4, 2015
УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор
Зам. генерального
директора – директор
«МЦФЭР Образование»
МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ
Коммерческий директор
Межанский М.А.
Дулинов М.В.
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР
Директор Гирихиди В.П.
Главный редактор
ДЕТСКИЙ САД
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Анишина Т.П. –
ведущий эксперт «МЦФЭР Образование»
Богданова Е.В. –
главный редактор Издательского дома МЦФЭР
Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В.
директора
Директор по развитию
Богданова Е.В.
Макарова С.М.
образовательных и региональных
проектов
Ответственный редактор
Слепушенко О.А.
Объединенная редакция «Образование»
Главный редактор
Редактор Пятикрестовская Е.А.
Выпускающий редактор
Секретарь редакции
тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный)
Адрес редакции: 127287, г. Москва,
ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80
www.resobr.ru
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru
Интернет-магазин: www.profl it.ru
Подписные индексы
«Роспечать» – 80821 (полугодовой)
«Пресса России» – 44950 (полугодовой)
«Почта России» – 12606 (полугодовой)
Отдел продвижения
тел.: 8 (495) 937-90-80
(многоканальный) Кондрашова Ю.О.
Полтева Н.Ю.
Размещение рекламы
тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru
Синицина Н.Ю.
Служба клиентской поддержки
тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22; факс: 8 (495) 933-52-62
e-mail: ap@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru
Редакция не несет ответственности за содержание
рекламных материалов. Мнение редакции может
не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов,
опубликованных в журнале, допускается только
с письменного согласия редакции
На обложке использована фотография П.Г. Михайлова
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
Подписано в печать 27.02.2015. Формат 70 Ч 108 1/16
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7
Тираж 7000 экз. Изд. № 6922. Заказ № 2985
Дата выхода в свет 20.03.2015
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20
Цена свободная
Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия»
428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
пр-т И. Яковлева, д. 13
© ЗАО «МЦФЭР», 2015
9 772221 508153
Владимирова А.С.
Бодякина Т.П.
Папова Т.А.
Дизайн Сутемьева О.А.
Верстка Жафярова Г.Х.
Шатуха М.В.
Брыкова Е.В.
Бурлакова И.А. –
канд. психол. наук, зав. кафедрой
дошкольной педагогики
и психологии факультета психологии
образования ГОУ ВПО МГППУ
Венгер А.Л. –
д-р психол. наук, проф. кафедры психологии
Международного университета «Дубна»
Виноградова А.В. –
главный редактор журнала «Здоровье
школьника»
Зиновьева М.В. –
канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной
психологии НОУ ВПО МПСУ
Комарова Е.С. –
начальник управления дошкольного
образования Министерства образования
и науки Челябинской области
Николаева Е.И. –
д-р биол. наук, проф. кафедры психологии
и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ
им. А.И. Герцена
Романова Е.С. –
д-р психол. наук, проф., директор Института
психологии, социологии и социальных
отношений ГБОУ ВПО МГПУ
Тараданова И.И. –
зам. руководителя Департамента общего
образования Минобрнауки России
Хухлаева О.В. –
д-р пед. наук, канд. психол. наук,
руководитель психологической службы
АНО «Школа “Президент”»
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Агуреева Т.Н. –
шеф-редактор журнала «Справочник старшего
воспитателя дошкольного учреждения»
Адмиральская И.С. –
психолог, специалист по семейному
консультированию
Чепракова Е.А. –
канд. психол. наук, руководитель
психологической службы ГБОУ
гимназия № 1748 «Вертикаль», Москва
ISSN 2221-5085
04
Стр.3
2
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ
4 Кунафеева Г.Ю.
Годовой аналитический отчет педагога-психолога
Содержание и структура. Рекомендации к написанию. Пример аналитического
отчета о работе педагога-психолога за учебный год (с извлечениями)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
14 Кремлякова А.Ю.
Итоговое психодиагностическое обследование
воспитанников ДОО
Сводные таблицы результатов диагностического обследования по шкале умственного
развития А. Бине – Т. Симона для детей 3–4, 4–5, 5–6 лет. Методики
исследования познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления
и речи. Вторичная диагностика готовности к школе. Лист оценки психологического
здоровья выпускника ДОО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
24 Шутова Д.А.
Первичное консультирование родителей
Основные этапы первичной психоконсультации с родителями: знакомство с семьей;
прояснение проблемы и ее видение каждым участником встречи; формулирование
запроса; заключение психологического контракта. Подробное содержание
каждого этапа
КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
33 Марковская С.В.
Гармонизация личности расторможенных детей с помощью
сказкотерапии
Возможности сказкотерапии в решении проблемы. Методика сочинения сказки,
метод пиктограмм. Примеры детских авторских и коллективных сказок: «Черный
стул», «Белый шорох», «Бессмертный парень», «Волшебные крылья». Анализ представленных
работ
48 Войтик М.В., Поликша А.В.
Коррекция эмоциональной лабильности с применением
песочной терапии
Понятие эмоциональной лабильности. Пример работы с ребенком с эмоциональной
лабильностью. Содержание индивидуальной программы по коррекции
эмоциональной сферы. Результаты работы по программе, рекомендации родителям.
Примеры занятий по индивидуальной программе коррекции
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.4
№4, 2015
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
60 Устинова Н.В.
Игровое взаимодействие родителей с детьми в ДОО
Программа «Играем вместе» для гармонизации детско-родительских отношений.
Конспекты игровых сеансов для детей 4–5 лет и их родителей
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
72 Абазян Е.С.
Повышение самооценки педагогов и улучшение
психологического климата в коллективе ДОО
Работа с автобиографиями участников. Основные темы автобиографии: семья
(без даты, места рождения); образование (специальность по диплому); особенности
характера; любимое занятие, хобби; мечта. Структура и конспекты занятий
тренинга
3
Читайте в ближайших номерах
О совершенствовании деятельности
центров психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи
(письмо Минобрнауки России
от 10.02.2015 № ВК-268/07)
Диагностика минимальной мозговой
дисфункции
Консультация «Как развивать
воображение у ребенка»
Творческое игровое занятие
для детей «Я прививок не боюсь»
Стр.5
4
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ
Ведение документации – трудоемкая, но необходимая составляющая
работы педагога-психолога. Одна из обязательных ее форм – аналитический
отчет о проведенной за год работе. Аналитический отчет нужен
для осуществления контроля и оценки деятельности педагога-психолога
со стороны администрации дошкольной образовательной организации
(далее – ДОО), а также для применения в качестве основы планирования,
рефлексии работы, проводимой специалистом, и ее совершенствования.
Годовой аналитический
отчет педагога-психолога
Г.Ю. Кунафеева,
педагог-психолог ГБОУ Школа № 2026,
структурное подразделение № 2
(дошкольное отделение), Москва
Содержание и структура
Основа для написания аналитического отчета – совокупность данных
оперативного (первичного, текущего) анализа основных проводимых
мероприятий, фактический материал, накопленный педагогом-психологом
за год, отражающий результаты его деятельности.
Объект аналитического отчета – конкретная деятельность
в рамках основных направлений (психологическая диагностика,
психопрофилактика, коррекционно-развивающая работа, психопросвещение,
психологическое консультирование).
Предмет аналитического отчета – анализ совокупности действий,
признаков, свойств, статистических показателей, представленных
в удобной форме, понятной не только специалистам,
но прежде всего администрации. Данные предоставляются
в обобщенном виде с учетом требований конфиденциальности.
Содержание аналитического отчета:
• количественные данные о работе, проведенной в течение года;
Стр.6
№4, 2015
• качественный анализ работы по основным направлениям деятельности педагога-психолога,
включающий в т. ч. анализ основных проблем, с которыми
поступали обращения;
• перечисление научных, методических средств, с применением которых проводилась
работа;
• перечисление основных трудностей в работе;
• указание перспективных направлений работы.
Аналитический отчет пишется в свободной форме. Образовательная
организация может разработать собственные инструкции
по составлению данного вида документации.
Особенности аналитического отчета, которые необходимо
учитывать при его составлении:
1) аспектность (анализу подвергаются конкретные направления
работы, указанные в годовом плане педагога-психолога,
на основании этого делаются общие выводы о результативности
и эффективности работы в целом);
2) рефлексивность (объектом анализа становится работа конкретного
специалиста – автора отчета, непосредственно занимавшегося
реализацией запланированных мероприятий);
3) коррелятивность (соотнесение исходных и итоговых результативных
характеристик объекта анализа, т. е. количественный
и качественный анализ полученных данных, в т. ч. отраженных
в единицах, процентах, долях и т. д.);
4) объективность и документальность (объектом отчета может
быть только конкретная реальная деятельность без приукрашивания,
искажений, необоснованных выводов).
Структура аналитического отчета:
• титульный лист с указанием названия документа, автора, периода, за который
составлен отчет;
• основные направления деятельности, задачи ДОО;
• цели и задачи деятельности педагога-психолога;
• приоритетные направления работы;
• количественный и качественный анализ;
•выводы;
• перспективные направления деятельности на следующий учебный год.
Рекомендации к составлению
Аналитический отчет – это документ, который завершает учебный
год и служит основой для написания плана работы на сле5
Стр.7
6
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ
дующий учебный год. Педагог-психолог ДОО составляет его
за учебный год, который является отчетным периодом для организации.
Если деятельность специалиста началась не в начале
учебного года или была завершена до его окончания, нужно
представить аналитический отчет за этот период работы, указав
его как отчетный, даже если он не совпадает с продолжительностью
учебного года.
Количественный анализ удобно представлять в таблице, отражающей
различные направления деятельности и количество
охваченных работой участников образовательных отношений
(см. ниже в приложении).
Качественный анализ предполагает анализ выполнения годоКАЧЕСТВЕННЫЙ
АНАЛИЗ ПО КАЖДОМУ
НАПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАВЕРШАЕТСЯ КРИТИЧЕСКИМ
АНАЛИЗОМ – СОПОСТАВЛЕНИЕМ
ОЖИДАЕМЫХ И ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
вого
плана, достигнутых результатов работы. Если достичь намеченного
результата не удалось (или
удалось частично), то в плане на следующий
учебный год следует выделить
причины этого и наметить пути
их устранения. Этот раздел аналитического
отчета может быть представлен
как в свободной форме, так и в виде
таблицы (см. ниже в приложении).
Если видом деятельности является диагностика, то в соответствующем
столбце нужно указать использованную методику; если
коррекционные или психопрофилактические занятия – то программы;
если просветительские мероприятия – то их названия
(педсовет, родительское собрание и т. п.), тему выступлений и пр.
Крайне важно правильно заполнить столбец «Краткий итог»,
в котором в сжатой форме излагаются результаты выполненной
работы, проведенного мероприятия (например: по итогам диагностики
выявлены дети с показателями ниже возрастной нормы,
сформирована коррекционная группа, даны рекомендации
педагогам и родителям). При проведении коррекционных занятий
следует отметить, у скольких воспитанников повысились
показатели.
Качественный анализ по каждому направлению деятельности
завершается критическим анализом – сопоставлением ожидаемых
и полученных результатов, на основании чего специалист
делает вывод о выполнении или невыполнении запланированного
объема работы по данному направлению и анализирует
Стр.8
№4, 2015
объективные и субъективные причины невыполнения или недостаточно
качественного выполнения.
По итогам анализа работы делается вывод о том, насколько
полно решены задачи, поставленные в годовом плане, и намечаются
перспективные направления работы по совершенствованию
и решению задач психолого-педагогического сопровождения образовательной
деятельности на следующий учебный год, которые
должны соответствовать перспективному плану работы образовательной
организации.
Готовый аналитический отчет, подписанный специалистом,
представляется руководителю для ознакомления и утверждения.
Пример написания аналитического отчета представлен в приложении*.
7
Приложение
Пример
написания годового аналитического
отчета
Аналитический отчет о работе
педагога-психолога Кунафеевой Г.Ю.
за 2013–2014 учебный год
В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога в 2013–2014 г.
строилась в соответствии с утвержденным годовым планом, направлениями работы дошкольной
образовательной организации (ДОО) и должностными обязанностями.
Основные направления работы ГБОУ детский сад № 2728**
1. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (ФГОС ДО).
2. Реализация программы «Развитие образования города Москвы (“Столичное образование”)».
3.
Реализация программы «Год экологии и охраны окружающей среды».
* В материале даны извлечения из аналитического отчета, представленного
автором. – Примеч. ред.
** На момент публикации материала указанное учреждение реорганизовано
в ГБОУ Школа № 2026 г. Москвы.
Стр.9