Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Северный Кавказ: традиционное общество и реформы (конец XVIII – начало XX вв.) (290,00 руб.)

0   0
Первый авторНевская Татьяна Александровна
АвторыКондрашева Алла Станиславовна
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц368
ID314122
АннотацияВ представленной работе прослеживается эволюция традиционной общественной организации народов Северного Кавказа в конце XVIII – начале XX вв. под влиянием преобразований, проводимых Российской империей, а также изменение общественного строя славянского населения региона в этот период. Рассмотрено становление и развитие государственного аппарата управления на Северном Кавказе. Уделено внимание влиянию реформ на развитие экономики края. Показаны итоги правительственных мероприятий, проводившихся во всем кавказском регионе, целью которых было включение его населения в экономическое и правовое поле Российской империи.
ISBN978-5-9296-0572-7
УДК947(470.63)
ББК63.3
Невская, Т. А. Северный Кавказ: традиционное общество и реформы (конец XVIII – начало XX вв.) : монография / А. С. Кондрашева; Т. А. Невская .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 368 с. — Библиогр. в конце глав .— ISBN 978-5-9296-0572-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/314122 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кондрашева СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ: ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ (КОНЕЦ XVIII – НАЧАЛО XX ВВ.) <...> Н 40 Северный Кавказ: традиционное общество и реформы (конец XVIII – начало XX вв.): монография. <...> ISBN 978-5-9296-0572-7 В представленной работе прослеживается эволюция традиционной об-щественной организации народов Северного Кавказа в конце XVIII – начале XX вв. под влиянием преобразований, проводимых Российской империей, а также изменение общественного строя славянского населения региона в этот период. <...> УДК 947 (470.63) ББК 63.3 (235.7) © Невская Т. А., Кондрашева А. С., 2015 © Северо-Кавказский федеральный университет, 2015 Введение ВВЕДЕНИЕ С последней четверти XVIII в. начался сложный процесс включения кавказских территорий в состав Российской империи. <...> Постепенно, путем преобразований и реформ население Северного Кавказа – как славяне, так и горцы, и кочевники – переходило к новым формам социальных отношений, к новым типам хозяйственной деятельности. <...> Органам крестьянского и казачьего самоуправления, подвергшимся жесткой регламентации и администрированию со стороны государства во 2-й половине XIX – начале XX вв., отводилась роль своеобразных проводников политики российской администрации на северокавказских территориях. <...> Государственно-административная политика царской России на Северном Кавказе с конца XVIII до начала XX вв. прошла довольно сложный путь эволюционного развития: от попыток перенести на кавказскую почву систему российских институтов управления, которые сочетались с практикой формирования особых структур административного и судебного порядка по управлению горцами, до четкого понимания необходимости в организации специфических управленческих структур, приемлемых для горского населения края. <...> В рамках Наместничества успешно функционировала система военно-народного управления. <...> Это был своеобразный политический компромисс, предложенный российской властью коренному населению, который сумел обеспечить достаточно <...>
Северный_Кавказ_традиционное_общество_и_реформы_(конец_XVIII_–_начало_XX_вв.).pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Т. А. Невская А. С. Кондрашева СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ: ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ (КОНЕЦ XVIII – НАЧАЛО XX ВВ.) МОНОГРАФИЯ Ставрополь 2015
Стр.1
УДК 947 (470.63) ББК 63.3 (235.7) Н 40 Рецензенты: д-р ист. наук, профессор Т. Е. Покотилова, д-р ист. наук, ведущий научный сотрудник ИЭА РАН Ю. В. Анчабадзе Невская, Т. А., Кондрашева А. С. Н 40 Северный Кавказ: традиционное общество и реформы (конец XVIII – начало XX вв.): монография. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 368 с. ISBN 978-5-9296-0572-7 В представленной работе прослеживается эволюция традиционной об-щественной организации народов Северного Кавказа в конце XVIII – начале XX вв. под влиянием преобразований, проводимых Российской империей, а также изменение общественного строя славянского населения региона в этот период. Рассмотрено становление и развитие государственного аппарата управления на Северном Кавказе. Уделено внимание влиянию реформ на развитие экономики края. Показаны итоги правительственных мероприятий, проводившихся во всем кавказском регионе, целью которых было включение его населения в экономическое и правовое поле Российской империи. УДК 947 (470.63) ББК 63.3 (235.7) © Невская Т. А., Кондрашева А. С., 2015 © Северо-Кавказский федеральный университет, 2015
Стр.2
Введение ВВЕДЕНИЕ С последней четверти XVIII в. начался сложный процесс включения кавказских территорий в состав Российской империи. В это время многочисленные народы Северного Кавказа имели традиционную социальную организацию и веками сложившийся тип хозяйства. Общественный строй и социальные связи основывались на родственных отношениях, сословном статусе, что закреплялось в нормах обычного права – адатах. Общины казаков и крестьян, обосновавшихся на Кавказе, также регулировали свою жизнь и хозяйственную деятельность на основе вековых традиций. Постепенно, путем преобразований и реформ население Северного Кавказа – как славяне, так и горцы, и кочевники – переходило к новым формам социальных отношений, к новым типам хозяйственной деятельности. Авторы данной работы поставили перед собой задачу проследить хотя бы в общих чертах процесс вхождения народов региона в экономическое и правовое пространство Российской империи, а затем развитие у них новых, уже капиталистических, отношений. Большую роль в этом процессе играли кавказские властные структуры, получившие от центра значительные полномочия и самостоятельность. Обширные территории Северо-Кавказского региона, отличавшиеся уровнем политического, социально-экономического, правового и культурного развития, обусловили необходимость дифференцированного подхода к разработке и применению на практике способов, средств и методов российской административной политики. Сложный и многогранный процесс становления целостной системы управления Кавказом находился в прямой зависимости как от внешнеполитической ситуации, стабильность которой периодически нарушалась соперничеством России с Турцией, Персией и Англией, так и от внутриполитической обстановки, осложненной трагическими событиями Кавказской войны. Специфика российских административно-управленческих стратегий принимала во внимание уникальную культуру и богатые традиции многочисленных горских народов, находившихся в процессе включения в политико-правовое и социально-экономическое пространство российского общества и государства. 3
Стр.3
Т. А. Невская, А. С. Кондрашева Северный Кавказ: традиционное общество... Неотъемлемой частью утверждения российских государственно-административных порядков на Северном Кавказе стала политика переселения на земли региона славянского населения в лице казачества и крестьянства – выходцев из внутренних губерний империи. Органам крестьянского и казачьего самоуправления, подвергшимся жесткой регламентации и администрированию со стороны государства во 2-й половине XIX – начале XX вв., отводилась роль своеобразных проводников политики российской администрации на северокавказских территориях. Государственно-административная политика царской России на Северном Кавказе с конца XVIII до начала XX вв. прошла довольно сложный путь эволюционного развития: от попыток перенести на кавказскую почву систему российских институтов управления, которые сочетались с практикой формирования особых структур административного и судебного порядка по управлению горцами, до четкого понимания необходимости в организации специфических управленческих структур, приемлемых для горского населения края. В результате был накоплен достаточно ценный опыт в установлении отношений с кавказскими народами благодаря постоянному поиску путей взаимовыгодного сотрудничества и постепенного формирования стройной системы органов местного административно-управленческого аппарата. Новый вектор кавказской политики получил развитие в период организации Кавказского наместничества как высшего государственного органа власти на Кавказе, совмещавшего административные, военные и гражданские функции. В рамках Наместничества успешно функционировала система военно-народного управления. Это был своеобразный политический компромисс, предложенный российской властью коренному населению, который сумел обеспечить достаточно безболезненное вовлечение горцев в политико-правовое пространство Российской империи. Совершенствование системы управления Северным Кавказом позволило провести здесь серию буржуазных реформ второй половины XIX – начала XX в., оказавших большое влияние на развитие народов Северного Кавказа. Перед северокавказскими горцами были открыты благоприятные перспективы для активного сотрудничества с русским населением, развития местных промыслов и промышленности, использования прогрессивных методов 4
Стр.4
Введение ведения хозяйственной деятельности. На Кавказе началось строительство сети шоссейных и железных дорог, развитие торговли и формирование прослойки рабочего класса. Благодаря глубоким модернизационным процессам, которые затронули хозяйственную деятельность и социальную организацию горского и славянского населения Северного Кавказа было положено начало экономическому благополучию северокавказских территорий, их выгодному сотрудничеству с Российской империей, которая тратила значительные капиталы и усилия на их развитие и управление. Процесс включения Северного Кавказа в состав Российской империи был долгим и противоречивым. Он состоял из сложного комплекса военных, административно-политических, социальноэкономических и культурных мер, направленных на установление и развитие государственно-административной системы управления. В результате царская администрация накопила ценный позитивный опыт по органической интеграции Северокавкахского региона, ставшего частью Российской империи. Современное состояние региона характеризуется высокой степенью конфликтности, развитием антироссийской пропаганды, терроризмом и другими проявлениями насилия. Это требует разработки и применения эффективных мер, способных обеспечить решение задачи по снижению напряженности в регионе, который представляет для России важное стратегическое значение. В этой связи актуальным и значимым представляется исследование политической и социальной истории России, и в том числе Северного Кавказа как ее составляющей, изучение положительного теоретического и практического опыта административно-управленческих стратегий царской администрации. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.