Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Синтаксис современного русского литературного языка. Словосочетание

0   0
АвторыБреусова Елена Ивановна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц30
ID314074
АннотацияУчебно-методическое пособие представляет собой комплект учебно-методических материалов по теме «Словосочетание», изучаемой в курсе современного русского языка в рамках раздела «Синтаксис». Данное издание содержит основные понятия по теме, упражнения по формированию языковой компетенции бакалавра, задания к лабораторной работе с методическими указаниями, вопросы для самоконтроля или мини-зачёта, а также задания к рубежному контролю с методическими указаниями.
Кому рекомендованоДля бакалавров направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профили «Образование в области русского языка», «Литературное образование», «Начальное образование».
УДК811.161.1(07)
ББК81.411.2-22я73
Синтаксис современного русского литературного языка. Словосочетание : учеб.-метод. пособие для бакалавров / Е.И. Бреусова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2013 .— 30 с. — URL: https://rucont.ru/efd/314074 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЖУРНАЛИСТИКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование (Профили "Образование в области русского языка", Литературное образование", "Начальное образование") Сургут 2 0 1 3 УДК 811.161.1(07) ББК 81.411.2-22я73 С 38 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры филологического образования и журналистики 21 октября 2013 года, протокол № 2а Рецензенты: Курулёнок А.А., к.филол.н., доцент, заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания Куйбышевского филиала ФГБОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет". <...> Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профили "Образование в области русского языка", "Литературное образование", "Начальное образование") ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» : авт.-сост. <...> Данное издание содержит основные понятия по теме, упражнения по формированию языковой компетенции бакалавра, задания к лабораторной работе с методическими указаниями, вопросы для самоконтроля и/или мини-зачета, а также задания к рубежному контролю с методическими указаниями. <...> Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров направления подготовки 050100.62 "Педагогическое образование" (профили "Образование в области русского языка", "Литературное образование", "Начальное образование"). <...> Данный раздел завершает изучение вузовского курса "Современный русский литературный язык", являющегося вариативной дисциплиной в профессиональном <...>
Синтаксис_современного_русского_литературного_языка._Словосочетание.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЖУРНАЛИСТИКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование (Профили "Образование в области русского языка", Литературное образование", "Начальное образование") Сургут 2 0 1 3
Стр.1
УДК 811.161.1(07) ББК 81.411.2-22я73 С 38 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры филологического образования и журналистики 21 октября 2013 года, протокол № 2а Рецензенты: Курулёнок А.А., к.филол.н., доцент, заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания Куйбышевского филиала ФГБОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет". Парфенова Н.Н., д.филол.н., профессор кафедры филологического образования и журналистики ГОУ ВПО ХМАО–Югры "Сургутский государственный педагогический университет" С38 Синтаксис современного русского литературного языка. Словосочетание : учеб.метод. пособие для бакалавров. Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профили "Образование в области русского языка", "Литературное образование", "Начальное образование") ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» : авт.-сост. Е.И. Бреусова. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 29, [1] с. Учебно-методическое пособие представляет собой комплект учебно-методических материалов по теме "Словосочетание", изучаемой в курсе современного русского языка в рамках раздела "Синтаксис". Данное издание содержит основные понятия по теме, упражнения по формированию языковой компетенции бакалавра, задания к лабораторной работе с методическими указаниями, вопросы для самоконтроля и/или мини-зачета, а также задания к рубежному контролю с методическими указаниями. Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров направления подготовки 050100.62 "Педагогическое образование" (профили "Образование в области русского языка", "Литературное образование", "Начальное образование"). УДК 811.161.1(07) ББК 81.411.2-22я73 © Сургутский государственный педагогический университет, 2013 2
Стр.2
СОДЕ РЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................................................. 4 ВВЕДЕНИЕ В СИНТАКСИС .............................................................................................................. 6 СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА ........................................................ 10 ПЛАН ГРАММАТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ .................................................... 16 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И/ИЛИ МИНИ-ЗАЧЕТА ........................................................ 17 УПРАЖНЕНИЯ ................................................................................................................................... 18 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .......................................................................... 22 ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ............................................ 24 ЗАДАНИЯ К РУБЕЖНОМУ КОНТРОЛЮ ........................................................................................ 25 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА "ИЗУЧЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В ШКОЛЕ" ................................ 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................................................... 28 УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ ............................................................................................................. 29 3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Тема "Словосочетание" является составной частью раздела "Синтаксис". Данный раздел завершает изучение вузовского курса "Современный русский литературный язык", являющегося вариативной дисциплиной в профессиональном цикле основной образовательной программы, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) направления подготовки 050100.62 "Педагогическое образование" (профили "Образование в области русского языка", "Литературное образование", "Начальное образование"). Данная тема изучается студентами на 4 курсе (в рамках профилей "Образование в области русского языка", "Литературное образование") и на 2 курсе (в рамках профиля "Начальное образование"). Для освоения темы студенты профилей "Образование в области русского языка", "Литературное образование" используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины "Введение в языкознание". Изучение темы "Словосочетание" является основой для последующего изучения раздела "Синтаксис" в курсе "Современный русский литературный язык", а также для изучения дисциплины "Общее языкознание". Студенты профиля "Начальное образование" при изучении данной темы опираются на знания, полученные из школьного курса русского языка. В рамках компетентностного подхода данная тема продолжает формировать следующие компетенции бакалавров:  способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);  владеет основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);  способен ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития (СК-5). Для реализации компетентностного подхода изучение данной темы предполагается осуществлять в формах лекционных, практических и лабораторных занятий, а также путем самостоятельного изучения студентами ряда вопросов по истории разработки учения о словосочетании. Структура изучения темы "Словосочетание" Цель – формирование компетенции оперировать словосочетанием как единицей русского синтаксиса и единицей языка и речи вообще. Задачи: 1. Научиться характеризовать словосочетания как синтаксическую единицу, определять место словосочетания среди других единиц синтаксиса. 2. Научиться вычленять и анализировать словосочетания. 3. Научиться анализировать теоретический материал по теме "Словосочетание", изложенный в действующих школьных учебниках по русскому языку за 5 и 8 классы, в сопоставлении с концепциями словосочетания, представленными в синтаксической науке. После освоения темы "Словосочетание" студент будет знать:  основные понятия по теме;  различные точки зрения на словосочетание в синтаксической науке;  основные положения учения о словосочетании В.В. Виноградова; уметь:  аргументировать различные научные подходы к словосочетанию;  описывать функционирование словосочетаний в речи;  классифицировать словосочетания; владеть:  навыками моделирования словосочетаний;  принципами вычленения словосочетаний из предложений;  схемой анализа словосочетаний. 4
Стр.4
Таблица 1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕМЫ "СЛОВОСОЧЕТАНИЕ" Учебные элементы Цель и задачи освоения учебного элемента Цель – научиться характеризовать синтаксические единицы. Задачи: 1. Давать определение синтаксиса. 2. Научиться выделять признаки синтаксических единиц. 3. Научиться определять место синтаксических единиц в структуре синтаксиса. Цель – научиться характеризовать связи уровня предложения. Задачи: 1. Давать определение синтаксических связей. 2. Давать определение синтаксических отношений. 3. Обнаруживать типы синтаксических связей. 4. Отграничивать связи уровня предложения. 5. Определять средства связи. Цель – научиться вычленять, анализировать и конструировать словосочетания. Задачи: 1. Давать определение словосочетания. 2. Разграничивать разные точки зрения на словосочетание. 3. Научиться вычленять словосочетание в речи и давать его характеристику. Результаты освоения учебного элемента Давать определение синтаксиса. Называть признаки синтаксических единиц. Определять место единиц синтаксиса в структуре и системе синтаксического уровня языка. Давать определение синтаксических связей. Давать определение синтаксических отношений. Определять связи уровня предложения. Характеризовать средства связи. Давать определение словосочетания. Знать разные научные точки зрения на словосочетание. Вычленять словосочетание в предложении. Классифицировать словосочетания. Конструировать словосочетания. Лекции – 2 ч. Практические занятия – 6 ч. Лабораторная работа – 2 ч. Формы занятий Лекции – 2 ч. Практические занятия – 2 ч. Данное учебно-методическое пособие построено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО направления подготовки 050100.62 "Педагогическое образование" с учетом компетентностного подхода и принципов модульной технологии в построении содержания учебной дисциплины. В пособии собран и систематизирован в таблицах и схемах теоретический материал, необходимый для формирования знаниевой компоненты компетенции у бакалавров. Основные понятия синтаксиса словосочетания рассматриваются в разделах "Введение в синтаксис" и "Словосочетание как синтаксическая единица". Каждое введенное ключевое понятие сопровождается упражнением по формированию умений оперировать им, анализировать языковой материал. Для формирования навыков моделирования и анализа словосочетания как единицы синтаксиса в пособии приводится раздел "Упражнения", содержащий разные виды грамматического анализа словосочетания (частичный, полный, выборочный и т.п.). Для контроля усвоения синтаксиса словосочетания в пособие включены вопросы для самоконтроля и/или для мини-зачета, а также задания для самостоятельной работы. Помимо этого, в данном издании имеются разделы "Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение", "Задания к рубежному контролю", "Лабораторная работа «Изучение словосочетания в школе»", сопровождаемые методическими указаниями. Наличие этих разделов обусловлено логикой построения и формами проведения занятий. 5 3.1. Словосочетание как единица синтаксиса. 3.2. Классификация словосочетания как синтаксической единицы 2. Связи уровня предложения 1. Единицы синтаксиса
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ