Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Справочник педагога-психолога. Школа

Справочник педагога-психолога. Школа №10 2014 (162,25 руб.)

0   0
Страниц84
ID313027
АннотацияПсихокоррекционная и развивающая работа, рекомендации по планированию, организации и координации деятельности педагога-психолога в школе, а также новые методики и программы по всем направлениям психолого-педагогической работы с трудными детьми – об этом и многом другом читайте на страницах журнала.
Справочник педагога-психолога. Школа .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №10 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313027 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.menobr.ru 10, 2014 Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС Диагностика учебных трудностей первоклассника Формирование коллективной сплоченности учащихся 10-го класса Психологический портрет учителя ШКОЛА III Всероссийская конференция руководителей образовательных организаций «Менеджер образования – 2014» Москва, РАНХиГС, 29–31 октября 2014 г. На конференции выступят представители Минобрнауки России, ВШЭ, ФИРО, РАО, Общероссийского Профсоюза образования, органов управления образованием субъектов Российской Федерации. <...> 31 октября 2014 г. Специальная тема: «Правовые аспекты трудовых отношений в образовательной организации» Знание в основе управления! <...> Организатор «МЦФЭР Образование» Подробная информация о конференции на портале conf.menobr.ru Контактный телефон: 8 (495) 937-9082. <...> E-mail: stat@resobr.ru Технический партнер Реклама 10, 2014 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. <...> 12 Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ОО Роль педагога-психолога в разработке и реализации основной образовательной программы образовательной организации. <...> Психологическое обеспечение программы коррекционной работы в школе. <...> Специфика организационно-управленческого аспекта деятельности ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Безруких М.М. <...> 22 28 Диагностика учебных трудностей первоклассника Анализ общего режима дня и внеучебных занятий ребенка с использованием анкеты «Режим дня школьника». <...> Рекомендации родителям КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Сатари В.В. <...> 37 Развитие воображения у детей младшего школьного возраста с ДЦП Программа курса коррекционных занятий «Развиваем воображение» для учащихся 1–4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида. <...> Разделы, описание, направления работы по классам 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ Курганский С.М. <...> 48 56 Психологический <...>
Справочник_педагога-психолога._Школа_№10_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Школа_№10_2014.pdf
10, 2014 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор ШКОЛА РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Голубева Т.Н. Художник Сайкова Н.В. Верстка Першина Н.Е. тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80804 (полугодовой) «Пресса России» – 44949 (полугодовой) «Почта России» – 12607 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Служба клиентской поддержки тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использованы фотографии Петрова С.В., Fotolia/PhotoXPress. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 19.09.2014. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6475. Заказ К-1644 Дата выхода в свет 09.10.2014 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ГУП ЧР «ИПК «Чувашия» 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13 © ЗАО «МЦФЭР», 2014 9 772221 507149 ISSN 2221-5077 10 Владимирова А.С. Шатуха М.В. Брыкова Е.В. Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент факультета психологии НОУ ВПО МПСУ Романова Е.С. – д-р психол. наук, директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, проф. факультета социальной психологии ГОУ ВПО МГППУ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Николаева Е.И. – д-р биол. наук, проф. каф. психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», г. Москва
Стр.3
10, 2014 СОДЕРЖАНИЕ АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА 4 Психологическая поддержка детей, прибывающих с территории Украины Извлечения из методических рекомендаций по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территории Украины. Памятка по психологической поддержке детей, прибывающих с территории Украины. Комментарий кандидата психологических наук, доцента кафедры возрастной психологии НОУ ВПО МПСУ М.В. Зиновьевой РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н. 12 Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ОО Роль педагога-психолога в разработке и реализации основной образовательной программы образовательной организации. Психологическое обеспечение программы коррекционной работы в школе. Оценка метапредметных и личностных результатов. Реализация программы воспитания и социализации учащихся. Специфика организационно-управленческого аспекта деятельности ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Безруких М.М. 22 28 Диагностика учебных трудностей первоклассника Анализ общего режима дня и внеучебных занятий ребенка с использованием анкеты «Режим дня школьника». Карта наблюдения за поведением ребенка дома КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Адмиральская И.С. Что предлагает подростку Интернет Физиологическое и психологическое развитие подростка. Сетевые игры. Группы самоубийц. Преследование в сети. Приложение «Секрет». Альтернативные образы. Рекомендации родителям КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Сатари В.В. 37 Развитие воображения у детей младшего школьного возраста с ДЦП Программа курса коррекционных занятий «Развиваем воображение» для учащихся 1–4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида. Разделы, описание, направления работы по классам 2
Стр.4
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ Курганский С.М. 48 56 Психологический портрет учителя Анализ структурных компонентов психологического портрета: имиджа, профессионализма, ответственности и адаптивности, коммуникативной компетентности, медиаграмотности и проч. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА Яковенко О.Н. 69 Программа профилактических занятий с подростками «В поисках личностного смысла…» Тематическое планирование. Конспекты занятий Чистякова Т.А. Формирование коллективной сплоченности учащихся 10-го класса Конспект однодневного тренингового занятия ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния Профилактика кризисных ситуаций в образовательном учреждении Программа адаптационных занятий для учащихся 5-х классов Как установить контакт с подростком Основы проектной деятельности педагога-психолога 3
Стр.5
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА Обойти стороной тему, обсуждаемую всем миром, будет некорректно и тем более непрофессионально, учитывая, что появляются нормативные документы, связанные с деятельностью педагога-психолога, в частности, письмо Минобрнауки России от 14.08.2014 № 08-1081 «О направлении методических рекомендаций по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территории Украины». Прокомментировать данное письмо мы попросили канд. психол. наук, доцента кафедры возрастной психологии Московского психолого-социального университета Марину Владимировну Зиновьеву. Психологическая поддержка детей, прибывающих с территории Украины С началом учебного года в образовательные организации России поступают на обучение дети, которые были вынуждены покинуть территорию Украины. Практически все они нуждаются в первоочередной и неотложной психологической помощи, т. к. переживают утрату привычного окружения и уклада жизни. Минобрнауки России направило в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, письмо с методическими рекомендациями, где большое внимание уделено проблемам психологической поддержки детей, прибывающих с территории Украины. Как организовать эффективную помощь этим детям и сделать это так, чтобы она не была формальной и нарочито навязчивой? В первую очередь педагогу-психологу нужно наладить контакт с родителями детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. При этом необходимо помнить о том, что у людей, переживших серьезное психотравмирующее воздействие, может быть значитель4
Стр.6
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА но снижен кредит доверия к психологу. Следовательно, при организации психологического консультирования нельзя оказывать давление. На первых этапах сотрудничества наиболее эффективной является групповая работа с родителями всего класса, например, проведение встреч в родительских клубах, гостиных и т. п. То есть нужно выбирать те виды психологического сопровождения, которые носят неформальный характер и предполагают эмоциональное общение участников мероприятия. Это поможет педагогупсихологу наладить взаимопонимание с родителями и обеспечить их готовность к дальнейшему сотрудничеству. Непосредственная психологическая поддержка детей должна включать целый комплекс мероприятий. Прежде всего необходимо организовать проведение занятий по адаптации к новым условиям обучения – это обеспечит интеграцию детей в школьный коллектив. В данных целях можно использовать программы таких авторов, как М.Р. Битянова, О.В. Хухлаева, И.В. Вачков, Г.У. Солдатова и др. Подобные занятия предполагают максимальное использование игровых техник. Также важно изучить особенности психологического статуса ребенка, для того чтобы выявить его индивидуальные образовательные потребности и убедиться в актуальности оказания ему коррекционно-развивающей помощи. При проведении диагностических мероприятий педагогу-психологу следует быть максимально корректным, деликатным и тактичным, опираться на результаты наблюдения за ребенком в учебных и внеучебных ситуациях. По результатам диагностики может быть выявлена потребность в специализированной психологической и психотерапевтической помощи, которая реализуется на основе специально разработанных программ, направленных на преодоление страхов, последствий психотравмирующего в оздействия, переживания потерь и проч. Такие занятия должны проводить специалисты, имеющие соответствующую подготовку. Для оказания детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, эффективной психологической поддержки, существенное значение имеет развитие психолого-педагогической компетентности педагогов. Педагогу-психологу образовательной организации целесообразно провести для педагогического коллектива школы 5
Стр.7
10, 2014 цикл занятий, на которых он может помочь с выбором наиболее конструктивной стратегии взаимодействия с детьми и их родителями, а также обсудить трудности, возникающие при непосредственном общении с ними. Эффективность психологической поддержки детей, прибывающих с территории Украины, во многом зависит от степени профессионализма оказываемой им психологической помощи, тесного взаимодействия и неравнодушия всех участников этого процесса. Письмо Минобрнауки России от 14.08.2014 № 08-1081 О направлении методических рекомендаций по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территории Украины (извлечения) В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 19 июля 2014 г. № ДМ-П8-5449р Министерство образования и науки Российской Федерации направляет методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территории Украины (далее – методические рекомендации), разработанные совместно с федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования», для использования при приеме детей, прибывающих с территории Украины (в том числе детей лиц, признанных беженцами, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства) в организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам. В методические рекомендации включены: • памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территории Украины; • памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территории Украины; • памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территории Украины, по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования; 6
Стр.8
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА • памятка по психологической поддержке детей, прибывающих с территории Украины. Минобрнауки России просит довести данную информацию до организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и рекомендовать разместить указанные методические рекомендации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и на информационных стендах организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам. Директор Департамента А.В. Зырянова Памятка по психологической поддержке детей, прибывающих с территории Украины 1. О психическом и психологическом состоянии детей, прибывающих с территории Украины На долю вашей семьи выпало немало испытаний. Вам пришлось пережить утрату дома, родины, гибель близких людей, эмиграцию. Вы были вынуждены начинать жизнь заново в России. Ваши дети с раннего возраста знают, что такое лишения, несправедливость и страх. Помните, что детская душа особенно хрупка и уязвима. Ребенку труднее справляться с тяжелыми переживаниями, чем взрослому, и это может отразиться на его психическом и психологическом здоровье. Папы и мамы! Присмотритесь внимательнее к своим детям. Возможно, Вы сами заметите у них признаки душевного неблагополучия и сумеете оказать необходимую поддержку. Дети ждут ее в первую очередь не от учителей и врачей, а от самых близких и дорогих им людей – от своих родителей. Важно помнить, что «запас прочности» и сил у ребенка намного меньше, чем у взрослого. Некоторые детские проблемы часто кажутся взрослым несерьезными, однако для ребенка они важны и значимы. Взрослые и не подозревают, как легко можно ранить ребенка. У детей слишком мало возможностей рассказать о том, что их мучает и беспокоит – им самим это не вполне ясно. Иногда ребенок не рассказывает о своих чувствах близким людям, потому что не хочет их огорчать и расстраивать. Как же взрослым узнать о том, что ребенок испытывает душевное страдание? Переживания и внутренние конфликты всегда находят способ заявить о себе. Так, они могут проявляться в виде: 7
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.