Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Справочник классного руководителя

Справочник классного руководителя №9 2014 (214,96 руб.)

0   0
Страниц84
ID312882
АннотацияПрактический журнал по организации воспитательной работы, учебного процесса и внеурочной деятельности в школе для классного руководителя. Лучшие примеры из практики и рекомендации ведущих экспертов в области педагогики, психологии, права, приведенные на страницах журнала, помогут классному руководителю проводить эффективную воспитательную работу, успешно проходить проверки контролирующих органов и контролировать учебный процесс.
Справочник классного руководителя .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №9 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312882 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№9/сентябрь/2014 И ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО www.menobr.ru Планирование воспитательной работы в школе и в классе Информационная безопасность детей Внеурочная деятельность в школе как важное условие реализации ФГОС нового поколения Развитие сети служб медиации ЛУЧШЕЕ ИЗ ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Как сделать свою работу ярче и интереснее? <...> Получайте новый плакат каждые 6 месяцев Темы следующих двух плакатов: Прием работника на работу в образовательную организацию Расторжение трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников Реклама 8 (495) 937-90-82; ap@mcfr.ru Интернет-магазин: www.proflit.ru / edu № 8 • 2010 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – первый заместитель директора, главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ гимназия № 402 им. <...> Алии Молдагуловой г. Москвы Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной политики департамента образования г. Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Седова С.В. – руководитель структурного подразделения школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576 г. Москвы Cпасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской обл. <...> Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» № 9 2014 СОДЕРЖАНИЕ Управляем воспитательным процессом Нечаев М.П. <...> 4 Планирование воспитательной работы в школе и в классе Планирование воспитательной работы в образовательной организации. <...> 13 Педагогический совет «Внеурочная <...>
Справочник_классного_руководителя_№9_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_классного_руководителя_№9_2014.pdf
№ 8 • 2010 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – первый заместитель директора, главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой г. Москвы Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной политики департамента образования г. Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Седова С.В. – руководитель структурного подразделения школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576 г. Москвы Cпасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской обл. Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» № 9 2014
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Управляем воспитательным процессом Нечаев М.П. 4 Планирование воспитательной работы в школе и в классе Планирование воспитательной работы в образовательной организации. Типичные недостатки планов воспитательной работы. Этапы подготовки годового плана. Методические рекомендации по составлению и оформлению планов воспитательной работы в классе. Технология создания плана Васенькина Л.В., Козлова И.Ю., Шаталина Н.М. 13 Педагогический совет «Внеурочная деятельность в школе как важное условие реализации ФГОС нового поколения» План педагогического совета. Тезисный план информационно-аналитического доклада. Проект решения педагогического совета. Основные направления развития личности и формы организации внеурочной деятельности в 5-х классах. Деятельность администрации школы в условиях реализации ФГОС Курганский С.М. 19 Информационная безопасность детей Онлайн-угрозы. Развитие интернет-зависимости и игромании. Нормативноправовая база по обеспечению информационной безопасности. Реализация мероприятий по проблемам информационной безопасности детей. Примерный план мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся на учебный год Работаем с классом Лаппо Л.П. 38 Тренинг для учащихся «Твои правила жизни» Сценарий мероприятия для учащихся 4–9-х классов по закреплению правил поведения Общаемся с родителями Мохов А.А. 48 Об обязательном медицинском страховании детей Виды и формы оказания медицинской помощи. Медицинские организации сферы ОМС. Застрахованное лицо как субъект ОМС. Права и обязанности застрахованного лица. Страхователи для неработающих граждан. Если ребенок – иностранный гражданин 2
Стр.4
№ 9 • 2014 Организуем внеурочную деятельность 55 Всемирный день почты История праздника. Почтовые марки. Письма-треугольники. Электронная и голубиная почта. Всемирный день почты в школе Работаем с документами 60 Обеспечение права на получение общего образования детей, прибывающих с территории Украины Памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территории Украины. Памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территории Украины, по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования 66 Развитие сети служб медиации Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации 3
Стр.5
УПРАВЛЯЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ М.П. Нечаев, д-р пед. наук, проф. каф. управления развитием образовательных систем ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», чл.-корр. Международной академии наук педагогического образования Планирование воспитательной работы в школе и в классе Планирование воспитательной работы в образовательной организации Качественное планирование организации воспитательного процесса – это половина его успеха. План предшествует любой практической работе, поскольку в нем закладывается предвидение ее результатов, способов и средств осуществления. План является вектором, направляющим и мобилизующим людей на активную деятельность для осуществления цели. Это нормативно-управленческий документ, в котором находят отражение основные направления развития воспитательной системы образовательной организации (далее – ОО) или отдельных ее подсистем и пути реализации этих направлений на практике. Типичные недостатки планов воспитательной работы Однако анализ практической деятельности заместителей руководителей ОО по воспитательной работе при составлении годового планирования развития воспитательной системы школы показывает ряд типичных недостатков планов: • недостаточное информационное обеспечение планирования воспитательной деятельности (отсутствие опоры на анализ предшествующего учебного года); • отсутствие четкой определенной цели деятельности, конкретных стратегических задач воспитания; 4
Стр.6
№ 9 • 2014 • неумение (или невидение необходимости) участия в планировании всех субъектов воспитательной системы ОО (педагогов, обучающихся, родителей обучающихся, внешкольных организаций и социальных партнеров); • примитивизм или формализм планирования (план-отписка, содержащий случайный набор дел и мероприятий); • неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности всех участников воспитательного процесса; • перегруженность плана, несоотнесение планируемой деятельности с временными, кадровыми и материально-техническими ресурсами; • нескоординированность плана со всеми структурными подразделениями ОО и как следствие – невозможность его четкого выполнения; • неточность прогнозов из-за отсутствия необходимой информации; • неадекватность планируемых дел и мероприятий поставленным целям и задачам воспитательной деятельности образовательной организации; • неоптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм деятельности и т. д. Этапы подготовки годового плана воспитательной работы Для предупреждения вышеуказанных недостатков и их нивелирования рассмотрим содержание этапов подготовки годового плана воспитательной работы в ОО. Что же необходимо сделать заместителю руководителя школы по воспитательной работе? 1. Ознакомиться с внешней информацией. Во-первых, это нормативные правовые акты, отражающие проблемы воспитания. Международные документы: • Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята 19.11.1974); • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (издательство ЮНЕСКО, принята 21.11.1978); • Всеобщая декларация прав человека (издательство ЮНЕСКО, принята 10.12.1948); • Декларация прав ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1959); • Конвенция о правах ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1989); • Декларация принципов терпимости (издательство ЮНЕСКО, принята 16.11.1995). Федеральные законы: • «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 № 124-ФЗ); • «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 № 120-ФЗ); • «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (от 29.12.2010 № 436-ФЗ); • «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 № 98-ФЗ). 5
Стр.7
Управляем воспитательным процессом Нормативные правовые акты, принятые Правительством РФ: • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»; • Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61); • Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р); • План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р); • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795); • Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 20.08.2013 № 718). Ведомственные нормативные правовые акты федерального уровня: • Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (приложение к письму Минобразования России от 15.12.2002 № 30-51-914/16); • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (письмо Минобразования России от 11.02.2000 № 101/28-16); • Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложения к письму Минобразования России от 31.01.2001 № 90/30-16); • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30-51-433/16); • Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательн ых учреждениях (приложе ние к письму Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию от 03.03.2005 № 14-11-43/01); • Методические рекомендации о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях (письмо Минобрнауки России от 14.02.2014 № ВК-262/09); • Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (приказ Минобрнауки России от 03.02.2006 № 21); • О методических рекомендациях по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности (письмо Минобразования России от 15.10.2003 № 24-51212/13-28-51-793/16). 6
Стр.8
№ 9 • 2014 Региональные нормативные правовые акты (в качестве примера рассмотрим некоторые из них): • закон Волгоградской обл. от 04.10.2013 № 118-ОД «Об образовании в Волгоградской области»; • закон Архангельской обл. от 22.02.2013 № 616-37-ОЗ «О поддержке одаренных детей в Архангельской области»; • закон Воронежской обл. от 28.12.2007 № 163-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Воронежской области»; • постановление Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2011 № 1534 «О Программе по созданию условий для воспитания школьников в СанктПетербурге на 2011–2015 годы»; • постановление правительства Ростовской обл. от 15.11.2012 № 1018 «Об утверждении Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области с кадетским и казачьим компонентом»; • письмо Департамента образования г. Москвы от 27.08.2013 «О направлении Инструкции по организации работы образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в случаях пропусков обучающимися учебных занятий». Также необходимо ознакомиться с научно-педагогической литерой по актуальным проблемам воспитания и методике планирования воспитательной деятельности ОО. 2. Ознакомиться с внутренней информацией. Это: Программа развития ОО, Общая образовательная программа ОО по реализации ФГОС, перспективные планы структурных подразделений учебного заведения и органов системы школьного самоуправления. 3. Организовать коллективный анализ воспитательной системы ОО и коллективное планирование ее развития. Это можно осуществить в самых разных формах. Например: • среди педагогов (педагогический совет на тему «Панорама воспитательной системы образовательной организации: пути и поиски развития», организационно-деятельностная игра «Прогноз», анкетирование по изучению степени удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в общешкольном сообществе и своим положением в нем); • среди обучающихся (классные часы «Перспективы нашей жизни», игра «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!» по методике М.Г. Казакиной, анкетирование по изучению мнения обучающихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в школе и классе); • среди родителей обучающихся (тематическое родительское собрание, организационно-деятельностная игра «Прогноз», анкетирование по изучению мнения родителей обучающихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в школе и классе). 7
Стр.9