Константин Польсков, канд. филос. наук, доцент РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ: С. И. Абрамов, канд. пед. наук С. Ю. Дивногорцева, д-р пед. наук, доцент И. В. Егоров, канд. психол. наук, доцент Н. И. Лифинцева, д-р пед. наук И. В. Метлик, д-р пед. наук Т. И. Петракова, д-р пед. наук, проф. <...> 2015 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПЕДАГОГИКА ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ БРИКУНОВА С. С., ЭГЛИТ А. А. <...> Организация досуга детей и подростков в кадетских корпусах Российской империи в конце ХIХ — начале ХХ в. (по материалам журнала «Военная быль») . <...> Методические особенности изучения молитвы на уроках Закона Божия в православной школе: опыт дореволюционной России . <...> Часть 1: Слово государства в устах учителя . <...> Джеймс Фаулер о психологии развития веры . <...> Особенности эмоционального выгорания у специалистов, работающих с умирающими больными. <...> Valentin Ickelsamer’s Textbooks: Cognitive Linguistic Analysis of Schoolbooks of the Early New Age . <...> 9–18 Брикунова Светлана Сергеевна, канд. пед. наук, доцент, Южный федеральный университет svetabrik@bk.ru Эглит Анна Александровна, Южный федеральный университет anjuta_abcd@rambler.ru ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЕЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С. С. <...> БРИКУНОВА, А. А. ЭГЛИТ В статье раскрывается значимость музея как совокупности художественных объектов и педагогических действий, организуемых в динамически развивающейся образовательной среде. <...> Термин «музейная педагогика» впервые ввел в 1934 г. в научный оборот К. <...> Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Мамардашвили М. К. <...> Теоретические предпосылки педагогики искусства в рамках личностноориентированного подхода в свете православной парадигмы // Гуманитарные и социальноМелик-Пашаев А. <...> Диалог с искусством как сотворчество в свете православной парадигмы // Педагогика искусства. <...> Ключевые слова: музейная педагогика, среда развития, личностно-ориентированное образование, смыслообразующие ценности, культура, диалог культур, эстетическое отношение, дети младшего школьного возраста <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_IV._«Педагогика._Психология»_№1_2015.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
С. П. Карпов, академик РАН, д-р ист. наук, проф.
К. Ф. Ханник, д-р филологии, проф.
Н. Ю. Сухова, д-р ист. наук, д-р церковной истории, доцент
свящ. Александр Мазырин, д-р церковной истории, канд. ист. наук, доцент
свящ. Андрей Постернак, канд. ист. наук, доцент
А. Д. Шмелев, д-р филол. наук
Д. В. Фролов, член-кор. РАН, д-р филол. наук, проф.
В. А. Попков, д-р пед. наук, проф.
В. Г. Безрогов, д-р пед. наук, проф.
Н. Л. Селиванова, д-р пед. наук, проф.
А. Л. Баталов, д-р иск., проф.
прот. Константин Польсков, канд. филос. наук, доцент
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
С. И. Абрамов, канд. пед. наук
С. Ю. Дивногорцева, д-р пед. наук, доцент
И. В. Егоров, канд. психол. наук, доцент
Н. И. Лифинцева, д-р пед. наук
И. В. Метлик, д-р пед. наук
Т. И. Петракова, д-р пед. наук, проф.
Л. С. Подымова, д-р пед. наук
Т. В. Склярова, д-р пед. наук, доцент (научный редактор)
С. В. Феликсов, канд. филол. наук
Л. Ф. Шеховцова, д-р психол. наук, проф.
Т. Т. Щелина, д-р пед. наук, проф.
РЕДАКТОР ВЫПУСКА
Д. В. ПУШКИНА
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации
научных работ, отражающих основное научное содержание
кандидатских и докторских диссертаций
ISSN 2409-5001 (Online)
ISSN 1991-6493 (Print)
© Издательство Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета, 2015
Стр.2
Серия IV: «Педагогика. Психология». Выпуск 1 (36). 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ: ПЕДАГОГИКА
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
БРИКУНОВА С. С., ЭГЛИТ А. А.
Педагогические возможности музея в художественно-эстетическом
развитии личности младшего школьника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
КУРОВСКАЯ Ю. Г., БЕЗРОГОВ В. Г.
Учебники Валентина Икельзамера: когнитивно-лингвистический
анализ школьных пособий раннего Нового времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
АГЕЕВА А. В.
Организация досуга детей и подростков в кадетских корпусах
Российской империи в конце ХIХ — начале ХХ в.
(по материалам журнала «Военная быль») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
СТАНОВСКАЯ Т. А.
Методические особенности изучения молитвы на уроках Закона Божия
в православной школе: опыт дореволюционной России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
МАСЛИНСКИЙ К. А.
Правила поведения в советской школе.
Часть 1: Слово государства в устах учителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
САВВИНА О. А.
«Различен милования образ и широка заповедь сия»
(о благотворителях Московского учительского института) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ИССЛЕДОВАНИЯ: ПСИХОЛОГИЯ
СЛОБОДЧИКОВ В. И.
Становление отечественной христианской психологии:
проблемы и перспективы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
3
Стр.3
Содержание
ЯНУШКЯВИЧЕНЕ О. Л.
Джеймс Фаулер о психологии развития веры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
ИКОРСКИЙ А. А.
Особенности эмоционального выгорания у специалистов,
работающих с умирающими больными. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
АРАПОВА П. И.
Образ будущего и выбор жизненного пути в юношеском возрасте . . . . . . . . . . . . 122
Information about authors. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Стр.4
CONTENTS
RESEARCH STUDIES: PEDAGOGICAL SCIENCE
PROBLEMS OF UPBRINGING
BRIKUNOVA S., EGLIT A.
Museum pedagogical facilities for artistically-aesthetic personal development
of primary school students . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
HISTORY OF PEDAGOGICS
KUROVSKAYA YU., BEZROGOV V.
Valentin Ickelsamer’s Textbooks: Cognitive Linguistic Analysis
of Schoolbooks of the Early New Age . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
AGEEVA A.
Organization of leisure of children and adolescents in the cadet corps
of the Russian Empire in the late XIX — early XX century
(according to the magazine «Military reality») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
STANOVSKAYA T.
Methodological features of studying the prayer on the lessons of the law
of God in the Orthodox school: experience of pre-revolutionary Russia . . . . . . . . . . . . . 46
MASLINSKY K.
Rules of conduct in the Soviet school.
Part 1: The message of the state delivered by the teacher . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
SAVVINA O.
«Diverse is the image of caress and broad is this commandment»
(about philanthropists of Moscow teacher institute) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
RESEARCH: PSYCHOLOGY
SLOBODCHIKOV V.
Emergency of Russian Christian Psychology:
Problems and Perspectives . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
5
Стр.5
Contents
YANUSHKEVICHIENE O.
James Fowler about the psychology of faith development . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
IKORSKY A.
Features of burnout among specialists, working with dying patients . . . . . . . . . . . . . . . . 102
ARAPOVA P.
Vision of the Future and choice of life in adolescence . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Information about authors. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Стр.6