Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Профессионально-компьютерная подготовка бакалавров экономического направления на основе контекстного подхода (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСмоленцева Лариса Владиславовна
ИздательствоКНИТУ
Страниц23
ID302504
АннотацияЦель исследования – разработка дидактической модели, структуры и содержания профессионально-компьютерной подготовки бакалавров экономического направления на основе контекстного подхода для гарантированного формирования профессионально-компьютерной компетентности.
УДК378
ББК74.58
Смоленцева, Л.В. Профессионально-компьютерная подготовка бакалавров экономического направления на основе контекстного подхода : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Смоленцева .— Казань : КНИТУ, 2011 .— 23 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302504 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи СМОЛЕНЦЕВА Лариса Владиславовна ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2011 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» и НОУ ВПО «Академия управления «ТИСБИ», г. Казань Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Журбенко Лариса Никитична Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Кирилова Галия Ильдусовна доктор педагогических наук, доцент Салехова Ляйля Леонардовна Ведущая организация: ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» Защита состоится 30 марта 2011 г. в 14.00 на заседании совета Д 212.080.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Казанском государственном технологическом университете по адресу: 420015, РТ, г. Казань, ул. <...> В настоящее время развитие отечественной системы высшего профессионального образования во многом определяется Болонским соглашением и обусловлено переходом к компетентностной модели специалиста на всех уровнях подготовки (бакалавр – специалист – магистр). <...> Бакалавр экономического направления при обучении в высшей школе должен получить качественное фундаментальное и одновременно профессионально ориентированное образование, обеспечивающее продолжение обучения на ступени магистра или получение специальной подготовки для деятельности экономиста. <...> Возникает необходимость профессионально ориентированной информационно-компьютерной подготовки бакалавров экономического направления, результатом которой должно являться формирование профессионально-компьютерной компетентности как профессионального качества, обеспечивающего надежное решение проблем в области профессиональной деятельности с использованием информационных <...>
Профессионально-компьютерная_подготовка_бакалавров_экономического_направления_на_основе_контекстного_подхода.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. В настоящее время развитие отечественной системы высшего профессионального образования во многом определяется Болонским соглашением и обусловлено переходом к компетентностной модели специалиста на всех уровнях подготовки (бакалавр – специалист – магистр). Бакалавр экономического направления при обучении в высшей школе должен получить качественное фундаментальное и одновременно профессионально ориентированное образование, обеспечивающее продолжение обучения на ступени магистра или получение специальной подготовки для деятельности экономиста. Применение новых информационных технологий в экономике выдвинуло перед образовательными учреждениями высшего профессионального образования задачу подготовки специалиста, владеющего практическими навыками работы с современными информационными системами и умеющего использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. Возникает необходимость профессионально ориентированной информационно-компьютерной подготовки бакалавров экономического направления, результатом которой должно являться формирование профессионально-компьютерной компетентности как профессионального качества, обеспечивающего надежное решение проблем в области профессиональной деятельности с использованием информационных систем и информационных технологий. Реализации профессиональной направленности информационно-компьютерной подготовки с целью гарантированной подготовки компетентного бакалавра будет способствовать контекстный подход, в основе которого – теория контекстного (активного) обучения А.А. Вербицкого. Концепция контекстного обучения заключается в максимальном приближении учебной деятельности к предстоящей профессиональной с помощью моделирования в формах и методах обучения ее содержания. Основные положения контекстного подхода изложены в трудах М.М. Бахтина, А.А. Вербицкого, Г.В. Лаврентьева, Н.Б. Лаврентьевой. Компетентностный подход к образованию в высшей и средней школе изучался Н.А. Банько, В.И. Байденко, И.А. Зимней, Н.К. Нуриевым, М.А. Петуховым, Дж. Равеном, А.В. Хуторским; решению задач обучения будущих экономистов информационным дисциплинам посвящены работы Е.Я. Когана, В.В. Краевского, О.Е. Лебедева, Е.Л. Ленской, Б.Д. Эльконина; использование информационных и телекоммуникационных технологий в дидактическом процессе рассмотрено в работах В.П. Беспалько, Г.И. Кириловой, Ю.В. Кожевникова, Е.И. Машбица, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.В. Соловова. Однако вопросы проектирования профессионально-компьютерной подготовки 3
Стр.3
бакалавров экономического направления на основе контекстного подхода в работах данных авторов не рассматривались. Необходимо преодолеть противоречия между: - потребностью общества в высококвалифицированных экономистах, владеющих современными информационными технологиями, и отставанием профессиональной подготовки от быстрого развития вычислительной техники, программного обеспечения; - большим объемом современных компьютерных программ для профессиональной деятельности экономистов и дефицитом учебного времени на их освоение при изучении информационно-компьютерных дисциплин; - необходимостью развития способностей к профессиональнокомпьютерной деятельности для формирования профессиональнокомпьютерной компетентности и отсутствием целостной системы профессионально-компьютерной подготовки, развивающей эти способности. Они конкретизируются в основном противоречии между необходимостью подготовки компетентного бакалавра экономического направления, владеющего современными информационными технологиями, и неразработанностью структуры и содержания профессиональнокомпьютерной подготовки на основе контекстного подхода. Под профессионально-компьютерной подготовкой бакалавров экономического направления понимается подготовка в рамках базовых дисциплин («Информатика», «Компьютерный практикум») и в рамках интегрированных дисциплин («Информационные системы», «Информационные технологии» по областям в зависимости от направления и профиля подготовки) нацеленная на формирование профессионально-компьютерной компетентности. Контекстный подход направленности способствует эффективной реализации профессиональной обучения профессионально-компьютерной компетентности. Проблема исследования – каковы структура и содержание профессионально-компьютерной подготовки на основе контекстного подхода для обеспечения формирования компетентности бакалавров экономического направления. Объект исследования – процесс профессиональной подготовки бакалавров экономического направления. Предмет исследования – структура и содержание профессиональнокомпьютерной подготовки бакалавров экономического направления на основе контекстного подхода. Цель исследования – разработка дидактической модели, структуры и содержания профессионально-компьютерной подготовки бакалавров экономического направления на основе контекстного подхода для 4 профессионально-компьютерной для гарантированного формирования
Стр.4
гарантированного формирования профессионально-компьютерной компетентности. Гипотеза исследования состоит в следующем: профессиональнокомпьютерная подготовка бакалавров экономического направления будет успешной если: 1) определена структура профессионально-компьютерной компетентности бакалавров экономического направления как профессионального качества, характеризуемого мерой уровня овладения профессионально ориентированными информационно-компьютерными знаниями, умениями и уровня развития способностей к профессиональнокомпьютерной деятельности, достаточных для решения экономических задач; 2) разработана дидактическая модель профессионально-компьютерной подготовки (как модель обучения, включающая цель, содержание и процессуальную составляющую), методологической основой которой является контекстный подход, позволяющий объединить базовые и интегрированные дисциплины в целостную систему, обеспечивающую формирование профессионально-компьютерной компетентности; 3) сформировано содержание профессионально-компьютерной подготовки в виде системы интегрированных модулей теоретической и практической направленности, включающей базу профессионально ориентированных задач для реализации контекстного подхода; 4) осуществлено проектирование процессуальной составляющей профессионально-компьютерной подготовки в виде поэтапного дидактического процесса, основанного на выполнении разноуровневых учебно-проектных заданий для развития способностей к профессиональнокомпьютерной деятельности с мониторингом профессионально-компьютерной компетентности. Задачи исследования: 1. выявить компетентности. 2. формирования Согласно требованиям к профессиональной подготовке бакалавров экономического направления в условиях развития информационных технологий структуру профессионально-компьютерной Разработать дидактическую модель профессиональнокомпьютерной подготовки бакалавров экономического направления на основе контекстного подхода. 3. Сформировать содержание профессионально-компьютерной подготовки бакалавров экономического направления в виде базовых модулей в рамках дисциплин «Информатика», «Компьютерный практикум» и интегрированных модулей в рамках дисциплин «Информационные системы», «Информационные технологии» по областям в зависимости от направления и 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.