Министерство образования и науки Российской Федерации
_____
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Калмыцкий государственный университет»
ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ
МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ
Методические рекомендации
Элиста 2012
Стр.1
Составители: канд. пед. нак, доц. С.Н. Прошкин,
канд. пед. наук, доц. В.Д. Бурлыков
Основы проведения занятий по физической культуре в специальных медицинских
группах: Методические рекомендации / Калм. ун-т; Сост.: С.Н. Прошкин,
В.Д. Бурлыков. – Элиста, 2012. – 36 с.
Рассмотрены подходы к комплектованию групп здоровья и проведению занятий
по дисциплине «Физическая культура». Представлены методические основы
организации занятий, составление комплексов упражнений и их применение
при основных заболеваниях. Даны примерные планы распределения нагрузки
и средств физической культуры по специальным учебным отделениям.
Методические рекомендации предназначены для преподавателей кафедр
физической культуры, физического воспитания и медико-биологических дисциплин,
студентов специальности «Физическая культура», профиля «Физкультурное
образование», тренеров-преподавателей.
Утверждено учебно-методической комиссией факультета педагогического
образования и биологии.
Рецензент канд. пед. наук, ст. преп. Ч. Боваев
Подписано в печать 16.04.12. Формат 60х84/16.
Печать офсетная. Бумага тип. № 1. Усл. п. л. 2,09.
Тираж 100 экз. Заказ 1732.
Издательство Калмыцкого университета.
358000 Элиста, ул. Пушкина, 11
2
Стр.2
1. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ
И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
Четкая и правильная организация всей деятельности групп здоровья имеет
первостепенное значение. Это особенно важно иметь в виду на первом этапе
работы – при комплектовании учебных групп. В зависимости от состояния
здоровья и физической подготовленности занимающиеся распределяются по
трем медицинским группам.
К первой медицинской группе относятся практически здоровые лица, обладающие
значительной для своего возраста физической подготовленностью.
Ко второй медицинской группе относятся лица, в состоянии здоровья которых
имеются незначительные отклонения функционального характера при достаточной
компенсации (начальные формы заболевания, часто свойственные
процессу старения, например, небольшие нарушения обмена, атеросклероз,
протекающий компенсировано; гипертоническая болезнь с относительно длительными
периодами нормального давления и др.).
К третьей медицинской группе относятся лица, имеющие в состоянии здоровья
отклонения постоянного или временного характера (гипертоническая
болезнь второй степени, пониженное давление и др.), которые не препятствуют
трудовой деятельности, лица с явлениями сниженной функциональной адаптации
(приспособления), отличающиеся слабой физической подготовленностью.
Комплектование групп здоровья осуществляется врачом в тесном контакте
с преподавателем. В зависимости от результатов очередного обследования занимающиеся
по заключению врача и преподавателя могут быть переведены из
одной группы в другую.
Наполняемость учебных групп зависит от принадлежности занимающихся к
той или иной медицинской группе: в первой медицинской группе должны быть
не более 25 человек, во второй – не более 20, в третьей – не более 15.
На начальной стадии занятий допустимы смешанные по полу группы (в основном
для лиц старшего возраста).
За каждой учебной группой необходимо закрепить постоянного преподавателя,
который с учетом медицинской характеристики группы должен подобрать
соответствующие средства физической культуры, установить физическую
нагрузку для каждого урока, определить наиболее целесообразную методику
проведения занятий на определенный отрезок времени и проводить в их процессе
систематические наблюдения за состоянием здоровья, общей тренированностью,
развитием физических качеств и двигательных навыков занимающихся.
Комплексные
занятия с группами здоровья проводятся круглогодично. Зимой
и межсезонья – в спортивных залах и на лыжных базах, летом – на стадионах
и спортивных площадках, в бассейне или на естественном водоеме. Места
занятий должны быть хорошо оборудованы с учетом гигиенических требований
и правил безопасности. Нужно иметь в виду, что успех занятий во многом
зависит от количества и качества инвентаря. Поэтому необходимо каждую
учебную группу полностью обеспечить спортивным инвентарем, который предусмотрен
программой и расписанием занятий.
3
Стр.3
В спортивном зале следует установить гимнастическую стенку, необходимое
число гимнастических скамеек стандартного образца, качественно подготовить
волейбольную площадку и т. д. занятий нужно проводить при открытой
форточке, фрамуге или окне. Перед каждым занятием необходимо делать
влажную уборку пола.
Особое внимание следует обратить на подготовку мест занятий на открытом
воздухе: беговых дорожек, прыжковых ям, сектора для метания, волейбольных
площадок и т. д., т. к. качественная их подготовка в значительной степени
гарантирует занимающихся от травм.
Перед началом любого занятия дежурный, назначаемый старостой группы,
выстраивает ее в определенном месте, производит расчет и докладывает преподавателю
о количестве присутствующих. Преподаватель приветствует занимающихся
и справляется об их самочувствии. Затем все проверяют пульс: по
команде преподавателя “Раз!” начинают подсчитывать пульс, через 15 сек. по
команде “Стоп!” прекращают подсчет пульса; результат умножают на четыре и
таких образом определяют число сердечных сокращений в одну минуту. Преподаватель
берет на заметку тех занимающихся, у кого пульс имеет отклонение
от нормы, и после беседы с ними решает, освободить их от занятий или ограничить
физическую нагрузку на данном уроке. По усмотрению преподавателя
пульс в течение урока можно проверять несколько раз. Для определения физической
нагрузки урока в целом, как правило, пульс проверяют в конце заключительной
части. Необходимые замечания и наблюдения по уроку преподаватель
записывает в журнал или специальную тетрадь для последующих сопоставлений,
анализа и выводов.
Все занятия в залах, на воздухе и на воде, зимой и летом должны заканчиваться
организованно. Преподаватель в конце урока строит группу, проверяет
присутствующих, узнает об их самочувствии. Ни один занимающийся не должен
уходить с урока, не поставив об этом в известность преподавателя.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТИЙ
Задачи и формы занятий
Главная задача занятий в группах здоровья, как известно, заключается в том,
чтобы укрепить здоровье занимающихся, продлить их творческую деятельность,
способствовать активному, трудовому, жизнерадостному долголетию. Занятия в
группах здоровья направлены на тренировку всех органов и систем организма
занимающихся, развитие и совершенствование их физических качеств (силы,
ловкости и др.), а также психологических качеств (уравновешенности, уверенности
в своих силах, выдержки, смелости, решительности и т. д.).
В процессе занятий большое внимание следует уделять совершенствованию
движения – от самого простого, элементарного до сложных комбинированных
упражнений и упражнений повышенной координационной сложности. Каждое
упражнение, выполняемое правило, в значительной степени помогает совершенствовать
осанку. Поэтому важно приучить занимающихся выполнять упражнения
правильно, осмысливать их, глубоко вникать в их сущность, обращать
внимание на их характерные особенности, стремиться к красоте и изяществу
движений.
4
Стр.4
Решать эти задачи нужно с самых первых занятий. К занятиям в группах
здоровья можно приступить в любое время года. Они проводятся по этапам.
Это необходимо для того, чтобы обеспечить постепенное и равномерное влияния
физической нагрузки на организм занимающихся. Каждый из трех этапов
имеет свои задачи, в зависимости от которых определяются срок занятий для
каждой медицинской группы, методика обучения, структура урока, его содержание.
С
третьего этапа вся учебная работа с группами здоровья строится посезонно:
1) январь – апрель; 2) май – август; 3) сентябрь – декабрь.
Но такая периодизация является условной.
В работе с группами здоровья могут быть использованы разнообразные
формы занятий: туристские походы, лыжные и пешие прогулки, дозированная
ходьба и др. Однако основной формой является урок. Каждый урок представляет
собой относительно законченный педагогический процесс и вместе с тем
является звеном в цепи уроков, в цикле занятий, в которых реализуются дидактические
принципы: постепенность и доступность, систематичность и последовательность,
сознательность и активность, а также индивидуальный подход к
занимающимся. Дидактические принципы необходимо строго учитывать не
только в процессе самого урока, но и значительно раньше – при подготовке к
занятиям, а также при планировании физической нагрузки на каждый урок и на
группу уроков.
Медицинские исследования, педагогические наблюдения и многолетний
опыт подтверждают эффективность комплексных уроков, убеждают в их благотворном
влиянии на здоровье занимающихся.
Главное преимущество комплексных уроков по сравнению с другими формами
заключается в многообразии применяемых средств физического воспитания,
а также в разностороннем и постепенном воздействии на занимающихся
различных физических упражнений, способных вызвать большой интерес к занятиям,
достаточную активность всех функций организма без излишнего утомления
центральной нервной системы, неизбежного при более однообразных занятиях.
Вместе с тем комплексные уроки расширяют творческие возможности
преподавателей, способствуя их изобретательности и инициативе при организации
и проведении занятий.
Однако положительное воздействие комплексных средств (уроков) в полной
мере проявляется лишь в том случае, если они: 1) соответствуют силам и
возможностям занимающихся с учетом установленной для них медицинской
группы; 2) имеют четкую оздоровительную направленность; 3) обеспечивают
правильный подбор средств физического воспитания; 4) предусматривают правильное
дозирование упражнений и интенсивность их выполнения на каждом
уроке, по этапам и периодам занятий в зависимости от состояния здоровья, физической
подготовленности, возраста и пола занимающихся; 5) вызывают сознательную
активность и интерес к занятиям физическими упражнениями.
Объемен материал общеразвивающих и специально направленных упражнений:
гимнастических, элементов легкой атлетики и волейбола, плавания и
лыжного спорта, подвижных игр и эстафет. Такое разнообразие необходимо
5
Стр.5