Министерство образования и науки Российской Федерации
_________
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Калмыцкий государственный университет»
Г.М. Борликов, С.В. Даржинова
ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ВУЗЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Элиста 2011
Стр.1
УДК 378:37.013(470.47)
ББК Ч458(2Рос.Калм)р30-2+Ч458р30-2
Б 827
Б 827
Борликов, Г.М.
Личностно-развивающий потенциал художественно-творческой
деятельности в вузе: традиции и современность [Текст] / Г.М. Борликов,
С.В. Даржинова. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2011. – 171 с.
В монографии изложены результаты исследования проблемы гуманитарного
вузовского образования и возможности художественнотворческой
деятельности в этом направлении. Авторами рассмотрены
следующие аспекты проблемы: гуманизация и гуманитаризация высшего
образования; образовательные технологии, направленные на гуманитарное
образование личности; тенденции обновления содержания
и форм обучения в вузе; традиции и современные реалии художественно-творческой
деятельности в вузе.
Авторы исходят из того, что используя художественно-творческую
деятельность, как средство и механизм воспитания, можно влиять на
систему отношений каждой личности, формирование ее творческого
потенциала и предлагают осуществлять её в условиях свободного обмена
мнениями, идеями, личностной включенности студентов в образовательный
процесс. В качестве средств рассматриваются педагогически
сконструированные личностно развивающие ситуации, способствующие
обретению индивидом нового опыта, опыта личностной самоорганизации
и поиска.
Работа адресована студентам, аспирантам и преподавателям вузов
и всем тем, кто интересуется проблемами художественно-творческого
воспитания личности. Рекомендуется для лекторов, читающих курсы
по дисциплинам психолого-педагогического и общекультурного циклов,
а также для работников систем управления образовательными учреждениями.
Издание
подготовлено при финансовой поддержке
РГНФ (проект № 10-06-36601 а/Ю)
© Калмыцкий государственный университет, 2001 г.
© Авторы, 2011 г.
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .......................................................................................................4
Глава 1. Современное высшее образование....................................................7
1.1. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования ........................7
1.2. Образовательные технологии, направленные на гуманитарное
образование личности ...........................................................................................18
1.3. Художественное воспитание и образование: традиции и современность........................................................................................................................31
Глава
2. Личностно-развивающий потенциал художественно-творческой
деятельности в современном вузе........................................................................38
2.1. Организации процесса художественно-творческой деятельности в
вузе (подходы, принципы, условия, методы) .....................................................38
2.2. Театральные приёмы К.С. Станиславского – активные методы
обучения в художественно-творческой деятельности......................................53
2.3. Студенческий театр как ситуационная модель (континуум) художественно-творческой
деятельности в вузе................................................................63
Заключение .......................................................................................................92
Список литературы..........................................................................................96
Приложение....................................................................................................103
3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Одной из самых значимых причин, обусловливающих необходимость обновления
высшего образования, является известная односторонность, дисгармоничность
образования: вместо целостного культурного опыта студенты
фактически осваивают лишь часть его, в первую очередь, знаниевый компонент.
Безусловно, понимание фундаментальных основ природы и общества
необходимы образованному человеку, однако не менее важно, какими ценностями
и смыслами будет руководствоваться носитель этих знаний. Усиление
роли самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует
«укрепления» общекультурного фундамента образования, развития его
умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного
рода социальных, экологических и др. проблем и разумного нравственноцелесообразного
изменения действительности [В.В. Сериков].
Попытки выйти за рамки знаниевой парадигмы, расширить содержание
образования не в количественном, а в качественном отношении предпринимаются
уже давно. Появление разных дополняющих друг друга педагогических
концепций тому подтверждение. Например, «Культурологическая модель
содержания образования» (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слобдчиков, Л.В.
Школяр и др.), согласно этой концепции основу содержания образования
должна составлять совокупность основных видов опыта, освоение которых
обеспечивает преемственность поколений в социокультурном прогрессе. Ее
авторы выделяют четыре разнородных компонента культурного опыта (знания
о различных областях действительности, опыт выполнения известных
способов деятельности, опыт творческой деятельности и опыт ценностного
отношения к миру человека), которые в целом репрезентативны для культурной
сферы и создают необходимые предпосылки для последующей социализации
воспитанника.
Таким образом, содержание образования не сводится к набору сведений,
подлежащих заучиванию и воспроизведению, а включает более целостный
блок культурного опыта.
На волне кардинальных изменений, переживаемых Россией на рубеже
XX-XXI в.в. отечественная педагогическая наука приходит к «Концепции
личностно ориентированного гуманистического образования» (Е.В. Бондаревская,
В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.). Его ценностные ориентиры
связаны с пониманием, что обучаемый является субъектом педагогической
деятельности, в которой процессы учения, воспитания и обучения основаны
на свободном саморазвитии личности. Личностный подход, разрабатываемый
на методологическом, теоретическом и технологическом уровнях, представляет
собой парадигмальный принцип новой гуманистической педагогики.
Изначально он возник как методологический принцип исследования явлений
психологии, психолингвистики, феноменов педагогической практики.
Суть его применительно к явлениям педагогики состояла в том, чтобы проектировать
педагогические явления, видя их «двудоминантность» - направлен4
Стр.4
ность на развитие «индивидной» и «личностной» природы человека. Сущность
личностного подхода в образовании состоит в создании условий для
целостного проявления, развития и саморазвития субъектов образовательного
процесса. Были ли эти модели реализованы на практике? И да, и нет. С одной
стороны, высокоэффективный педагогический процесс не может не
обеспечивать присвоение целостного культурного опыта или не быть направленным
на личность, что и наблюдается в спонтанно возникающей новаторской
практике, с другой, - программно-методическая и нормативная база
обучения, соответствующая таким моделям образования, так и не была создана
в полном объёме. Проблема «персонификации» знания, превращения
объективно-значимых ценностей в личностные смыслы обучаемого остаются
в педагогике высшей школы пока еще без должного внимания. В этой связи
необходимы образовательные технологии, направленные на гуманитарное
образование человека. По сути, это проблема целостного образования человека
- такого образования, которое позволяет человеку становиться субъектом
своей жизнедеятельности, своего целостного, «человеческого» (духовнонравственного)
развития; брать ответственность за себя и за мир; накапливать
опыт осознания субъективной реальности и совершенствования самосознания.
Актуализация
вопроса гуманитаризации вузовского образования также
связана и с рядом объективных социокультурных условий и насущных потребностей
региональных вузов. В их образовательно-воспитательной практике
обращение к гуманитарному знанию рассматривается как один из важных
методологических источников обоснования целей образовательного
процесса, ориентированного на формирование здорового национального самосознания
и сохранение этнического языка и культуры.
Сегодня необходимость гуманитаризации
никем не оспаривается.
Однако острые столкновения наблюдаются в вопросе гармонизации гуманитаризации
и профессионализации, в их сбалансированном соотношении в
рамках учебного процесса в вузе. Министерство образования рекомендует
решать этот вопрос с учетом возможностей и потребностей вуза. Формирование
гуманитарной матрицы должно строиться на разумном компромиссе,
где мнения противостоящих сторон должны быть услышаны и учтены при
формировании учебного плана. С нашей точки зрения, основу гуманитарной
матрицы в вузе должна составить деятельность, предлагающая освоение
культурного опыта поколений на пути непосредственного включения личности
в эту деятельность и способствующая становлению целостного образа
мира и человека в нем, и таким образом, существенно повышающая интенсивность
и качество освоения учебной программы. Такой деятельностью может
стать художественно-творческая деятельность вуза, осуществляемая в
особой педагогической среде, в условиях свободного обмена мнениями,
идеями, личностной включённости студентов в образовательный процесс. В
таком виде она отвечает нашему представлению о гуманитарной матрице в
вузе.
5
Стр.5