Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Интерактивные методы формирования коммуникативной компетенции детей-инофонов

0   0
АвторыЛаркович Маргарита Евгеньевна
ИздательствоИздательство Аксиома
Страниц80
ID306659
АннотацияНастоящее пособие представляет собой комплексное описание системы интерактивных методов обучения русскому (неродному) языку детей-инофонов. В издании помимо, помимо системы методов обучения русскому языку как неродному, освещаются проблемы социокультурной и языковой адаптации детей-инофонов, рассматривается языковая и межкультурная ситуация региона ХМАО-Югры, анализируются требования ФГОС к уровню подготовленности школьников в предметной области "Филология" (Русский язык), приводятся уровни владения русским языком, даётся общая характеристика дополнительных образовательных программ. В пособие включён дидактический инструментарий, разработанный с учётом применения описанных интерактивных методов обучения русскому языку как неродному.
ISBN978-5-906714-06-0
Интерактивные методы формирования коммуникативной компетенции детей-инофонов / М. Е. Ларкович .— Тюмень : Издательство Аксиома, 2014 .— 80 с. : ил. — ISBN 978-5-906714-06-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/306659 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО-ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» М. Е. Ларкович Интерактивные методы формирования коммуникативной компетенции детей-инофонов Учебно-методическое пособие Тюмень 2014 УДК 376.684 ББК 74.26 Л25 ISBN 978-5-906714-06-0 Рецензент: Парфёнова Нина Никифоровна, руководитель магистерской программы «Обучение русскому языку в полиэтнической среде», доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета. <...> Интерактивные методы формирования коммуникативной компетенции детей-инофонов : учебно-методическое пособие / Под ред. <...> В данном издании, помимо системы методов обучения русскому языку как неродному, освещаются проблемы социокультурной и языковой адаптации детей-инофонов, рассматривается языковая и межкультурная ситуация региона ХМАО-Югры, анализируются требования ФГОС к уровню подготовленности школьников в предметной области «Филология» (Русский язык), приводятся уровни владения русским языком, дается общая характеристика дополнительных образовательных программ. <...> В пособие включен дидактический инструментарий, разработанный с учетом применения описанных интерактивных методов обучения русскому языку как неродному. <...> Особенности обучения русскому языку в классах с полиэтническим составом . <...> Проблемы социокультурной и языковой адаптации детей-мигрантов . <...> Языковая и межкультурная ситуация региона ХМАО-Югры . <...> Увеличение в образовательных учреждениях ХМАО-Югры количества детей-мигрантов, в том числе и в Сургуте (около 800 человек в ОУ города, 3% из них не владеют русским языком), обусловили пристальный интерес представителей разных социальных институтов и организаций к языковому образованию иноэтничных учащихся. <...> Параллельное обучение детей-мигрантов из стран Средней Азии, Кавказа <...>
Интерактивные_методы_формирования_коммуникативной_компетенции__детей-инофонов.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО-ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» М. Е. Ларкович Интерактивные методы формирования коммуникативной компетенции детей-инофонов Учебно-методическое пособие Тюмень 2014
Стр.1
УДК 376.684 ББК 74.26 Л25 ISBN 978-5-906714-06-0 Рецензент: Парфёнова Нина Никифоровна, руководитель магистерской программы «Обучение русскому языку в полиэтнической среде», доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета. Л25 Ларкович М.Е. Интерактивные методы формирования коммуникативной компетенции детей-инофонов : учебно-методическое пособие / Под ред. Е.И. Бреусовой. – Тюмень : Аксиома, 2014. – 80 с. Настоящее учебно-методическое пособие представляет собой комплексное описание системы интерактивных методов обучения русскому (неродному) языку детей-инофонов. В данном издании, помимо системы методов обучения русскому языку как неродному, освещаются проблемы социокультурной и языковой адаптации детей-инофонов, рассматривается языковая и межкультурная ситуация региона ХМАО-Югры, анализируются требования ФГОС к уровню подготовленности школьников в предметной области «Филология» (Русский язык), приводятся уровни владения русским языком, дается общая характеристика дополнительных образовательных программ. В пособие включен дидактический инструментарий, разработанный с учетом применения описанных интерактивных методов обучения русскому языку как неродному. Учебно-методическое пособие адресовано учителям средних учебных заведений, педагогам дополнительного образования, организующим и реализующим процесс обучения русскому языку детей-инофонов. ISBN 978-5-906714-06-0 © Сургут, СурГПУ, 2014 © Ларкович М.Е., 2014 © Оформление. ООО «Аксиома», 2014
Стр.2
Оглавление Введение ...................................................................................................................4 Глава 1. Особенности обучения русскому языку в классах с полиэтническим составом .................................................................................5 § 1. Проблемы социокультурной и языковой адаптации детей-мигрантов ........5 § 2. Языковая и межкультурная ситуация региона ХМАО-Югры .......................9 § 3. Требования ФГОС к уровню подготовленности школьников в предметной области «Филология» (Русский язык) .....................................11 Глава 2. Методы обучения детей-инофонов со средним уровнем владения языком ..............................................14 § 1. Уровни владения русским языком .................................................................14 § 2. Общая характеристика дополнительных образовательных программ ......16 § 3. Лингводидактические методы и их описание ..............................................21 Библиография .........................................................................................................37 Приложение 1. Классификация уровней владения языком ................................42 Приложение 2. Дидактический инструментарий ................................................43 – 3 –
Стр.3
Введение Социально-экономическая ситуация в современной России и связанные с ней миграционные процессы привели к изменению взгляда на роль образования в обществе. Как отмечается в Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, «сегодня образование рассматривается как стратегический ресурс устойчивого развития полиэтнического общества и важный фактор его внутренней стабильности. А удовлетворение этнокультурных и языковых образовательных потребностей народов России с одновременным сохранением единства культурного, образовательного и духовного»1 становится основной социально-образовательной идеей нашего государства. Приоритетная роль сегодня отводится русскому языку. В школе язык выполняет особую функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения знаний по всем учебным дисциплинам. Задача предмета «Русский язык» в школе – стать инструментом социализации ребенка в современном поликультурном обществе. Важно научить воспринимать не только собственную культуру, но и культуру «страны приема», обучить диалогу культур, развить универсальные учебные умения. Именно поэтому особое значение приобретает предмет «Русский язык» в обучении тех российских школьников, для которых он не является родным. Отсутствие сформированных компетенций в сфере русского языка у детей-инофонов2 создает препятствия в их обучении, осложняет процессы формирования гражданской и социальной идентичности и тем самым усугубляет одну из центральных проблем современной российской школы. Увеличение в образовательных учреждениях ХМАО-Югры количества детей-мигрантов, в том числе и в Сургуте (около 800 человек в ОУ города, 3% из них не владеют русским языком), обусловили пристальный интерес представителей разных социальных институтов и организаций к языковому образованию иноэтничных учащихся. Параллельное обучение детей-мигрантов из стран Средней Азии, Кавказа, Закавказья и детей-носителей языка не только снижает образовательную статистику, но и провоцирует конфликты, возникающие на почве непонимания «чужого» менталитета и неумения выстраивать продуктивную коммуникацию. Наличие в образовательных учреждениях классов с разноуровневой языковой подготовкой детей-инофонов требует внедрения в учебный процесс особых подходов, программ и методов обучения неродному языку, посредством которых осуществляется «выравнивание» языковой ситуации, формируются языковые и коммуникативные навыки, необходимые для успешной социально-образовательной адаптации в межкультурное пространство. Очевидной в связи с этим является необходимость разработки программно-методического обеспечения процесса формирования коммуникативной компетенции детей-инофонов, обучающихся в классах с полиэтническим составом. 1 Концепция национальной образовательной политики РФ // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. – 2006. – № 11. – С. 5. 2 Дети-инофоны или иноэтничные, в упрощенном варианте они звучат как дети-мигранты. – 4 –
Стр.4
В настоящем издании предлагается комплексное описание системы методов обучения русскому языку детей-инофонов, разработанной на основе научно-методических трудов Е.И. Пассова, А.Н. Щукина, А.Л. Бердичевского и других ученых для использования в методике межкультурного образования средствами русского языка как иностранного. В приложении содержится дидактический инструментарий в виде речевых упражнений, применяемых в рамках конкретного метода, а также алгоритмы работы учителя и ученика, построенные на интеракции, т.е. активном взаимодействии коммуникантов. Настоящий дидактический инструментарий разработан к отдельным темам дополнительной образовательной программы «Равные среди разных» (Курсу интенсивного обучения русскому (неродному) языку детей-инофонов), направленной на формирование базовых навыков общения на русском языке и социокультурную адаптацию. Глава 1. Особенности обучения русскому языку в классах с полиэтническим составом § 1. Проблемы социокультурной и языковой адаптации детей-мигрантов Миграционные процессы сегодня связаны с межнациональными конфликтами, ухудшением криминогенной ситуации; резким понижением экономического благосостояния людей; введением в действие дискриминационных законов, ущемляющих гражданские права представителей различных этнических групп, и пр. И Российская Федерация – один из наиболее активных участников миграционных процессов, происходящих в мире. Многие из прибывающих в нашу страну международных мигрантов, а также российские граждане, мигрирующие из одного субъекта РФ в другой, более привлекательный экономически и социально, привозят свои семьи, порой довольно многочисленные. Результатом этих событий стало значительное увеличение в образовательных учреждениях российских городов контингента детей мигрантов, для которых русский язык является неродным, а исторически сложившаяся социально-культурная среда – малознакомой, не совсем понятной, а порой и чуждой. Первые попытки решения образовательных и социальных проблем семей мигрантов подготовили гражданское общество России к осознанию феномена межкультурности существующего общества. В последние десятилетия в Российской Федерации активно развивается система обучения и адаптации иностранных граждан. Правительство принимает законы, регламентирующие порядок въезда в страну мигрантов, и определяет требования к их уровню владения русским языком; научно-исследовательские лаборатории разрабатывают стратегии формирования языковых и коммуникативных компетенций «новых соотечественников»; органы управления образованием констатируют необходимость в подготовке выпускника школы, умеющего транслировать образцы культурных взаимодействий во всем их многообразии. На современном этапе развития общества национальная образовательная политика РФ основывается на принципах, декларирующих признание исключительной – 5 –
Стр.5