6, 2015
УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор
Зам. генерального
директора – директор
«МЦФЭР Образование»
МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ
Коммерческий директор
Межанский М.А.
Дулинов М.В.
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР
Директор Гирихиди В.П.
Главный редактор
ШКОЛА
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Анишина Т.П. –
ведущий эксперт «МЦФЭР Образование»
Богданова Е.В. –
главный редактор Издательского дома МЦФЭР
Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В.
директора
Директор по развитию
Богданова Е.В.
Макарова С.М.
образовательных и региональных
проектов
Ответственный редактор
Слепушенко О.А.
Объединенная редакция «Образование»
Главный редактор
Редактор Пятикрестовская Е.А.
Выпускающий редактор
Секретарь редакции
тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный)
Адрес редакции: 127287, г. Москва,
ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80
www.resobr.ru
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru
Интернет-магазин: www.profl it.ru
Подписные индексы
«Роспечать» – 80804 (полугодовой)
«Пресса России» – 44949 (полугодовой)
«Почта России» – 12607 (полугодовой)
Отдел продвижения
тел.: 8 (495) 937-90-80
(многоканальный) Кондрашова Ю.О.
Полтева Н.Ю.
Владимирова А.С.
Размещение рекламы
тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru
Синицина Н.Ю.
Служба клиентской поддержки
тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22;
факс: 8 (495) 933-52-62
e-mail: ap@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru
Редакция не несет ответственности за содержание
рекламных материалов. Мнение редакции может
не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов,
опубликованных в журнале, допускается только
с письменного согласия редакции
На обложке использована фотография Fotolia/PhotoXPress
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
Подписано в печать 21.05.2015. Формат 70 Ч 108 1/16
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7
Тираж 7000 экз. Изд. № 7075. Заказ № К-3472
Дата выхода в свет 10.06.2015
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20
Цена свободная
Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия»
428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
пр-т И. Яковлева, д. 13
© ЗАО «МЦФЭР», 2015
9 772221 507156
Бодякина Т.П.
Папова Т.А.
Дизайн Сутемьева О.А.
Верстка Першина Н.Е.
Шатуха М.В.
Брыкова Е.В.
Венгер А.Л. –
д-р психол. наук, профессор кафедры психологии
Международного университета «Дубна»
Виноградова А.В. –
главный редактор журнала
«Здоровье школьника»
Зиновьева М.В. –
канд. психол. наук, доцент факультета психологии
НОУ ВПО МПСУ
Романова Е.С. –
д-р психол. наук, директор Института психологии,
социологии и социальных отношений
ГОУ ВПО МГПУ
Тараданова И.И. –
заместитель директора Департамента государственной
политики в сфере общего образования
Минобрнауки России
Хухлаева О.В. –
д-р пед. наук, канд. психол. наук,
руководитель психологической службы
АНО «Школа “Президент”»
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Адмиральская И.С. –
психолог, специалист по семейному
консультированию
Николаева Е.И. –
д-р биол. наук, проф. кафедры психологии
и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ
им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Чепракова Е.А. –
канд. психол. наук, руководитель
психологической службы ГБОУ гимназия
№ 1748 «Вертикаль», г. Москва
ISSN 2221-5077
06
Стр.3
2
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ
4 Асатова М.Н.
Номенклатура дел психолого-педагогической службы
образовательной организации
Примерная номенклатура дел психолого-педагогической службы образовательной
организации: нормативно-правовая, учетно-отчетная, учебно-методическая
документация
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
9 Хухлаева О.В., Кядикова Е.А., Кривцова А.С.
Диагностика параметров социально-личностного развития
учащихся начальной школы
Диагностика уровня развития готовности к сотрудничеству. Диагностика уровня
развития готовности к урегулированию конфликтов. Диагностика уровня развития
рефлексии. Диагностика уровня саморазвития. Бланк для диагностики
КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
16 Кузнецова И.В.
Развитие у подростков навыков толерантного поведения
Конспект занятия «Мы все разные, и это здорово!», направленного на формирование
уважительного отношения к индивидуальным и межкультурным различиям
между людьми
24 Кучкарова Р.Р.
Танцевально-двигательная терапия: когда танец исцеляет
Понятие танцевально-двигательной терапии. Танцевально-двигательная терапия
с детьми. Структура занятий, примеры упражнений, противопоказания
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
34 Соловьева Д.Ю.
Работа с педагогами и родителями по предупреждению
суицидального поведения детей
Материалы к семинару для педагогов «Предупреждение суицида среди учащихся.
Основные признаки суицидального поведения» и родительскому собранию
«Предупреждение суицида среди детей. Помощь родителей в преодолении трудностей
ребенка»
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.4
№6, 2015
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
47 Фокина М.В.
«Темная» сторона материнства
«Мне нравится быть мамой, и я люблю своих детей!» – искренне скажет каждая
мама. Однако чувства, которые испытывают женщины в своей материнской повседневности,
порой противоположны данному утверждению. Что делать? Как
сохранить свое психологическое здоровье и получать радость от материнства?
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
57 Кабалина Е.А.
Нейропсихологическое сопровождение развития ребенка
Актуальность проблемы. Принципы нейропсихологии. Функциональные блоки
мозга и их значение в развитии человека. Понятие нейропсихологии нормы.
Нейропсихологические методы помощи детям с неравномерностью развития
психических функций
66 Веселовацкая Т.П., Ранавнаут И.Г., Береговая Е.Ф.
Формирование коммуникативной компетентности
педагогов
Понятие коммуникативной компетентности педагога. Структура коммуникативной
компетентности. Типология профессиональных позиций учителей (по М. Талену).
Мини-тренинг для педагогов «Счастье – это когда тебя понимают»
3
Читайте в ближайших номерах
Повышение учебной мотивации
учащихся начальной школы
Программа психологического
сопровождения детей в летнем
оздоровительном лагере
Профилактика межличностных
конфликтов среди детей
Проведение психотренингов
с разнородными группами
Стр.5
4
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ
Составление номенклатуры дел – трудоемкая кропотливая работа,
требующая изучения и применения нормативных документов. Наличие
номенклатуры дел учреждения или отдельной службы не усложняет
работу, а, наоборот, упорядочивает ведение делопроизводства, исключает
путаницу в делах, неучтенные дела, разные версии отчетов,
дублирование документов и проч. Номенклатура дел позволяет систематизировать
образующиеся в ходе деятельности каждого специалиста
образовательной организации документы.
Номенклатура дел
психолого-педагогической
службы образовательной
организации
М.Н. Асатова,
юрист-эксперт электронной системы
«Образование»
Н
оменклатура дел – это список наименований дел, образующихся
в результате деятельности организации или
структурного подразделения организации, с указанием
срока их хранения.
Номенклатура дел помогает правильно организовать хранение
документов во время делопроизводства, а также при подготовке
их к архивному хранению.
Требования к оформлению ноСловарь
педагога-психолога
Номенклатура (от лат. nomenclatura – перечень,
роспись имен) – перечень или совокупность названий,
терминов и т. п., употребляемых в какойлибо
области науки, производства и т. п.
менклатуры дел регламентированы
Основными правилами работы
архивов организаций, одобренными
решением коллегии Росархива
от 06.02.2002, согласно которым но
Стр.6
№6, 2015
менклатура дел является основой для составления описей дел
постоянного и временного хранения и основным учетным документом
в делопроизводстве, а в архиве организации используется
для учета дел временного (до 10 лет включительно) хранения.
Кроме того, на сегодняшний день остаются актуальными:
• Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся
в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления
и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный
приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (аббревиатура, используемая
в нижеприведенной примерной номенклатуре дел, – ТП 2010);
• Перечень документов со сроками хранения Министерства просвещения
СССР, органов, учреждений, организаций и предприятий системы просвещения,
утвержденный приказом Минпроса СССР от 30.12.1980 № 176 (аббревиатура,
используемая в нижеприведенной примерной номенклатуре дел, –
ПМП);
• Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов,
министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий,
с указанием сроков хранения, утвержденный Главархивом СССР 15.08.1988
(аббревиатура, используемая в нижеприведенной примерной номенклатуре
дел, – ТП 1989).
Письмом Минобразования России от 20.12.2000 № 0351/64
«О методических рекомендациях по работе с документами
в общеобразовательных учреждениях» приведена примерная
номенклатура дел школы.
Номенклатура дел утверждается руководителем образовательной
организации с учетом мнения экспертной комиссии. Номенклатура
дел должна согласовываться с архивным учреждением
не реже одного раза в 5 лет.
Как правило, образовательНазначение
номенклатуры дел:
• систематизация и закрепление индексов дел;
• распределение исполненных документов
в дела;
• ускоренный поиск документов в деле;
• установление сроков хранения дел;
• учет ведения дел работниками учреждения.
ная организация разрабатывает
номенклатуру дел, включающую
в себя документы всех структурных
подразделений, однако, учитывая
специфику некоторых структурных
подразделений (например,
психолого-педагогической службы)
номенклатура дел для делопроизводства
подразделения организации может быть разработана
индивидуально.
5
Стр.7
6
Индекс
дела*
Наименование дела
Количество
дел
01-01
Нормативные правовые акты,
регламентирующие психолого-педагогическую
деятельность
01-02
Локальные акты по вопросам
деятельности психолого-педагогической
службы
01-03 Поручения руководителя
организации психолого-педагогической
службе; документы
(справки, докладные,
заключения) по их выполнению
01-04
Положение о порядке обработки
персональных данных
обучающихся
01-05 Положение о психолого-педагогической
службе
01-06 Должностные инструкции
педагогов-психологов
01-07 Инструкции по охране труда
01-08 Номенклатура дел психолого-педагогической
службы
01-09 Переписка по основным вопросам
деятельности психолого-педагогической
службы
(входящая и исходящая корреспонденция)
01-10
Журнал (книга) регистрации
поступающей корреспонденции
01-11
Журнал (книга) регистрации
отправляемой корреспонденции
РЕГЛАМЕНТ
РАБОТЫ
Срок хранения
дела и номера
статей
по перечню
123 4
01. Нормативно-правовая документация
До минования
надобности,
ст. 1 «б»
ТП 2010
Постоянно,
ст. 27 «а»,
57 «а» ТП 2010
5 лет,
ст. 7 ТП 2010
Относящиеся к деятельности
организации – постоянно
Примечание
5
Постоянно,
ст.
655 «а»
ТП 2010
Постоянно,
ст. 55 ТП 2010
Постоянно,
ст. 77 «а»
ТП 2010
Постоянно,
ст. 27 «а»
ТП 2010
Постоянно,
ст. 200 «а»
ТП 2010
5 лет,
ст. 31–
35 ТП 2010
5 лет,
ст. 258 «г»
ТП 2010
5 лет,
ст. 258 «г»
ТП 2010
* Первые две цифры обозначают индекс раздела номенклатуры дел службы,
вторые две – порядковый номер дела, которое заведено в данном
разделе.
До замены новыми
и не ранее 3 лет после
передачи дел в архив или
уничтожения учтенных
по номенклатуре дел
Стр.8
№6, 2015
123 4
02. Учетно-отчетная документация
02-01 Годовой план работы психолого-педагогической
службы
02-02
Индивидуальный план работы
педагога-психолога
02-03 База данных (картотека) обучающихся,
состоящих на контроле
в психолого-педагогической
службе
02-04 Списки обучающихся
по группам
02-05 Согласие родителей на обработку
персональных данных
обучающихся
02-06 Протоколы заседаний психолого-педагогического
совета
(справки, доклады, и др. информация
к ним)
02-07 Журналы проведения занятий
педагогами-психологами
02-08
Годовые отчеты о работе
психолого-педагогической
службы
02-09 Индивидуальный отчет педагога-психолога
02-10
Документы (доклады, обзоры,
сводки, справки), представляемые
психолого-педагогической
службой руководителю
организации
03-01 Нормативно-правовые
документы по профилактике
асоциальных явлений
(правонарушений, табакокурения,
алкоголизма, бродяжничества):
•
разработанные в образовательной
организации
• разработанные в других
организациях
03-02 Учебно-методические пособия,
разработанные в образовательной
организации
Постоянно,
ст. 27 «а»,
28 «а» ТП 2010
3 года,
ст. 27 «б»,
28 «б» ТП 2010
Постоянно,
ст. 712 «а»
ТП 2010
5 лет,
ст. 290 ТП 2010
1 год,
ст. 291 ТП 2010
3 года,
ст. 330 ПМП
10 лет,
ст. 462 ПМП
75 лет,
ст. 666 ТП 2010
5 лет,
ст. 18 «з»
ТП 2010
5 лет,
ст. 605 ТП 1989
5 лет,
ст. 475 ТП 2010
1 год,
ст. 476 ТП 2010
5 лет,
ст. 87 ТП 2010
03. Учебно-методическая документация
При отсутствии годового
плана работы образовательной
организации –
постоянно
5
7
Стр.9