Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01111332.htm
Ключевский, Василий Осипович - знаменитый историк (родился 16 января 1841 г., умер 12 мая
1911 г.), сын сельского священника Пензенской епархии. Учился в пензенском духовном училище и
пензенской духовной семинарии. В 1861 г., преодолев трудные материальные обстоятельства, поступил
на историко-филологический факультет Московского университета, где слушал Н.М. Леонтьева, Ф.М.
Буслаева, Г.А. Иванова , К.Н. Победоносцева , Б.Н. Чичерина , С.М. Соловьева . Под влиянием особенно
двух последних ученых определились и собственные научные интересы Ключевского. В лекциях
Чичерина его пленяла стройность и цельность научных построений; в лекциях Соловьева он познал, по
собственным его словам, "какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение,
чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет." Его кандидатская диссертация
написана на тему: "Сказания иностранцев о Московском государстве". Оставленный при университете,
Ключевский выбрал для специального научного исследования обширный рукописный материал житий
древнерусских святых, в котором надеялся найти "самый обильный и свежий источник для изучения
участия монастырей в колонизации Северо-Восточной Руси". Упорный труд над колоссальным,
рассеянным по многим книгохранилищам, рукописным материалом не оправдал первоначальных надежд
Ключевского. Результатом этого труда была магистерская диссертация: "Древнерусские жития святых
как исторический источник" (М., 1871), посвященная формальной стороне житийной литературы, ее
источников, образцов, приемов и форм. Мастерское, истинно научное исследование одного из
крупнейших источников нашей древней церковной истории выдержано в духе того строго-критического
направления, которое в церковно-исторической науке середины прошлого столетия далеко еще не было
господствующим. Для самого автора пристальное изучение житийной литературы имело и то значение,
что из нее он извлек много блещущих, как алмаз, крупиц живого исторического изображения, которыми
Ключевский с неподражаемым искусством воспользовался в характеристиках разных сторон
древнерусской жизни. Занятия магистерской диссертацией вовлекли Ключевского в круг разнообразных
тем по истории церкви и русской религиозной мысли, и на эти темы появился ряд самостоятельных
статей и рецензий; из них наиболее крупные: "Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря",
"Псковские споры", "Содействие церкви успехам русского гражданского порядка и права", "Значение
преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства", "Западное влияние и церковный
раскол в России ХVII века". В 1871 г. Ключевский был избран на кафедру русской истории в Московской
духовной академии, которую занимал до 1906 г.; в следующем году начал преподавать в
Александровском военном училище и на высших женских курсах. В сентябре 1879 г. он был избран
доцентом Московского университета, в 1882 г. - экстраординарным, в 1885 г. - ординарным
профессором. В 1893 - 1895 годах, по поручению императора Александра III , читал курс русской
истории великому князю Георгию Александровичу ; в Абас-Тумане с 1900 по 1911 г. преподавал в
училище живописи, ваяния и зодчества; в 1893 - 1905 годах был председателем Общества Истории и
Древностей при Московском университете. В 1901 г. был избран ординарным академиком, в 1908 г. -
почетным академиком разряда изящной словесности Академии Наук; в 1905 г. участвовал в комиссии о
печати под председательством Д.Ф. Кобеко и в особом совещании (в Петергофе) об основных законах; в
1906 г. избран членом государственного совета от Академии Наук и университетов, но отказался от этого
звания. С первых же прочитанных им курсов за Ключевским утвердилась слава блестящего и
оригинального лектора, захватывавшего внимание аудитории силой научного анализа, даром яркого и
выпуклого изображения древнего быта и исторических деталей. Глубокая начитанность в
первоисточниках давала обильный материал художественному таланту историка, любившему из
подлинных выражений и образов источника создавать меткие, сжатые картины и характеристики. В 1882
г. вышла отдельной книгой печатавшаяся сначала в "Русской Мысли" докторская диссертация
Ключевского, знаменитая "Боярская Дума древней Руси". В этом своем центральном труде специальную
тему о боярской думе, "маховом колесе" древнерусской администрации, Ключевский связал с
важнейшими вопросами социально-экономической и политической истории Руси до конца XVII века,
выразив таким образом, то цельное и глубоко продуманное понимание этой истории, которое легло в
основание его общего курса русской истории и специальных его исследований. Ряд капитальных
вопросов древнерусской истории - образование городовых волостей вокруг торговых центров великого
водного пути, происхождение и сущность удельного порядка в северо-восточной Руси, состав и
политическая роль московского боярства, московское самодержавие, бюрократический механизм
Московского государства XVI - XVII веков, - получил в "Боярской Думе" такое решение, которое
отчасти стало общепризнанным, отчасти послужило необходимой основой разысканий последующих
историков. Напечатанные затем (в 1885 и 1886 годах) в "Русской Мысли" статьи "Происхождение
крепостного права в России" и "Подушная подать и отмена холопства в России" дали сильный и
плодотворный толчок полемике о происхождении крестьянского прикрепления в древней Руси.
Стр.1