty of Pedagogy and Psychology, Adyghe State University;
M.Kh. Shkhapatseva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the
Russian Language and Technique of Teaching Department, Faculty of
Pedagogy and Psychology, Adyghe State University.
Psychological Sciences:
G.B. Gorskaya, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of
Department of Psychology, Kuban State University of Physical Culture,
Sports and Tourism;
– 8 –
Стр.8
ISSN 2410-3004 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Âåñòíèê ÀÃÓ». Выпуск 3 (162) 2015
N.V. Kovaleva, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor,
Head of Department of Psychology, Adyghe State University.
B.A. Yasko, Doctor of Psychological Sciences, Professor of Personnel
Management and Organizational Psychology Department, Kuban State
University.
Editorial Council:
Chairman:
Khunagov R.D., Rector of Adyghe State University, Doctor of Sociology,
Professor.
Members of Editorial Council:
Afasizhev T.I., Doctor of Sociology, Professor of Philosophy and Sociology
Department, Adyghe State University;
Babeshko V.A. Academician of the Russian Science Academy, Doctor of
Physics and Mathematics, Professor, Head of the Department of Mathematical
Modeling of the Kuban State University, Director of the Research Center for
Forecasting and Prevention of Geoecological and Technogenic Catastrophes,
Kuban State University;
Bolshakov V.N., Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor
of Biological Sciences, Professor of Institute of Plant and Animal Ecology of
the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences;
Bondyreva S.K. Doctor of Psychology, Professor, Academician of the
Russian Education Academy, Rector of Institute of Professional Training and
Retraining Scientific and Pedagogical Personnel, Rector of the Moscow PsychoSocial
University, Vice Chairman of Coordination Council for Psychological
and Pedagogical Researches of the Russian Education Academy;
Vasilyeva N.V., Doctor of Philology, Chief Scientist of Institute of
Linguistics of the Russian Science Academy;
Gerasimov G.A., Doctor of Medicine, Professor of National Institute of
Health in the USA;
Gluzman A.V., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of
National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Rector of Republican
Higher Educational Institution “Crimean Humanities University”;
Dabagov S.B., Doctor of Physics and Mathematics, Professor of National
Research University of Nuclear Physics MEPhI, Director of XLab Frascati
laboratory of the Italian Institute of Nuclear Physics, Rome;
Dmitriyev A.V., Doctor of Philosophy, Professor, Corresponding Member
of the Russian Science Academy, Leading Scientist of Institute of Philosophy
of the Russian Science Academy;
Zalikhanov M.Ch., Doctor of Physics and Mathematics, Doctor of
Engineering, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences,
Director of Mountain Geophysical Institute of Hydrometeorology and
Monitoring of Environment of Roshydromet;
Knosel P., Doctor of Law, University of Applied Sciences, Potsdam,
Germany;
Krylatykh E.N., Academician of the Russian Agrarian Science Academy,
Doctor of Economics, Professor of the Russian Academy of National Economy
and Public Service at the Russian President, Chief Scientist of the All-Russian
Institute of Agrarian Problems and Informatics named after A.A.Nikonov of
the Russian Agrarian Academy;
Lyakh V.I., Doctor of Pedagogy, Professor, Bronisław Czech University
School of Physical Education (Cracow, Poland);
– 9 –
Стр.9
ISSN 2410-3004 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Âåñòíèê ÀÃÓ». Выпуск 3 (162) 2015
Markovic D.Zh., Academician of the Russian Academy of Education,
Doctor of Philosophy, Professor, University of Belgrade, Serbia;
Mironov A.V. Doctor of Sociology, Professor of History, Philosophy and
Culture Study Department of M.A. Sholokhov MGGU, the editor-in-chief of
the journal of Social and Humanities Knowledge;
Nechayev V.I. Doctor of Economics, Honored Worker of Science of
the Russian Federation, Professor, Rector of the Russian State Agrarian
University named after K.A. Timiryazev;
Ovchinnikov V.N., Doctor of Economics, Honored Worker of Science of
the Russian Federation, Professor, Head of Department of Economic System
Management of the North Caucasian Research Institute of Economic and
Social Problems of Southern Federal University;
Sen Yusuf, Doctor of Education in Teaching English as a Foreign
Language, Faculty of Education, Department of English Language Teaching,
Duzce University, Director of Hakime Erciyas School of Foreign Languages,
Duzce University, Turkey;
Sovinsky J., Doctor of Law, Palacký University, Olomouc, the Czech
Republic;
Kharisov F.F. Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding
Member of the Russian Education Academy, Head of the Center of Federal
Institute of Education Development, editor-in-chief of the journal of Health
Saving Education;
Shestakova L.L. Doctor of Philology, Leading Scientist of the Russian
Language Institute named after V.V. Vinogradov of the Russian Science
Academy.
– 10 –
Стр.10
ISSN 2410-3004 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Âåñòíèê ÀÃÓ». Выпуск 3 (162) 2015
СОДЕРЖАНИЕ
А.В. Шаханова
Адыгейскому государственному университету
75 лет
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ
Ю.С. Анисимов,
Å.Â. Äёìêèíà
À.Í. Áëÿãîç,
З.З. Мамышева
Ï.Ã. Василенко, Ñ.Í.
Бегидова,
Л.В. Манжос
Å.Â. Äёìêèíà,
Ю.С. Анисимов
М.В. Елфимова,
Н.В. Уваева
Г.М. Коновалова,
È.À. Ìóøêèíà,
О.П. Садилова
А.О. Кочнев
А.Г. Краснопёрова,
В.А Петьков
Ò.Ñ. Êðàõìàëёâà,
В.А. Петьков
Ë.Â. Ìàíæîñ,
Ñ.À. Õàçîâà,
Ф.Р. Хатит
З.К. Меретукова
История возникновения и развития дефиниций
«самоорганизация» и «самообразование»:
философский и историко-педагогический
аспекты
Деятельность педагога по снижению агрессивного
поведения подростков
Развитие художественно-творческих способностей
обучающихся стилизованному декоративному
рисованию
Ретроспективный анализ взглядов отечественных
и зарубежных учёных на классификацию
понятий «самообразование»
и «самоорганизация»
Формирование профессиональных компетенций
у курсантов образовательных организаций
высшего образования системы МЧС России
Содержательные основы образования детей
с расстройством аутистического спектра
в условиях реализации Федерального государственного
образовательного стандарта
Проблемы профессиональной безопасной киберсоциализации
студентов Северного Аркти
ческого федерального университета
Педагогическая поддержка профессиональнотрудовой
социализации студентов колледжа
Орга низа ция культурно-воспита тельной среды
учреждения среднего профессиона льного
обра зова ния на основе педа гогических
традиций
Особенности профессиональной самореализации
педагогов в современных условиях
83
Проблема комплексного изучения педагогических
явлений на основе конвергенции
человекопознающих наук
– 11 –
90
23
31
36
44
53
58
65
71
76
17
Стр.11
ISSN 2410-3004 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Âåñòíèê ÀÃÓ». Выпуск 3 (162) 2015
È.À. Ìóøêèíà,
Н.В. Бородина,
О.П. Садилова
È.À. Ìóøêèíà,
Н.В. Бородина,
О.П. Садилова
Т.Н. Поддубная,
Ñ.Í. Ïàóòîâà,
О.В. Агошкова,
С.А. Страшко
Е.И. Шарова
Исторические аспекты развития инклюзивного
образования в России и за рубежом
100
Современные направления развития института
инклюзивного образования в России
108
Проблема формирования личностного достоинства
обучаемых: концептуальные подходы
114
Повышение квалификации как выполнение
требований к качеству преподавательского
состава вуза
ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Þ.Ì. Áîñåíêî,
В.А. Чернышов,
Ю.А. Прокопчук,
Т.Х. Емтыль
Е.Д. Мокрогуз
В.Г. Токмазов
Организация дифференцированного обучения
в профильных классах средней общеобразовательной
школы
128
Обучение людей третьего возраста основам
компьютерных технологий: обзор исследований
Развитие
субъекта учебной деятельности
в процессе формирования исследовательских
умений при изучении математики
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
Т.Д. Скуднова
Ñ.À. Õàçîâà,
Л.Ф. Сельмидис,
Т.Н. Поддубная
Á.À. ßñüêî,
Ю.К. Вольвич
Á.À. ßñüêî,
Т.Н. Литвинова,
Ò.À. Ãàéäóê,
Л.В. Тхагалижокова
А.Б. Медников
Психолого-педагогическая поддержка развития
профессиональной субъектности
студентов
157
Технология психолого-педагогической деятельности
по преодолению лживого поведения
подростков и результаты ее реализации 164
Ценностно-смысловая регуляция поведения
личности в организации: теоретикометодологические
основы анализа
Мотивационно-смысловая основа выбора
профессии старшеклассниками, включенными
в систему довузовской подготовки
181
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Профессиональная мотивация обучения в
связи с физической подготовленностью курсантов
полиции
– 12 –
191
174
138
149
122
Стр.12
ISSN 2410-3004 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Âåñòíèê ÀÃÓ». Выпуск 3 (162) 2015
С.Д. Неверкович,
А.А. Попова
Ñ.À. Õàçîâà,
И.Г. Гунажоков,
À.Ã. Ãîíåæóê,
И.Н. Манько
Ô.Ð. Õàõ,
Ñ.À. Õàçîâà,
Н.В. Карягина
À.Ë. ×óâàêèí,
М.М. Хакунова,
À.Ê. Áàñòå,
В.И. Сидоров
Наши авторы
Требования и правила оформления статей для публикации
в научном журнале «Вестник Адыгейского государственного
университета».
Корпоративная культура вуза физической
культуры: синергизм и реинжиниринг
Управление спросом на услуги физкультурно-спортивных
организаций как функция
работников отрасли
204
К проблеме использования некоторых систем
физического воспитания для коррекции общего
недоразвития речи у дошкольников
Систематизация содержания ГОС для
обеспечения процесса формирования профессионально-прикладной
физической культуры
специалиста сестринского дела с квалификацией
базового среднего профессионального
образования
212
196
218
224
233
– 13 –
Стр.13
ISSN 2410-3004 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Âåñòíèê ÀÃÓ». Выпуск 3 (162) 2015
A.V. Shakhanova
TABLE OF CONTENTS
The 75th
University
GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY
Yu.S. Anisimov,
E.V. Demkina
A.N. Blyagoz,
Z.Z. Mamysheva
P.G. Vasilenko,
S.N. Begidova,
L.V. Manzhos
E.V. Demkina,
Yu.S. Anisimov
M.V. Elfimova,
N.V. Uvaeva
G.M. Konovalova,
I.A. Mushkina,
O.P. Sadilova
A.O. Kochnev
A.G. Krasnoperova,
V.A. Petkov
T.S. Krakhmaleva,
V.A. Petkov
L.V. Manzhos,
S.A. Khazova,
F.R. Khatit
Z.K. Meretukova
History of emergence and development of
definitions «self-organization» and «selfeducation»:
philosophical, historical and
pedagogical aspects
Activity of the teacher on mitigating the teenagers’
aggressive behavior
Development in students of the artistic and
creative abilities for stylized decorative
drawing
Retrospective analysis of views of national
and foreign scientists on classification
of the concepts «self-education» and «selforganization»
The
formation of professional competences in
cadets of higher education institutions of the
Emercom system of Russia
Substantial bases of education of children with
autism spectrum disorder in the conditions of
implementation of the Federal State educational
standard
Problems of professional safe cybersocialization
of students of the Northern Arctic Federal
University
Pedagogical support of professional and labor
socialization of college students
Organization of the cultural and educational
environment at the institution of secondary
professional education on the basis of pedagogical
traditions
Features of professional self-realization of
teachers in modern conditions
83
Problem of complex studying the pedagogical
phenomena on the basis of convergence of human-learning
sciences
– 14 –
90
23
31
36
44
53
58
65
71
76
Anniversary of the Adyghe State
17
Стр.14
ISSN 2410-3004 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Âåñòíèê ÀÃÓ». Выпуск 3 (162) 2015
I.A. Mushkina,
N.V. Borodina,
O.P. Sadilova
I.A. Mushkina,
N.V. Borodina,
O.P. Sadilova
T.N. Poddubnaya,
S.N. Pautova,
O.V. Agoshkova,
S.A. Strashko
E.I. Sharova
Historical aspects of development of inclusive
education in Russia and abroad
100
The modern tendencies in development of
institute of inclusive education in Russia
108
Formation in trainees of personal dignity: conceptual
approaches
114
Professional development as implementation of
requirements to quality of teaching staff at
higher education institution
SPECIFIC TECHNIQUES AND TECHNOLOGIES
OF EDUCATION
Yu.M. Bosenko,
V.A. Chernyshov,
Yu.A. Prokopchuk,
T.Kh. Emtyl
E.D. Mokroguz
G.V. Tokmazov
The organization of the differentiated training
in profile classes of high comprehensive
school
128
Older adults learn to use computer technology:
a review of research
Development of the subject of educational activity
in the course of formation of research
abilities when studying mathematics
MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY
T.D. Skudnova
S.A. Khazova,
L.F. Selmidis,
T.N. Poddubnaya
B.A. Yasko,
Yu.K. Volvich
B.A. Yasko,
T.N. Litvinova,
T.A. Gayduk,
L.V. Tkhagalizhokova
Psycho-pedagogical support of students’
professional subjectness
Technology of psycho-pedagogical activities to
overcome the deceitful behavior of adolescents
and results of its implementation
Value – semantic regulation of personality behavior
in the organization: theoretical-methodological
bases of the analysis
Motivational and semantic basis of choice of
profession by the seniors included in system of
pre-university training
181
EDUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING
AND SPORTS
A.B. Mednikov
Professional motivation of training related
to the physical preparedness of police
cadets
– 15 –
191
157
164
174
138
149
122
Стр.15
ISSN 2410-3004 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Âåñòíèê ÀÃÓ». Выпуск 3 (162) 2015
S.D. Neverkovich,
A.A. Popova
S.A. Khazova,
I.G. Gunazhokov,
A.G. Gonezhuk,
I.N. Manko
F.R. Khakh,
S.A. Khazova,
N.V. Karyagina
A.L. Chuvakin,
M.M. Khakunova,
A.K. Baste,
V.I. Sidorov
Our authors
Requirements to papers submitted for publication in scientific journal
“The Bulletin of the Adyghe State University”
Corporate culture of higher education institution
of physical training: synergism and
reengineering
The demand management for services of the
sport organizations as a function of the branch
employees
204
The use of systems of physical training to correct
the general speech underdevelopment at
preschool children
Systematization of the contents of the State
Education Standard to provide the formation
of professional-applied physical culture at the
expert of nurse business with qualification of
basic secondary professional education
212
196
218
224
233
– 16 –
Стр.16