ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьёв
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
С. П. Карпов, академик РАН, д-р ист. наук, проф.
К. Ф. Ханник, д-р филологии, проф.
Н. Ю. Сухова, д-р ист. наук, д-р церковной истории, доцент
свящ. Александр Мазырин, д-р церковной истории, канд. ист. наук, доцент
свящ. Андрей Постернак, канд. ист. наук, доцент
А. Д. Шмелев, д-р филол. наук
Д. В. Фролов, член-кор. РАН, д-р филол. наук, проф.
В. А. Попков, д-р пед. наук, проф.
В. Г. Безрогов, д-р пед. наук, проф.
Н. Л. Селиванова, д-р пед. наук, проф.
А. Л. Баталов, д-р иск., проф.
прот. Константин Польсков, канд. филос. наук, доцент
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
С. И. Абрамов, канд. пед. наук
С. Ю. Дивногорцева, д-р пед. наук, доцент
И. В. Егоров, канд. психол. наук, доцент
Н. И. Лифинцева, д-р пед. наук
И. В. Метлик, д-р пед. наук
Т. И. Петракова, д-р пед. наук, проф.
Л. С. Подымова, д-р пед. наук
Т. В. Склярова, д-р пед. наук, доцент (научный редактор)
С. В. Феликсов, канд. филол. наук
Л. Ф. Шеховцова, д-р психол. наук, проф.
Т. Т. Щелина, д-р пед. наук, проф.
РЕДАКТОР ВЫПУСКА
Д. В. ПУШКИНА
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации
научных работ, отражающих основное научное содержание
кандидатских и докторских диссертаций
ISSN 2409-5001 (Online)
ISSN 1991-6493 (Print)
© Издательство Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета, 2015
Стр.2
Серия IV: «Педагогика. Психология». Выпуск 2 (37). 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ: ПЕДАГОГИКА
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ФИРСОВА Т. Г.
К вопросу об изучении младшими школьниками святочного рассказа . . . . . . . . . . 9
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ХИТРЮК В. В.
Педагогическая система формирования инклюзивной готовности педагогов . . . . 14
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
МУМРИКОВ О. А., ПРОТОИЕРЕЙ
Литургия для детей в современной приходской практике
Русской Православной Церкви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
СВИРИДОВ В. А., ДРОЗД Е. В., ДРОЗД А. В.
Духовное воспитание курсантов в военно-учебных заведениях
Министерства обороны РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
МАСЛИНСКИЙ К. А.
Правила поведения в советской школе.
Часть 2: Слово учителя в устах государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
ПИККЕРИНГ-АНТОНОВА К.
Кто отвечал за воспитание детей в XIX в.? Представления А. И. Чихачева
о воспитании как о службе государству . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ЧМЕЛЕВА Е. В.
Отечественные педагоги конца XIX в. об обучении детей языкам . . . . . . . . . . . . . . 72
ГОНЧАРОВ М. А., ПЛОХОВА М. Г.
Священный Синод и его роль в системе подготовки педагогических кадров
в дореволюционной России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
3
Стр.3
CONTENTS
RESEARCH: PEDAGOGICAL SCIENCE
PROBLEMS OF EDUCATION
FIRSOVA T.
On analyzing a Christmas Story by elementary students . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
PEDAGOGICAL EDUCATION
KHITRYUK V.
Pedagogical system of formation of inclusive readiness of teachers . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
PROBLEMS OF UPBRINGING
MUMRIKOV O.
Liturgy for children in modern parish practice of Russian Orthodox . . . . . . . . . . . . . . . . 24
SVIRIDOV V., DROZD E., DROZD A.
Spiritual education of cadets in military academies of the Ministry
of Defense of the RF . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
HISTORY OF PEDAGOGICS
MASLINSKY K.
Rules of conduct in the Soviet school. Part 2: The message of the state
delivered by a teacher . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
PICKERING-ANTONOVA K.
Whose Job is upbringing? Andrej Chikhachev’s 19th
century Vision
of upbringing as State Service . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
CHMELEVA E.
National teachers of the late 19th century about teaching children languages . . . . . . . . . 72
GONCHAROV M., PLOKHOVA M.
The Holy Synod and its role in the system of teacher training
in pre-revolutionary Russia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
5
Стр.5