Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Справочник педагога-психолога. Школа

Справочник педагога-психолога. Школа №1 2015 (236,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID313030
АннотацияПсихокоррекционная и развивающая работа, рекомендации по планированию, организации и координации деятельности педагога-психолога в школе, а также новые методики и программы по всем направлениям психолого-педагогической работы с трудными детьми – об этом и многом другом читайте на страницах журнала.
Справочник педагога-психолога. Школа .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №1 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313030 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.menobr.ru 1, 2015 Диагностика уровня сформированности ключевых компетенций Деятельность ПМПК в рамках инклюзивного образования Программа профилактики суицидального поведения для учащихся 5–11-х классов Как говорить с детьми на трудные темы, или Моя мама пьет ШКОЛА Дорогие коллеги! <...> Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования территориальной ПМПК Опыт работы ПМПК Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 13 Симонова А.В. <...> Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности пяти ключевых компетенций на разных уровнях обучения: «Школьная готовность» – «Готовность пятиклассника» – «Готовность старшеклассника» – «Студенческая готовность» КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 23 Корчагина Ю.В. <...> Как говорить с детьми на трудные темы, или Моя мама пьет Как выстроить работу с ребенком пьющей мамы, что и как рассказывать ему о болезни, какую помощь оказать семье в целом и маме конкретно 31 Сивенкова Е.М. <...> Консультация для педагогов «Репрезентативная система» Материал для проведения группового краткосрочного психологического консультирования с элементами практической деятельности: понятие репрезентативной системы, характеристики ее типов, модель «Ключи глазного доступа», тест на выявление ведущего канала восприятия информации КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 39 Кондратьева О.П., Кошкина О.Ю. <...> Программа «Дети с признаками одаренности» Современное состояние проблемы развития одаренности. <...> Рекомендации по проектированию индивидуально-ориентированной программы психологопедагогического сопровождения ребенка с признаками одаренности. <...> Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с признаками одаренности СОДЕРЖАНИЕ №1, 2015 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 53 Козюлина А.В. , Маркина М.Б. <...> Конспект занятия с учащимися 4-го класса «Я – будущий пятиклассник» 61 Балабанова Е.А., Барышева Е.В. <...> Развитие межличностных взаимоотношений в триаде «родители <...>
Справочник_педагога-психолога._Школа_№1_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Школа_№1_2015.pdf
1, 2015 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор ШКОЛА РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80804 (полугодовой) «Пресса России» – 44949 (полугодовой) «Почта России» – 12607 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Владимирова А.С. ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Служба клиентской поддержки тел.: 8 (495) 933-63-22, 937-90-82; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использована фотография Fotolia/PhotoXPress Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 15.12.2014. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6728. Заказ К-2425 Дата выхода в свет 13.01.2015 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия» 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13 © ЗАО «МЦФЭР», 2015 9 772221 507156 ISSN 2221-5077 01 Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Николаева Е.И. – д-р биол. наук, проф. каф. психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», г. Москва Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Сутемьева О.А. Верстка Першина Н.Е. Шатуха М.В. Брыкова Е.В. Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент факультета психологии НОУ ВПО МПСУ Романова Е.С. – д-р психол. наук, директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, руководитель психологической службы АНО «Школа “Президент”», Московская обл.
Стр.3
2 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 4 Козина Г.П., Кобазова Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования территориальной ПМПК Опыт работы ПМПК Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 13 Симонова А.В. Диагностика уровня сформированности ключевых компетенций в соответствии с ФГОС общего образования Авторская модель оценки качества образования «Эволюция содержания ключевых компетенций». Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности пяти ключевых компетенций на разных уровнях обучения: «Школьная готовность» – «Готовность пятиклассника» – «Готовность старшеклассника» – «Студенческая готовность» КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 23 Корчагина Ю.В. Как говорить с детьми на трудные темы, или Моя мама пьет Как выстроить работу с ребенком пьющей мамы, что и как рассказывать ему о болезни, какую помощь оказать семье в целом и маме конкретно 31 Сивенкова Е.М. Консультация для педагогов «Репрезентативная система» Материал для проведения группового краткосрочного психологического консультирования с элементами практической деятельности: понятие репрезентативной системы, характеристики ее типов, модель «Ключи глазного доступа», тест на выявление ведущего канала восприятия информации КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 39 Кондратьева О.П., Кошкина О.Ю. Программа «Дети с признаками одаренности» Современное состояние проблемы развития одаренности. Методические требования к организации и практической реализации программы. Рекомендации по проектированию индивидуально-ориентированной программы психологопедагогического сопровождения ребенка с признаками одаренности. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с признаками одаренности СОДЕРЖАНИЕ
Стр.4
№1, 2015 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 53 Козюлина А.В. , Маркина М.Б. Психологическое сопровождение адаптации учащихся 5-х классов Влияние физиологического развития на этапе перехода в среднее звено. Проблемы психического и личностного развития пятиклассников. Конспект занятия с учащимися 4-го класса «Я – будущий пятиклассник» 61 Балабанова Е.А., Барышева Е.В. Развитие межличностных взаимоотношений в триаде «родители – учитель – ученик» Тематический классный час-огонек как метод коррекции взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Этапы организации мероприятия, план-конспект проведения, дополнительный материал ПСИХОПРОФИЛАКТИКА 69 Соловьева Д.Ю. Программа профилактики суицидального поведения для учащихся 5–11-х классов Содержание этапов работы по программе. Конспект беседы с учащимися «Предотвращение самоубийства детей. Как помочь другу?» 3 Читайте в ближайших номерах Исследование проблемы клиента в психологическом консультировании Семинар-практикум для педагогов «Формула здорового педагога» Родительское собрание «Предупреждение самоубийств детей и подростков» Как психологически готовиться к экзаменам
Стр.5
4 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Представляем вашему вниманию опыт психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Нерюнгринского района, г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) пo сопровождению внедрения и реализации инклюзивного образования в рамках эффективно работающей модели. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования территориальной ПМПК Г.П. Козина, директор МБУ ПМПК Нерюнгринского района, г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) Ю.В. Кобазова, канд. психол. наук, доцент кафедры ПиМНО СВГУ им. М.К. Амосова, заместитель директора МБУ ПМПК Нерюнгринского района, г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) и детей-инвалидов с учетом условий, необходимых для обеспечения их развития, получения ими качественного образования, адаптации и интеграции в социум. В рамках реализации основных положений Федерального П закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) (ст. 42 «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных еред педагогическим сообществом стоит задача повышения эффективности и качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)
Стр.6
№1, 2015 программ, развитии и социальной адаптации») центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи, психологомедико-педагогические комиссии (ПМПК) осуществляют: • помощь организациям, которые ведут образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания учащихся; • психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ; • помощь в разработке основных общеобразовательных программ (далее – ООП), индивидуальных учебных планов; в выборе оптимальных методов обучения и воспитания учащихся, испытывающих трудности в освоении ООП; в выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению; • мониторинг эффективности организаций, которые ведут образовательную деятельность, психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации. Сфера деятельности территориальной ПМПК Нерюнгринского района ПМПК работает с психолого-медико-педагогическими консилиумами 64 образовательных организаций (далее – ОО), учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения, Республиканским центром реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ» (г. Нерюнгри), Центром реабилитации детей с нарушением психики и ДЦП, детской поликлиникой, комиссией по делам несовершеннолетних, психоневрологическим диспансером, медико-социальной экспертизой и др. Задачи ПМПК, связанные непосредственно с опытом инклюзивной практики: • оценка возможности быть включенным в инклюзивную среду ОО; • выбор организационной формы инклюзивного образования; К сведению педагога-психолога Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации (Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утв. приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082). 5
Стр.7
6 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ • выбор оптимального уровня включения ребенка с ОВЗ в среду обычных сверст ников; • определение условий и срока (в том числе диагностического) включения ребенка в среду обычных сверстников; • оценка динамики его обучения и уровня социальной адаптации в процессе интеграции (инклюзии) в ОО; • просветительская деятельность, направленная на повышение психологопедагогической культуры и принятие инклюзивных ценностей. В рамках своей деятельности ПМПК своевременно выявляет деК сведению тей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) с отклонениями в поведении, проводит их комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, по результатам которого разрабатываются рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания. С 2002 по 2014 г. обследование в ПМПК Нерюнгринского района прошел 3501 ребенок в возрасте от 0 до 18 лет. Модель психолого-педагогического сопровождения ПМПК инклюзивного образования С 2010 г. ПМПК Нерюнгринского района осуществляет инновационно-экспериментальную деятельность в рамках республиканской экспериментальной площадки по теме «Модель сопровож дения ПМПК инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Результат этой деятельности – разработка модели психолого-педагогического сопровождения психолого-медико-педагогической комиссией внедрения и реализации инклюзивного образования в Нерюнгринском районе. Инклюзивное образование в Законе № 273-ФЗ понимается как обеспечение равного доступа к образованию всем обучающимся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В группу детей с ОВЗ входят те, у кого наблюдаются различные нарушения в развитии слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, задержка психомоторного развития и комплексные нарушения развития. Методической базой инновационно-экспериментальной деятельности служат теоретические и экспериментальные исследования, в которых рассматриваются проблемы реформирования системы воспитания и обучения в части инклюзии (Н.Н. Малофеев,
Стр.8
№1, 2015 М.М. Маркович, Н.Д. Шматко), а также результаты исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики в контексте изучения интеграционных процессов, инклюзивного подхода к дошкольному и общему образованию (Е.Л. Гончарова, С.В. Алехина, О.И. Кукушкина, Т.Н. Князева, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова, Н.В. Шутова, Л.М. Шипицына, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго и др.). При этом особую значимость приобретают учет возрастных особенностей и выявление механизмов и функций компенсаторных психических образований, которые, на наш взгляд, определяют задачи и принципы психологического сопровождения детей, позволяют более дифференцированно воздействовать на их потенциальные возможности (Л.С. Выготский, Г.В. Грибанова, Е.Е. Дмитриева, С.Д. Забрамная и др.). Анализ системы общего образования в Нерюнгринском районе позволил выделить ряд проблем, среди которых основными являются следующие: • на уровне ПМПК и ОО недостаточно развиты координирующие механизмы по организации инклюзивного образовательного процесса, обеспечивающего высокий уровень социализации детей-инвалидов в обществе; • не созданы определенные условия для возникновения предпосылок к смене потребности и определенных содержательных мотивов педагогических кадров; • не существует законченной технологии педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования; • не разработана система психолого-педагогического мониторинга детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Обозначенные проблемы формируют противоречие между Проблема интеграцией детей с ОВЗ в современное общество и невозможностью удовлетворить в полной мере их образовательные потребности, а также между стремлением предотвратить дискриминацию в отношении детей с ОВЗ в части равноправного положения с членами своих сообществ и общества в целом и невозможностью обеспечить это по причине несовершенства сложившейся образовательно-воспитательной системы. Компоненты модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования Главная цель создания модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования – определение организа7
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.