Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610373)
Контекстум
Управление начальной школой

Управление начальной школой №5 2014 (201,04 руб.)

0   0
Страниц84
ID312974
АннотацияПрофессиональное издание для руководителей общеобразовательных организаций, кураторов и педагогов начальных классов, администраторов школ и методистов. Контроль и оптимизация учебного процесса, повышение квалификации педагогов. Правильное ведение документации.
Управление начальной школой .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №5 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312974 (дата обращения: 07.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 5/МАЙ/2014 www.menobr.ru Реализация индивидуального учебного плана в младших классах Организация единого методического дня в начальной школе Проектирование внеурочной деятельности обучающихся Сценарий мероприятия «Наш первый школьный выпускной» Издатель: ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор – Межанский М.А. <...> МАЙ/2014 №5 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт ТН «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы Спасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт ТН «МЦФЭР Образование» Пильдес М.Б. – директор ГБОУ «Гимназия № 56», г. Санкт-Петербург Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно», г. Москва Издательский дом МЦФЭР Директор – Гирихиди <...>
Управление_начальной_школой_№5_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Управление_начальной_школой_№5_2014.pdf
Издатель: ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор – Межанский М.А. Заместитель генерального директора – директор ТН «МЦФЭР Образование» – Дулинов М.В. МАЙ/2014 №5 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт ТН «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы Спасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт ТН «МЦФЭР Образование» Пильдес М.Б. – директор ГБОУ «Гимназия № 56», г. Санкт-Петербург Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно», г. Москва Издательский дом МЦФЭР Директор – Гирихиди В.П. Главный редактор – Богданова Е.В. Тематическое направление «МЦФЭР Образование» Коммерческий директор – Макарова С.М. Директор по развитию образовательных и региональных проектов – Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор – Бодякина Т.П. tbodjakina@mcfr.ru Шеф-редактор – Медведева Ю.В. ymedvedeva@mcfr.ru Ответственный редактор – Герасимова А.В. agerasimova@mcfr.ru Редакторы: Пинашина Т.А. tpinashina@mcfr.ru Сайкова Н.В. nsaykova@mcfr.ru Кашкина С.Ю. Выпускающий редактор – Ткачева Н.И. ntkacheva@mcfr.ru Художник – Бизянова М.Е. Дизайн-концепция – Прыкина Ю.В. Дизайн-макет – Терещенков Д.А. Верстка – Соболев В.Ю. Секретарь – Шатуха М.В. mshatuha@mcfr.ru Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. E-mail: pervoklassnik@mcfr.ru Отдел продвижения Бренд-менеджер – Кондрашова Ю.О. Бренд-менеджер – Полтева Н.Ю. Ведущий бренд-менеджер – Владимирова А.С. Размещение рекламы Руководитель – Синицина Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 2745 nsinitsina@mcfr.ru Отдел по работе с клиентами: Тел.: (495) 937-90-82, 933-63-17; e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте: по факсу: (495) 933-52-62, e-mail: pressa@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 47670, 47671*; «Почта России» – 84191, 84200; «Пресса России» – 88242, 88243 * Полугодовой и годовой. www.menobr.ru www.proflit.ru Ведущий менеджер – Романенко Е.А. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 5710 eromanenko@mcfr.ru Все упоминаемые нормативные акты приводятся в редакции, актуальной на момент подписания номера в печать, с сохранением текста оригинала. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-32937 от 29.08.2008 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Цена свободная Подписано в печать 02.04.2014. Формат 84 Ч 108/16. Тираж 7000 экз. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Изд. № 6028. Заказ № 357-ОП ЗАО «МЦФЭР». Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1» 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15. Тел. +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87. www.volga-print.ru. © ЗАО «МЦФЭР», 2014 ISSN 2071-2251 05 9 772071 225149
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Инновации и перемены Губанова Е.В. 5 Индивидуальный учебный план: возможность реализации в начальной школе Нормативные правовые основы обучения по ИУП. Цели и задачи, порядок формирования и утверждения, структура и содержание ИУП. Особенности организации обучения по ИУП. Примерная структура индивидуального учебного плана. Примерная форма сетки часов ИУП учащегося начальных классов. Шаблон положения об индивидуальном учебном плане общеобразовательной организации. Организация учебного процесса Боровик В.Г. 22 Реализация дополнительных общеобразовательных программ в начальной школе Определение понятия «дополнительное образование детей». Особенности дополнительных образовательных программ. Регулирование организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Содержание дополнительных общеразвивающих программ. Особенности осуществления образовательного процесса для учащихся с ОВЗ. Выявление взаимосвязи дополнительного образования и внеурочной деятельности учащихся. Гулевич И.И. 32 Проектирование внеурочной деятельности обучающихся начальных классов Трактовки понятия «внеурочная деятельность». Проектирование модели внеурочной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Положения ООП, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в ОО. Взаимосвязь компонентов ООП и форм организации внеурочной деятельности учащихся. Пример моделей плана внеурочной деятельности, спроектированных на основе распределения форм вне урочной деятельности с учетом ее направлений и видов, с учетом интегрированного характера программ внеурочной деятельности. Структурные компоненты программы курса внеурочной деятельности. Контроль и оценка результатов обучения Соколова Т.Е. 43 Оценка качества внеурочной деятельности и внеурочных достижений младших школьников Описание методики организации учета и оценивания качества внеурочной деятельности младших школьников, основой которой является фиксация данных в специально разработанном электронном журнале. Условия работы педагога с электронным журналом учета внеурочной деятельности учащихся. Примерный образец карты педагогической оценки качества внеурочной деятельности учащихся класса.
Стр.4
Открытый урок Чувашова Н.А. 62 «Деление суммы на число» Урок математики в 3-м классе. Описание хода урока. Тесты для проверки знаний учащихся. Праздник в начальной школе Мухачева Ю.В. 69 «Наш первый школьный выпускной» Сценарий праздничного мероприятия для учащихся 4-го класса. Рекомендации по подбору музыкального сопровождения. Стихотворения, частушки, веселые сценки. А также Методическая мастерская Прохорова С.Ю. 54 Организация единого методического дня в начальной школе Цели, задачи, порядок проведения единого методического дня в ОО, подготовка к нему. Мероприятия, проводимые во время единого методического дня. Примерная тематика единых методических дней в начальной школе. Особенности проведения единого методического дня – педагогического совета. Пример планирования хода единого методического дня по теме «Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: из опыта работы». Описание хода педагогической мастерской по теме «Рефлексивная деятельность учащихся как необходимое условие саморазвития личности». 67 Календарь знаменательных событий и памятных дат июня 78 Веселая переменка От редакции Уважаемые читатели! Отправляя письма с материалами в редакцию, не забывайте указывать свои контактные данные: телефон, e-mail.
Стр.5
Уважаемые читатели! Если вы накопили достаточный педагогический опыт, имеете авторские разработки и методики, занимаетесь экспериментальной деятельностью в младших классах, используйте страницы нашего журнала для обмена опытом с коллегами. Мы также готовы опубликовать ваши рекомендации по планированию, организации, координации и контролю работы педагогов начального образования. В рубрику «Веселая переменка» присылайте забавные истории и стихотворения о школе! Для тех, кто решил стать нашим автором Правила оформления статьи • Указывается полная контактная информация автора: Ф. И. О., должность, название и номер общеобразовательной организации, контактный телефон и электронный адрес. • Материалы оформляются в электронном виде. • Электронный вариант статьи должен быть набран в текстовом редакторе Word и направлен по e-mail. • Все рисунки, схемы и таблицы должны иметь название и ссылки на них в тексте. Данные таблиц должны быть выверены. • Если в статье встречается специальная терминология, в тексте или в сноске указываются пояснения к ней. • Желательно не применять в тексте шрифты разных наименований. Смысловые выделения делаются прямым полужирным шрифтом или курсивом. • На использованные в статье разработки других авторов (планы, анкеты и т. д.) обязательно должны быть оформлены сноски (источник и Ф. И. О. разработчика). • Предоставление в редакцию работ, отправленных для публикации в другие издания или уже опубликованных, не допускается. • Редакция оставляет за собой право сокращать и редактировать материал в соответствии с концепцией журнала. Адрес редакции: 129164, Москва, а/я 9 «Управление начальной школой» E-mail: pervoklassnik@mcfr.ru
Стр.6
Инновации и перемены В статье представлены общие и специфические особенности формирования индивидуального учебного плана в рамках реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Е.В. Губанова, канд. пед. наук, проф. каф. экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Индивидуальный учебный план: возможность реализации в начальной школе Обращение к вопросу обучения младших школьников, осваивающих основные образовательные программы по индивидуальному учебному плану (далее – ИУП), неслучайно и вызвано требованиями инновационного развития страны в целом и модернизацией общего образования в частности. Впервые в истории развития советского и российского образования в п. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») закреплена дефиниция (краткое определение понятия) «индивидуальный учебный план». Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», предусматривает возможность осваивать основные общеобразовательные программы по индивидуальному учебному плану учащимся, проявляющим особый интерес к обучению, с целью развития их потенциала, а также ученикам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Обратим внимание, что в практике работы общеобразовательных организаций (далее – ОО) обучение по ИУП в основном встречалось на уровне среднего общего образования, как правило, при профильном обучении*, реже на уровне основного общего образования, а вот на уровне начального общего образования обучение по ИУП было и есть больше исключение, нежели норма. * См.: письмо Минобразования России от 20.04.2004 № 14-51-102/13 «О направлении Рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся». – Примеч. авт. 5
Стр.7
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 5/2014 Инновации и перемены В основном оно предусматривается для тех детей, которые находятся на домашнем обучении. Анализ вопроса обучения по ИУП в начальной школе показывает, что в практике работы ОО встречается индивидуальный учебный план в виде маршрутного листа, индивидуально-ориентированный учебный план, индивидуальный образовательный маршрут и прочее, что, на наш взгляд, является по большей мере вариацией на тему*. Однако в том виде, в котором он трактуется законодательством и понимается нами – «индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося», – практически не встречается. Итак, на уровне начального общего образования практика обучения по ИУП фактически отсутствует, а потому данный вопрос нуждается в разработке и поддержке на всех уровнях образования. Нормативные правовые основы обучения по ИУП Рассмотрение вопроса начнем с определения нормативных правовых основ обучения по ИУП на любом уровне общего образования (общий аспект). Во-первых, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»: • п. 23 ст. 2: «индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося»; • п. 3 ч. 1 ст. 34: обучающимся предоставляются академические права на «обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами»; • пп. 1, 2 ч. 1 ст. 43: обучающиеся обязаны: «выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы»; • ч. 6 ст. 59: «к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план». Во-вторых, анализ содержания п. 19.3 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; ФГОС ООО и п. 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) обще6 * Мы ни в коей мере не умаляем достоинств данных форм организации образовательного процесса, но ведем речь об ИУП в том понимании, в котором он рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» со всеми вытекающими последствиями. – Примеч. авт.
Стр.8
Инновации и перемены Это полезно знать Кто в действительности в начальной школе еще, кроме детей с ОВЗ, часто болеющих и одаренных, мог бы претендовать на обучение по ИУП? Это могут быть дети, занимающиеся профессионально (или почти) танцами, спортом, т. е. учащиеся, занимающиеся в рамках дополнительного образования, которое является не менее значимым, чем основное. Ведь согласно нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (п. 14 ст. 2) дополнительное образование рассматривается «как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании», (ч. 1 ст. 75) «дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности». го образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», показывает, что для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей (по терминологии ФГОС) и детей с ОВЗ, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы; реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения. В-третьих, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок), утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», детализирует и (или) конкретизирует отдельные позиции реализации основной образовательной программы (далее – ООП) посредством учебного плана, в т. ч. ИУП, в частности в организационном, нормативном и содержательном аспектах. Так, например, в п. 5 настоящего Порядка сказано, что «обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося». Исходя из вышеизложенного, можем сделать вывод, что наряду с традиционным учебным планом ИУП не только имеет полное право на существование в образовательном процессе, но и должен стать активной формой его организации, максимально отвечающей идеологии федеральных государственных образовательных стандартов. Причем мы видим, что нормы данных документов не ограничивают ни возраст учащихся, имеющих право обучаться по ИУП, ни уровень общего образования, ни продолжительность обучения. 7
Стр.9