ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет физической культуры и спорта
Кафедра теории и методики физического воспитания
СОЦИОЛОГИЯ
ФИЗИЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
УЕБНО–МЕТОДИЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Профиль «Физкультурное образование»
Квалификация (степень) «бакалавр»
Сургут 2014
Стр.1
УДК 796.011(07)
ББК 60.564.03я73
С 69
Печатается по рекомендации отдела
сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса СурГПУ
Учебно-методическое пособие утверждено
на заседании кафедры теории и методики физического воспитания
«21» апреля 2014 года, протокол № 10
Рецензенты:
Власов В.В., к.п.н., доцент
кафедры теории и методики физического воспитания
Сургутского государственного педагогического университета
Аминов С.Р., к.культурол.н., доцент
кафедры философии и социологии
Сургутского государственного педагогического университета
С 69
Социология физической культуры и спорта : учебно-метод.
пособие : направление подгот. 050100.62 Педагогическое
образование. Профиль «Физкультурное образование. Квалификация
(степень) «бакалавр» / Гос. образоват. учреждение
высш. проф. образования ХМАО–Югры «Сургут. гос. пед.
ун-т» ; сост. Ф.Н. Солдатенков, А.В. Фурсов. – Сургут : РИО
СурГПУ, 2014. – 88, [1] с.
Пособие адресовано студентам факультетов физической культуры
педагогических вузов для пошагового изучения дисциплины
«Социология физической культуры и спорта» и направлено на формирование
у студентов компетенций в области социологии физической
культуры и спорта, обеспечение непрерывности и последовательности
овладения основами профессиональной деятельности в соответствии
с требованиями к уровню подготовки выпускников.
В пособии сформулированы конкретные задания, которые соответствуют
требованиям ООП бакалавриата по направлению подготовки
050100.62 Педагогическое образование, профиль «Физкультурное
образование».
УДК 796.011(07)
ББК 60.564.03я73
© Сургутский государственный педагогический университет, 2014
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ................................................................................................ 4
ГЛАВА 1. Физическая культура и спорт
в системе социокультурных ценностей ................................................. 11
Тема 1. Социология физической культуры и спорта как наука ......... 11
Тема 2. Физическая культура и спорт как элемент культуры ............ 15
Тема 3. Социальная роль физической культуры и спорта
в развитии общества. Социальные общности
в физической культуре и спорте ................................................................. 18
Тема 4. Общество как специфический объект познания
и основная категория социологии физической культуры и спорта ......... 23
Тема 5. Социокультурное содержание и основные
социологические проблемы физической культуры и спорта ................... 26
Тема 6. Социализация личности в спорте
и особенности спортивной карьеры ........................................................... 31
ГЛАВА 2. Социологические исследования
в физической культуре и спорте ............................................................. 37
Тема 7. Общая характеристика конкретного социологического
исследования в сфере физической культуры и спорта. ............................ 37
Тема 8. Методы социологического исследования
в физической культуре и спорте, обработки и интерпретации данных .. 41
Тема 9. Методы социологического анализа документов ................... 45
Тема 10. Выборка социологического исследования:
виды и способы формирования .................................................................. 48
Тема 11. Разработка проекта программы социологического
исследования и организация его защиты ................................................... 52
Тема 12. Разработка инструментария проекта социологического
исследования в физической культуре и спорте ......................................... 55
Тема 13. Организация, поведение и обработка результатов
социологического исследования в физической культуре и спорте ......... 60
Тема 14. Формы и виды подготовки проектов
социологических исследований к защите .................................................. 64
Тема 15. Защита проекта социологического исследования
в физической культуре и спорте ................................................................. 67
Примерные темы анкетного опроса ....................................................... 70
Рекомендуемая литература ...................................................................... 71
Словарь основных социологических терминов (глоссарий) ............. 74
Приложение 1. Примерный образец
выполнения практической работы .......................................................... 77
3
Стр.3
Предисловие
Дисциплина «Социология физической культуры и спорта» представляет
собой специфическую отрасль знаний, основанных на изучении
закономерностей функционирования и развития физической культуры
и спорта как важных элементов социальной структуры общества, а также
выявлении отношения различных социально-демографических групп
населения к физической культуре и спорту.
В рамках дисциплины подробно рассматриваются место физической
культуры и спорта в обществе, их социальные функции, связи
с другими общественными явлениями, характер и механизм социальных
отношений, общественное мнение об этих социальных явлениях, связанные
с ними потребности, интересы, ценностные ориентации, поведение,
стиль и образ жизни.
Кроме того, дисциплина «Социология физической культуры и
спорта» связана с превращением физкультурно-спортивной деятельности
в современном обществе в важное социальное явление. В этой связи,
она способствует научно обоснованному поиску эффективных путей
и средств воздействия на интересы и потребности различных групп населения
для формирования у них здорового образа жизни, включения их
в активные занятия физкультурой и спортом и т.д.
Способствуя решению этих задач, данное учебно-методическое
пособие ориентировано, прежде всего, на формирование у студентов
способности с помощью прикладных социологических исследований
изучать общество и происходящие в нём социальные явления с точки
зрения физической культуры и спорта.
Пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину
«Социология физической культуры и спорта», относящуюся к базовой
части профессионального цикла (Б.3.Б.10) основной образовательной
программы подготовки бакалавров по профилю «Физкультурное образование»
направления 050100.62 Педагогическое образование и реализуемую
с учетом требований ФГОС ВПО, модели бакалавра и профессиональных
компетенций к их подготовке.
В соответствии с п.7.3. ФГОС ВПО по направлению подготовки
«Педагогическое образование» реализация компетентностного подхода
должна предусматривать широкое использование в учебном процессе
активных и интерактивных форм проведения занятий. В связи
с этим, основное внимание уделяется практическим занятиям в игровой
форме. Игры-симуляторы проводятся в формате мини-групп, каждая
из которых выполняет индивидуальные задания, направленные
на решение управленческих задач.
4
Стр.4
Цель пособия – овладение способами проведения социологических
исследований в сфере физической культуры и спорта на основе
представлений о социальной сущности физической культуры и спорта,
их возникновении и развитии, как общественных явлений, их роли, значении
и функциях в современном обществе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
- формирование знаний о социальной сущности физической
формации об отношении различных социально-демографических групп
населения к физической культуре и спорту;
культуры и спорта;
- формирование умения проводить анализ социологической инсоциологического
исследования в сфере физической культуры и спорта
и его практического проведения.
В процессе самостоятельной работы студенты должны изучать
- овладение технологией составления программы конкретного
рекомендованную литературу, помогающую в осмыслении материала,
выполнять задания, предусмотренные программой курса, участвовать
в разработке программ и инструментария социологических
исследований.
Отсюда и основная форма самостоятельной, индивидуальной работы
студентов – работа с первоисточником (книгой, статьей, социологическим
отчетом, диссертацией или авторефератом). Форма выполнения
учебных заданий должна быть не шаблонной, а, напротив, сугубо
индивидуальной, произвольной, но вместе с тем открытой для объективной
оценки.
Исключение составляют учебные задания, которые выполняются
по логической схеме, принятой в общесоциологической литературе.
Социологическая анкета (вопросник) также должна разрабатываться
в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к такого рода
исследованиям.
Важной составляющей дисциплины является практическая работа
по созданию проекта конкретного социологического исследования
(КСИ), которая заключается в разработке методологической базы
и инструментария, проведении исследовательской процедуры, получении
первичной социологической информации и её интерпретации.
Все представленные в пособии учебные задания, выполненные
самостоятельно, обсуждаются в ходе индивидуального и группового
контроля. Это непременное условие для допуска студента к тестированию
по итогам курса. Все работы возвращаются студентам. Лучшие
из них могут быть рекомендованы кафедрой для публикации как методические
разработки.
5
Стр.5
Контроль за самостоятельной работой студентов проводится
в виде семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, научно-практических
семинаров, заседаний круглого стола, деловой игры,
дискуссий, собеседований, подготовки рефератов и т.д.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.
Формируемые
компетенции.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих
компетенций (извлечение из ФГОС ВПО 050100 Педагогическое
образование (Квалификация (степень) «Бакалавр»):
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно
значимые философские проблемы (ОК-2);
- готов использовать основные методы, способы и средства получения,
хранения, переработки информации, готовностью работать
с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способен использовать систематизированные теоретические
и практические знания гуманитарных, социальных и экономических
наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- способен использовать ценностный потенциал физической
культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса
и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и
спортом (ПК-13);
- готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных,
спортивно-туристских и профессиональноприкладных
задач во всех типах учебных заведений (ПК-14).
Согласно модели бакалавра СурГПУ по профилю «Физкультурное
образование» у студента в процессе изучения дисциплины формируется
ряд специальных компетенций (вузовский компонент):
- способен осуществлять свою профессиональную деятельность,
руководствуясь Конституцией РФ, законами РФ, нормативными
документами и нормативно-правовыми актами Министерства образования
и науки РФ, структуры органов управления физической культурой,
спортом и туризмом на муниципальном, региональном и федеральном
уровне (СК-5).
- способен выявлять актуальные направления научных исследований
в сфере ФКиС, организовывать и проводить научные исследования,
владеет методами обработки, анализа результатов исследования
и внедрения их в практическую деятельность (СК-7).
6
Стр.6
Требования к результатам подготовки бакалавра.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основы фундаментальной науки социологии и ее прикладное
направление в физической культуре и спорте;
- социальные функции физической культуры и спорта;
- социальные аспекты формирования личности спортсмена и
этапы его карьеры;
- социальные аспекты развития олимпийского движения;
- социокультурный потенциал физической культуры и спорта;
- социологические методы исследования в физической культуре
и спорте (качественные и количественные);
- понятийный аппарат социологического исследования;
- основные способы составления анкеты;
- формы и способы проведения социологического исследования
в физической культуре и спорте, анализа и представления его результатов;
уметь:
-
применять в профессиональной деятельности знания о социальном
содержании физической культуры и спорта;
- составлять программу КСИ в области физической культуры
и спорта;
- составлять анкету для социологического опроса;
- проводить социологическое исследование на микроуровне
(в классе, группе, школе, вузе);
- вырабатывать практические рекомендации;
- создавать и представлять проект социологического исследования
в физической культуре и спорте;
владеть:
- методами социологического анализа документов (кейс-стади,
контент-анализ);
- основными методами социологического исследования (различные
виды опроса)
- навыками защиты социологического проекта в физической
культуре и спорте.
7
Стр.7
Таблица 1
Распределение учебной нагрузки
Виды учебной работы,
включая самостоятельную
работу студентов
и трудоемкость (в часах)
Формы
Тема
текущего
контроля
1
Социология физической культуры
и спорта как наука
Физическая культура и спорт
как элемент культуры
Социальная роль физической
культуры и спорта в развитии
общества. Социальные общности
в физической культуре
и спорте
Общество как специфический
объект познания и основная
категория социологии физической
культуры и спорта
Социокультурное содержание
и основные социологические
проблемы физической
культуры и спорта
Социализация личности в
спорте и особенности спортивной
карьеры
2 3 4 5 6
Модуль 1
4 2
2
4 2
2
2
2
7
Физическая культура и спорт в системе социокультурных ценностей
Устный опрос.
Проверка
задания
Деловая игра
Устный опрос.
Проверка
задания.
2
4 2
2
2
2
2
Ролевая
проблемная
игра
Проверка
задания.
Дискуссия
в группах.
Ролевая
проблемная
игра
8
Всего
Лекционные
Семинарские
Практические
Самостоятельная
работа
Стр.8
1
Общая характеристика конкретного
социологического
исследования в сфере физической
культуры и спорта.
Методы социологического исследования
в физической культуре
и спорте, обработки и
интерпретации данных
Методы социологического анализа
документов
6
Выборка социологического исследования:
виды и способы
формирования
Разработка проекта программы
социологического исследования
и организация его
защиты
Разработка инструментария
проекта социологического исследования
в физической культуре
и спорте
Организация, проведение и
обработка результатов социологического
исследования в
физической культуре и спорте
Формы и виды подготовки
проектов социологических исследований
к защите
Защита проекта социологического
исследования в физической
культуре и спорте
Общая трудоемкость
2
4
2 3 4 5 6
Модуль 2
4 2
2
Продолжение таблицы 1
7
Социологические исследования в физической культуре и спорте
Беседа.
Поверка
задания
4 2
2
Ролевое
фокусгрупповое
интервью
Мини-зачет
Кейс
«Карьера
спортсмена»,
Контентанализ
источника
6
2
4
Устный опрос.
Поверка
заданий.
Расчёт выборки
КСИ
6
2 4
Разработка
методологической
части
программы
КСИ.
Устный опрос
6
2 4
Разработка
методологической
части
программы
КСИ.
Устный опрос
12
2
8
2
2 6
72 10 10 10 42
9
Защита
проекта
2 10
Отчет о
практической
организации
КСИ
Собеседование
Стр.9
Таблица 2
Матрица формируемых дисциплиной компетенций
Компетенции
Тема
Социология физической культуры и спорта как
наука
Физическая культура и спорт как элемент
культуры
Социальная роль физической культуры и спорта
в развитии общества. Социальные общности
в физической культуре и спорте
Общество как специфический объект познания
и основная категория социологии физической
культуры и спорта
Социокультурное содержание и основные социологические
проблемы физической культуры
и спорта
Социализация личности в спорте и особенности
спортивной карьеры
Общая характеристика конкретного социологического
исследования в сфере физической
культуры и спорта
Методы социологического исследования в
физической культуре и спорте, обработки и
интерпретации данных
Методы социологического анализа документов
Выборка социологического исследования:
виды и способы формирования
Разработка проекта программы социологического
исследования и организация его защиты
Разработка инструментария проекта социологического
исследования в физической культуре
и спорте
Организация, проведение и обработка результатов
социологического исследования в физической
культуре и спорте
Формы и виды подготовки проектов социологических
исследований к защите
Защита проекта социологического исследования
в физической культуре и спорте
10
+
+
+
+
+
+
+
+ +
+ +
+ + +
+
+
+ + + +
+ + + +
+ + + +
+ + + +
+ + + +
+ + + +
+ + + +
+ + + +
+ + + +
+
+
+
+
+
+
+
+
+
ОК-2
OK-8
ОПК-2
ПК-13
ПК-14
СК-5
СК-7
Стр.10