Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Л. Андреев. "На реке" (80,00 руб.)

0   0
АвторыБобылев Борис Геннадьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц10
ID299430
АннотацияРассказ Л. Андреева написан в жанре пасхальной литературы. в организации его сюжета большую роль играет хронотоп, тесно связанный с библейским повествованием о потопе. Анализируя языковые средства, автор статьи останавливается на сложных предложениях-периодах, активной звукозаписи, ритмизации прозы
Л. Андреев. "На реке" / Б.Г. Бобылев .— : [Б.и.], 2014 .— 10 с. — Русский язык в школе. - №12. - С.47-56. — URL: https://rucont.ru/efd/299430 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В организации его сюжета большую роль играет хронотоп, тесно связанный с библейским повествованием о потопе. <...> Анализируя языковые средства, автор статьи останавливается на сложных предложениях-периодах, активной звукописи, ритмизации прозы и пр. <...> Ключевые слбва: дейксис; звуковая организация текста; экспрессия текста; синтагма; синтаксический параллелизм. еонид Андреев (1781-1919), весьма «популярный при жизни. был почти забыт после смерти и по сей день остается непрочитанным, неразгаданным» [Макарсков 2003: 47]. <...> 47 Остановимся на рассказе «На реке» и попытаемся показать на этом примере особенности стилистики ранней прозы Л. Андреева <...> Повествование охватывает только одни сутки из жизни Алексея Степановича (машиниста мельницы) - Страстную субботу; все остальные события представлены в воспоминаниях героя, т.е. вынесены за рамки сюжета. <...> Действие второй части разворачивается на просторе реки, вышедшей из берегов, на залитых водой улицах Стрелецкой слободы. <...> Хронотоп рассказа тесно связан с хронотопом Пасхи и библейского повествования о потопе, что открывает широкие возможности для семантических вариаций, связанных с темами воскресения и спасения. <...> Весьма показательным в данном отношении является начальный абзац рассказа: Алексей Степанович, машинист при Буковской мельнице, среди ночи проснулся, не то уже выспавшись, так как накануне он завалился спать с восьми часов, не то от ровного шума дождя по железной крыше, от которого он отвык за семь зимних месяцев. <...> Рамы в окнах уже были выставлены, и звук приносился густой и отчетливый, точно над железом крыши опрокинули мешок с горохом, и сквозь этот шум едва пробивалось мягкое и задумчивое бульканье. <...> Алексей Степанович засветил огонь и, накинув пальто, выглянул наружу. <...> Грохот дождя на крыше стал глуше, но бульканье усиливалось; и Алексей Степанович понял, что капли дождя попадают в воду, и удивился, откуда она взялась у его домика, стоявшего на бугорке. <...> Постепенно <...>
Л._Андреев._На_реке.pdf
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Б.Г. БОБЫЛЕВ Орел Л.Андреев. «На реке » Рассказ Л. Андреева написан в жанре пасхальной литературы. В организации его сюжета большую роль играет хронотоп, тесно связанный с библейским повествованием о потопе. Анализируя языковые средства, автор статьи останавливается на сложных предложениях-периодах, активной звукописи, ритмизации прозы и пр. Ключевые слбва: дейксис; звуковая организация текста; экспрессия текста; синтагма; синтаксический параллелизм. еонид Андреев (1781-1919), весьма «популярный при жизни... был почти забыт после смерти и по сей день остается непрочитанным, неразгаданным» [Макарсков 2003: 47]. Всплеск интереса к этому «непрочитанному» писателю в последние два десятилетия связан во многом с художественной практикой русского постмодернизма. Исследователи усматривают в творчестве и мировидении Леонида Андреева родственную связь с модернистскими течениями в искусстве и философии XX в., проводя параллели между Андреевым и писателями-экзистенциалистами Камю и Сартром, ставя его произведения в один ряд с произведениями Кафки [Богданов 1990; Макарсков 2003]. Модернистская природа стилистики Л.Андреева долгое время не осознавалась. Причиной этого было следование писателя, особенно в его раннем творчестве, тематическим и жанровым традициям русской реалистической литературы Бобылев Борис Геннадьевич, доктор пед. наук, кандидат филол. наук, профессор Орловского гос. ун-та УНПК. E-mail: boris-bobyIev@yandex.ru XIX в. Он демонстративно дистанцировался от декадентов и выступал членом литературного объединения писателей-реалистов «Среда» вместе с И.А. Буниным, М. Горьким, А.И. Куприным, В.В. Вересаевым, Б.К. Зайцевым. Однако за внешней жанрово-тематической традиционностью произведений Андреева скрывается принципиально иное художественное мировидение, иная эстетика, иной подход к языку. Весьма характерными в этом отношении являются его пасхальные рассказы. Надо сказать, что к жанру пасхального рассказа обращались многие русские писатели: Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, А.И. Куприн, Ф.К. Сологуб, И.С. Шмелев и др. В рамках этой жанровой традиции написаны такие шедевры русской классики, как «После бала» Л.Н. Толстого, «Студент» А.П. Чехова, «Легкое дыхание» И.А. Бунина. Вместе с тем никто из русских писателей не обращался столь часто и настойчиво к пасхальной тематике, как Л. Андреев. Помимо широко известного литературного дебюта - рассказа «Баргамот и Гараська» (1898), можно упомянуть и «В Сабурове» (1899), «На реке» (1900), «Праздник» (1900), «Весной» (1902), «Весенние обещания» (1903). 47
Стр.1