На правах рукописи СМОЛЕНЦЕВА Лариса Владиславовна ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2011 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» и НОУ ВПО «Академия управления «ТИСБИ», г. Казань Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Журбенко Лариса Никитична Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Кирилова Галия Ильдусовна доктор педагогических наук, доцент Салехова Ляйля Леонардовна Ведущая организация: ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» Защита состоится 30 марта 2011 г. в 14.00 на заседании совета Д 212.080.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Казанском государственном технологическом университете по адресу: 420015, РТ, г. Казань, ул. <...> В настоящее время развитие отечественной системы высшего профессионального образования во многом определяется Болонским соглашением и обусловлено переходом к компетентностной модели специалиста на всех уровнях подготовки (бакалавр – специалист – магистр). <...> Бакалавр экономического направления при обучении в высшей школе должен получить качественное фундаментальное и одновременно профессионально ориентированное образование, обеспечивающее продолжение обучения на ступени магистра или получение специальной подготовки для деятельности экономиста. <...> Возникает необходимость профессионально ориентированной информационно-компьютерной подготовки бакалавров экономического направления, результатом которой должно являться формирование профессионально-компьютерной компетентности как профессионального качества, обеспечивающего надежное решение проблем в области профессиональной деятельности с использованием информационных <...>
Профессионально-компьютерная_подготовка_бакалавров_экономического_направления_на_основе_контекстного_подхода.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время развитие
отечественной системы высшего профессионального образования во многом
определяется Болонским соглашением и обусловлено переходом к
компетентностной модели специалиста на всех уровнях подготовки (бакалавр
– специалист – магистр). Бакалавр экономического направления при обучении
в высшей школе должен получить качественное фундаментальное и
одновременно профессионально
ориентированное образование,
обеспечивающее продолжение обучения на ступени магистра или получение
специальной подготовки для деятельности экономиста.
Применение новых информационных технологий в экономике
выдвинуло перед образовательными учреждениями
высшего
профессионального образования задачу подготовки специалиста, владеющего
практическими навыками работы с современными информационными
системами и умеющего использовать информационные технологии в
профессиональной деятельности. Возникает необходимость профессионально
ориентированной информационно-компьютерной подготовки бакалавров
экономического направления, результатом которой должно являться
формирование профессионально-компьютерной компетентности как
профессионального качества, обеспечивающего надежное решение проблем в
области профессиональной деятельности с использованием информационных
систем и информационных технологий. Реализации профессиональной
направленности информационно-компьютерной подготовки с целью
гарантированной подготовки компетентного бакалавра будет способствовать
контекстный подход, в основе которого – теория контекстного (активного)
обучения А.А. Вербицкого. Концепция контекстного обучения заключается в
максимальном приближении учебной деятельности к предстоящей
профессиональной с помощью моделирования в формах и методах обучения
ее содержания. Основные положения контекстного подхода изложены в
трудах М.М. Бахтина, А.А. Вербицкого, Г.В. Лаврентьева, Н.Б. Лаврентьевой.
Компетентностный подход к образованию в высшей и средней школе изучался
Н.А. Банько, В.И. Байденко, И.А. Зимней, Н.К. Нуриевым, М.А. Петуховым,
Дж. Равеном, А.В. Хуторским; решению задач обучения будущих экономистов
информационным дисциплинам посвящены работы Е.Я. Когана,
В.В. Краевского, О.Е. Лебедева, Е.Л. Ленской, Б.Д. Эльконина; использование
информационных и телекоммуникационных технологий в дидактическом
процессе рассмотрено в работах В.П. Беспалько, Г.И. Кириловой,
Ю.В. Кожевникова, Е.И. Машбица, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.В. Соловова.
Однако вопросы проектирования профессионально-компьютерной подготовки
3
Стр.3
бакалавров экономического направления на основе контекстного подхода в
работах данных авторов не рассматривались.
Необходимо преодолеть противоречия между:
- потребностью общества в высококвалифицированных экономистах,
владеющих современными информационными технологиями, и отставанием
профессиональной подготовки от быстрого развития вычислительной техники,
программного обеспечения;
- большим объемом современных компьютерных программ для
профессиональной деятельности экономистов и дефицитом учебного времени
на их освоение при изучении информационно-компьютерных дисциплин;
- необходимостью развития способностей к профессиональнокомпьютерной
деятельности для формирования профессиональнокомпьютерной
компетентности и отсутствием целостной системы
профессионально-компьютерной подготовки, развивающей эти способности.
Они конкретизируются в основном
противоречии
между
необходимостью подготовки компетентного бакалавра экономического
направления, владеющего современными информационными технологиями, и
неразработанностью структуры и содержания профессиональнокомпьютерной
подготовки на основе контекстного подхода. Под
профессионально-компьютерной подготовкой бакалавров экономического
направления понимается подготовка в рамках базовых дисциплин
(«Информатика», «Компьютерный практикум») и в рамках интегрированных
дисциплин («Информационные системы», «Информационные технологии» по
областям в зависимости от направления и профиля подготовки) нацеленная на
формирование профессионально-компьютерной компетентности. Контекстный
подход
направленности
способствует эффективной реализации профессиональной
обучения
профессионально-компьютерной компетентности.
Проблема исследования – каковы структура и содержание
профессионально-компьютерной подготовки на основе контекстного подхода
для обеспечения формирования
компетентности бакалавров экономического направления.
Объект исследования – процесс профессиональной подготовки
бакалавров экономического направления.
Предмет исследования – структура и содержание профессиональнокомпьютерной
подготовки бакалавров экономического направления на основе
контекстного подхода.
Цель исследования – разработка дидактической модели, структуры и
содержания профессионально-компьютерной подготовки бакалавров
экономического направления на основе контекстного подхода для
4
профессионально-компьютерной
для гарантированного формирования
Стр.4
гарантированного формирования
профессионально-компьютерной
компетентности.
Гипотеза исследования состоит в следующем: профессиональнокомпьютерная
подготовка бакалавров экономического направления будет
успешной если:
1) определена
структура
профессионально-компьютерной
компетентности бакалавров экономического направления как
профессионального качества, характеризуемого мерой уровня овладения
профессионально
ориентированными информационно-компьютерными
знаниями, умениями и уровня развития способностей к профессиональнокомпьютерной
деятельности, достаточных для решения экономических задач;
2) разработана дидактическая модель профессионально-компьютерной
подготовки (как модель обучения, включающая цель, содержание и
процессуальную составляющую), методологической основой которой является
контекстный подход, позволяющий объединить базовые и интегрированные
дисциплины в целостную систему, обеспечивающую формирование
профессионально-компьютерной компетентности;
3) сформировано
содержание профессионально-компьютерной
подготовки в виде системы интегрированных модулей теоретической и
практической направленности, включающей базу профессионально
ориентированных задач для реализации контекстного подхода;
4) осуществлено проектирование процессуальной составляющей
профессионально-компьютерной подготовки в виде поэтапного
дидактического процесса, основанного на выполнении разноуровневых
учебно-проектных заданий для развития способностей к профессиональнокомпьютерной
деятельности
с
мониторингом
профессионально-компьютерной компетентности.
Задачи исследования:
1.
выявить
компетентности.
2.
формирования
Согласно требованиям к профессиональной подготовке бакалавров
экономического направления в условиях развития информационных
технологий
структуру профессионально-компьютерной
Разработать
дидактическую модель профессиональнокомпьютерной
подготовки бакалавров экономического направления на основе
контекстного подхода.
3. Сформировать
содержание
профессионально-компьютерной
подготовки бакалавров экономического направления в виде базовых модулей в
рамках дисциплин «Информатика», «Компьютерный практикум» и
интегрированных модулей в рамках дисциплин «Информационные системы»,
«Информационные технологии» по областям в зависимости от направления и
5
Стр.5