Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639001)
Контекстум
Электро-2024
Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах

Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах №12 2014 (147,50 руб.)

0   0
Страниц52
ID312957
АннотацияПрактические советы по решению управленческих задач образовательной организации в формате «вопрос-ответ» Рекомендации в решении повседневных вопросов управления школой или детским садом.
Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №12 .— 52 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312957 (дата обращения: 17.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЭКОНОМИЯ 10% Специальное предложение При подписке на комплект из 3 журналов «Образцовая школа. <...> Подробности на сайте www.proflit.ru Оформите подписку на свой профессиональный журнал В интернет-магазине: www.proflit.ru/edu На почте (годовые и полугодовые индексы): «Роспечать» – 20589, 20588; «Почта России» – 63485, 63484; «Пресса России» – 87938, 87937 В редакции. <...> : 8 (495) 937-9082, 933-6317; e-mail: ap@mcfr.ru Реклама Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Максим Межанский Заместитель генерального директора, директор МЦФЭР Образование Максим Дулинов Издательский дом МЦФЭР Директор МЦФЭР Образование Коммерческий директор Светлана Макарова Заместитель коммерческого директора Юлия Полуэктова-Жежеря Директор по развитию образовательных и региональных проектов Олеся Слепушенко Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Татьяна Бодякина Выпускающий редактор Василина Семенова Дизайн Юлия Прыкина Верстка Наталья Першина Секретарь редакции Наталья Калганова Адрес редакции 127287, Москва, ул. <...> 13 © ЗАО «МЦФЭР», 2014 9 771998 796145 Валентин Гирихиди Главный редактор Екатерина Богданова Содержание Система управления Порядок управления образовательной организацией регламентирован Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». <...> Согласно нормам закона в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления. <...> Два из них обязательны для создания: общее собрание (конференция) работников и педагогический совет Руководитель Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель. <...> Права и обязанности руководителя, а также его компетенция в области управления образовательной организацией должны быть зафиксированы в уставе Общее собрание работников В состав общего собрания могут входить все сотрудники, работающие в образовательной организации по основному месту работы, либо все сотрудники, работающие в организации на основании трудовых договоров. <...> Порядок <...>
Управление_образовательным_учреждением_в_вопросах_и_ответах_№12_2014.pdf
Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Максим Межанский Заместитель генерального директора, директор МЦФЭР Образование Максим Дулинов Издательский дом МЦФЭР Директор МЦФЭР Образование Коммерческий директор Светлана Макарова Заместитель коммерческого директора Юлия Полуэктова-Жежеря Директор по развитию образовательных и региональных проектов Олеся Слепушенко Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Татьяна Бодякина Выпускающий редактор Василина Семенова Дизайн Юлия Прыкина Верстка Наталья Першина Секретарь редакции Наталья Калганова Адрес редакции 127287, Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, корп. 17 тел.: 8 (495) 937-90-80 Для писем: 129164, Москва, а/я 9 e-mail: otvet@mcfr.ru www.menobr.ru; www.resobr.ru www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 48889 (полугодовой), 47554 (годовой); «Почта России» – 79909 (полугодовой), 84188 (годовой); «Пресса России» – 88175 (полугодовой), 88240 (годовой) Отдел продвижения № 12 2014 Автор номера: А.А. Вавилова, зам. директора Центра правовых прикладных разработок «НИУ – Высшая школа экономики» Ангелина Владимирова Юлия Кондрашова Наталья Полтева тел.: 8 (495) 937-90-80 Размещение рекламы Наталья Синицина тел.: 8 (495) 937-90-80 (доб. 27-45) e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Отдел по работе с клиентами тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62; e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте: по факсу: 8 (495) 933-52-62, e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство: ПИ № ФС77-31552 от 26.03.2008. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Цена свободная Подписано в печать 27.10.2014 Дата выхода в свет 14.11.2014 Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 4,2 Тираж 8000 экз. Изд. № 6561. Заказ № К-1899 ISSN 1998-796X 12 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в ГУП ЧР «ИПК «Чувашия» 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13 © ЗАО «МЦФЭР», 2014 9 771998 796145 Валентин Гирихиди Главный редактор Екатерина Богданова
Стр.3
Содержание Система управления Порядок управления образовательной организацией регламентирован Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Согласно нормам закона в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления. Два из них обязательны для создания: общее собрание (конференция) работников и педагогический совет Руководитель Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель. Его статус установлен в ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Права и обязанности руководителя, а также его компетенция в области управления образовательной организацией должны быть зафиксированы в уставе Общее собрание работников В состав общего собрания могут входить все сотрудники, работающие в образовательной организации по основному месту работы, либо все сотрудники, работающие в организации на основании трудовых договоров. Порядок формирования и работы общего собрания, срок его полномочий, компетенция и структура зависят от особенностей деятельности образовательной организации Педагогический совет Педагогический совет осуществляет общее руководство образовательным процессом. В состав педсовета могут входить все педагогические работники, работающие на основании трудового договора, либо все лица, ведущие педагогическую деятельность в образовательной организации на основании трудовых и гражданскоправовых договоров 24 20 16 4
Стр.4
3 Прочие коллегиальные органы В образовательной организации при наличии такой потребности могут формироваться попечительский, управляющий, наблюдательный советы и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные ее уставом Совет обучающихся Советы обучающихся не являются коллегиальными органами управления образовательной организации. Их создание предусмотрено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Формирование таких органов не обязательно Проверь себя Проверить и закрепить полученные знания поможет кроссворд, посвященный управлению образовательной организацией 46 37 28
Стр.5
Система управления Что изменилось в управлении образовательной организацией после вступления в силу нового закона об образовании? Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует вопросы управления образовательной организацией в ст. 26, а также ряде иных статей. Основных изменений по сравнению с ранее действовавшим законом немного: управление все так же строится на сочетании принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью. Его статус практически не изменился и конкретизирован в ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Законом предусмотрено, что в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления. Это новый термин, ранее речь шла об органах самоуправления. Таким образом, в локальных нормативных актах необходимо поменять формулировку. Выделяют два обязательных для создания органа: общее собрание (конференция) работников образовательной организации и педагогический совет. Остальные органы можно создавать при наличии такой потребности. Попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации. В случае если обязательные органы управления не созданы, необходимо предусмотреть их создание. В отношении каждого коллегиального органа управления (как обязательного, так и сформированного по решению образовательной организации) в уставе должны быть урегулированы: 1) структура; 2) порядок формирования; 3) срок полномочий; 4) компетенция; 5) порядок принятия решений;
Стр.6
Система управления 5 6) порядок выступления от имени образовательной организации. При этом особое внимание необходимо уделять терминологии, в частности, не подменять описание компетенции коллегиального органа управления описанием его прав и обязанностей, структуры – описанием состава и т. п. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации: 1) создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы; 2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации. Они не относятся к коллегиальным органам управления и не включаются в систему органов управления образовательной организацией. Официальный источник Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014). Ст. 26, 51 В какой срок систему управления образовательной организацией надо привести в соответствие с новым законом об образовании? Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу 1 сентября 2013 г. Именно с этой даты нормы закона, в т. ч. нормы ст. 26, описывающей порядок управления образовательной организацией, являются обязательными для исполнения. Вместе с тем согласно ст. 108 закона наименования и уставы образовательных организаций подлежат приведению в соответствие с ним не позднее 1 января 2016 г. Таким образом, привести устав в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» можно в течение 2015 г. Другие нарушения требований закона, в т. ч. относящиеся к системе управления, должны быть устранены безотлагательно.
Стр.7
6 № 12-2014 Официальный источник Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014). Ст. 26, 108 Какие ошибки допускают образовательные организации при внесении в уставы изменений, регулирующих вопросы управления? Одна из основных ошибок, допускаемых при внесении изменений в устав, – непонимание статуса советов обучающихся, советов законных представителей. Данные органы путают с коллегиальными органами управления и ошибочно фиксируют в уставе порядок их формирования, структуру и иные вопросы, которые должны решаться в отношении коллегиальных органов управления. Зачастую представители администрации инициируют создание таких советов, берут на себя функции по их формированию. Однако согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» данные органы создаются по инициативе обучающихся, их законных представителей. Статус таких органов принципиально отличается от коллегиальных органов управления, они не принимают решений от имени образовательной организации, порядок их создания и деятельности не нужно фиксировать в уставе. Вместе с тем в уставе можно определить порядок взаимодействия с советами, в случае если они созданы в установленном законом порядке. Обязательные к созданию коллегиальные органы управления формируются во всех организациях, которые уже внесли (либо вносят) изменения в уставы. В большинстве случаев это не требует дополнительных изменений, поскольку и общее собрание работников, и педагогический совет уже были созданы в образовательной организации ранее. Распределение полномочий между различными коллегиальными органами управления вариативно. На педагогические советы зачастую возлагается решение вопросов, связанных с организацией образовательного процесса. В отношении общего собрания работников ситуация зависит от наличия иных органов управления. В некоторых образовательных организациях именно общее собрание работников является основным коллегиальным органом управления и решает ключевые вопросы деятельности. В других – данные функции отведены управляющему совету или совету образователь
Стр.8
Система управления 7 ной организации, соответственно общее собрание работников позиционируется как вспомогательный орган управления. Большое разнообразие наблюдается в вопросе распределения полномочий на управляющие и совещательные. Бывает, что на коллегиальные органы управления возлагается принятие значимых управленческих решений (например, об утверждении школьной формы, о стоимости платных услуг, распределении средств пожертвований и т. п.). Встречаются и противоположные ситуации, когда ни одного решающего полномочия за органами коллегиального управления не закрепляется, и данные органы имеют лишь совещательный голос. Распределение полномочий зачастую обусловлено компетентностью входящих в состав коллегиальных органов управления лиц и их реальной вовлеченностью в дела образовательной организации. То есть на органы управления, в состав которых входят компетентные и заинтересованные работники, возлагаются более значимые полномочия, чем на те, оценка состава которых не столь высока. Следует отметить, что общее собрание работников и педагогический совет обычно формируются по принципу наличия трудового договора с образовательной организацией, а управляющие, попечительские советы и иные органы могут иметь весьма разнообразный состав, включающий представителей общественности, законных представителей обучающихся, выпускников, представителей учредителя, образовательных, общественных и иных организаций. Еще одна характерная ошибка – несоответствие описания формируемых коллегиальных органов управления требованиям ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно закону структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом в соответствии с законодательством РФ. Все перечисленные элементы должны быть определены для каждого коллегиального органа управления, чего в ряде случаев не наблюдается в уставах. Зачастую проекты уставов содержат полное описание обязательных к созданию коллегиальных органов управления и перечисление иных органов без описания, с отсылкой к положению, которое регламентирует их деятельность. Данное решение также является нарушением, поскольку Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит четкие требования к опи
Стр.9