Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Справочник классного руководителя

Справочник классного руководителя №7 2014 (214,96 руб.)

0   0
Страниц84
ID312880
АннотацияПрактический журнал по организации воспитательной работы, учебного процесса и внеурочной деятельности в школе для классного руководителя. Лучшие примеры из практики и рекомендации ведущих экспертов в области педагогики, психологии, права, приведенные на страницах журнала, помогут классному руководителю проводить эффективную воспитательную работу, успешно проходить проверки контролирующих органов и контролировать учебный процесс.
Справочник классного руководителя .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №7 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312880 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№7/июль/2014 И ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО www.menobr.ru СПЕЦВЫПУСК «Правовая поддержка школьников» Защита прав обучающихся Школьный травматизм: консультация юриста Деятельность уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса ЛУЧШЕЕ ИЗ ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Дорогие коллеги! <...> Редакция журнала «Справочник классного руководителя» № 8 • 2010 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – первый заместитель директора, главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ гимназия № 402 им. <...> 15 Школьный травматизм: консультация юриста Перечень травм, подлежащих расследованию и учету. <...> 24 Право ребенка на получение образования Международные акты, регулирующие вопросы права на образование. <...> Закрепление права на получение образования в российском законодательстве. <...> Ответственность за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся. <...> 31 Право детей-инвалидов на труд Заключение трудового договора. <...> 37 Деятельность уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в образовательных организациях Разграничение функциональных обязанностей. <...> 2 № 7 • 2014 43 Работа комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Порядок создания и организация работы комиссии. <...> Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. <...> 56 Правила внутреннего распорядка обучающихся Локальный нормативный акт, регламентирующий обязанности, ответственность и права обучающихся. <...> 71 Классный час «Дайджест прав человека» Мероприятие для обучающихся <...>
Справочник_классного_руководителя_№7_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_классного_руководителя_№7_2014.pdf
№ 8 • 2010 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – первый заместитель директора, главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой г. Москвы Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной политики департамента образования г. Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Седова С.В. – руководитель структурного подразделения школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576 г. Москвы Cпасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской обл. Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» № 7 2014
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Работаем с классом 4 Права и обязанности учащихся Права учащихся образовательных организаций. Меры социальной поддержки, гарантированные обучающимся. Защита прав обучающихся. Права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обязанности и ответственность обучающихся. Разбираем сложные ситуации Гулидов П.В. 9 Как защитить права ребенка Способы защиты прав и законных интересов ребенка. Обращение в суд для защиты прав и интересов ребенка. Права и обязанности образовательной организации. Ларионов П.В. 15 Школьный травматизм: консультация юриста Перечень травм, подлежащих расследованию и учету. Оформление акта о получении травмы обучающимся. Правила расследования несчастных случаев с обучающимися. Ответственность за получение травмы школьником. Возмещение убытков. Профилактика школьного травматизма. Чернов С.В. 24 Право ребенка на получение образования Международные акты, регулирующие вопросы права на образование. Закрепление права на получение образования в российском законодательстве. Формы получения образования. Реализация права на образование детьмиинвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ответственность за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся. Корсаненкова Ю.Б. 31 Право детей-инвалидов на труд Заключение трудового договора. Установление условий труда и отдыха. Расторжение трудового договора. Управляем воспитательным процессом Куницына С.М. 37 Деятельность уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в образовательных организациях Разграничение функциональных обязанностей. Гражданско-правовое воспитание учащихся. Умения и навыки в области правового воспитания, необходимые школьникам. Работа школьной службы примирения. Права и обязанности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. 2
Стр.4
№ 7 • 2014 43 Работа комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Порядок создания и организация работы комиссии. Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Работаем с документами 49 Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса Общие положения. Основные цели и задачи уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. Права и обязанности. Процедура рассмотрения обращений участников образовательного процесса. Порядок избрания уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. Феклин С.И. 56 Правила внутреннего распорядка обучающихся Локальный нормативный акт, регламентирующий обязанности, ответственность и права обучающихся. Организуем внеурочную деятельность Манжукова О.А. 71 Классный час «Дайджест прав человека» Мероприятие для обучающихся, организуемое с целью формирования их правовой культуры. 76 Правовая викторина для учащихся Викторина для учащихся средней школы на правовую тематику. 3
Стр.5
РАБОТАЕМ С КЛАССОМ Права и обязанности учащихся Учащийся – это лицо, осваивающее образовательную программу начального общего, основного общего или среднего общего образования, а также дополнительную общеобразовательную программу. Права учащихся образовательных организаций Права учащихся представлены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ). К основным академическим правам учащихся, согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 273-ФЗ, относятся права: • на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, и формы получения образования; • условия для обучения, предоставленные с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. получение социальнопедагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; • обучение по индивидуальному учебному плану, в т. ч. ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; • освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке; • зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность; • отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; • уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; 4
Стр.6
№ 7 • 2014 • свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; • каникулы – плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком; • перевод для получения образования по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании; • перевод в другую образовательную организацию (далее – ОО), реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; • участие в управлении ОО в порядке, установленном ее уставом; • ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в ОО; • бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой ОО; • пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта ОО; • развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в т. ч. в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях; • участие в соответствии с законодательством РФ в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой ОО, под руководством научно-педагогических работников ОО высшего образования и (или) научных работников научных организаций; • опубликование своих работ в изданиях ОО на бесплатной основе; • поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности. Частью 1 ст. 35 Закона № 273-ФЗ закреплено право обучающихся на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями: «Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания». 5
Стр.7
Работаем с классом Меры социальной поддержки, гарантированные обучающимся В части 2 ст. 34 Закона № 273-ФЗ перечислены меры социальной поддержки и стимулирования, которые с 1 сентября 2013 г. гарантированы обучающимся государством: • полное государственное обеспечение, в т. ч. обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ; • обеспечение питанием в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ; • обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с Законом № 273-ФЗ и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях; • транспортное обеспечение в соответствии со ст. 40 Закона № 273-ФЗ; • получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании; Статья 40 Закона № 273-ФЗ посвящена актуальной для жителей малонаселенных пунктов проблеме подвоза обучающихся к месту учебы и обратно. Согласно ч. 2 данной статьи организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных ОО, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями должна осуществляться учредителями соответствующих образовательных организаций. Защита прав обучающихся • предоставление в установленном в соответствии с Законом № 273-ФЗ и законодательством РФ порядке образовательного кредита; • иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами. Не все из перечисленных социальных мер напрямую относятся к учащимся общеобразовательных учреждений, однако руководителям нужно их знать, а также внимательно следить за изменениями в законодательстве, ведь согласно подп. 7 список данных мер является открытым. Согласно ч. 1 ст. 45 Закона № 273-ФЗ в целях защиты своих прав обучающиеся, а также родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе: • направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий; • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; • использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты прав и законных интересов. В соответствии с ч. 2–5 указанной статьи комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в ОО из равного числа представителей: • совершеннолетних обучающихся; 6
Стр.8
№ 7 • 2014 Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается (ч. 4 ст. 34 Закона № 273-ФЗ). • родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; • работников организации. Основная задача комиссии – урегулирование разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в т. ч. в случаях применения локальных нормативных актов и обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Ее решения являются обязательными для исполнения всеми участниками образовательных отношений в образовательной организации, но могут быть обжалованы в установленном законодательством РФ порядке. Права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) конкретизированы в разделе III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015. Так, согласно п. 23 Порядка в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ОВЗ. Для обучающихся с ОВЗ по зрению: • адаптация официальных сайтов ОО в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением сайтов к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); • размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); • присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь; • обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов; • обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию ОО, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося. Для учащихся с ОВЗ по слуху: • дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения)); 7
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.