Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №2 2015

СПЛЕТНЯ КАК МЕХАНИЗМ АВТОРЕФЛЕКСИИ В РОМАНАХ ДОСТОЕВСКОГО "БЕСЫ" И ДЖОРДЖ ЭЛИОТ "МИДЛМАРЧ" (66,00 руб.)

0   0
АвторыПИРУССКАЯ ТАТЬЯНА
Страниц24
ID299047
Аннотация-
СПЛЕТНЯ КАК МЕХАНИЗМ АВТОРЕФЛЕКСИИ В РОМАНАХ ДОСТОЕВСКОГО "БЕСЫ" И ДЖОРДЖ ЭЛИОТ "МИДЛМАРЧ" / Т. ПИРУССКАЯ // Вопросы литературы .— 2015 .— №2 .— URL: https://rucont.ru/efd/299047 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Татьяна ПИРУССКАЯ СПЛЕТНЯ КАК МЕХАНИЗМ АВТОРЕФЛЕКСИИ В РОМАНАХ ДОСТОЕВСКОГО «БЕСЫ» И ДЖОРДЖ ЭЛИОТ «МИДЛМАРЧ» Сплетня как жанр: определение и функции Сплетня — неоднозначный речевой жанр, предполагаю щий заведомую субъективность или недостоверность со общаемых сведений и в то же время доверие или хотя бы интерес к ним собеседника как необходимое условие диа лога. <...> Возможна си туация — именно она и будет в дальнейшем предметом на шего внимания, — когда литература вбирает в себя жанр сплетни, делая его предметом рефлексии и одновременно инструментом саморефлексии. <...> (1872) и «Мидлмарч» Джордж Элиот (1872), и почему именно их представляется плодотворным сравнить с точки зрения использования сплетни как повест вовательной стратегии? <...> В обоих случаях немаловажно, что «драма сплетни» раз ворачивается в пространстве провинциального города — бе зымянного у Достоевского и награжденного у Элиот смутнозначащим (отсылающим к «срединности») именем Мидлмарч. <...> Это пространство ограничивает возможности связи с внешним миром, но делает тем более интенсивными внутренние «каналы сообщения», по которым непрерывно передаются слухи. <...> Наконец, сплетня здесь не только способ общения персонажей, но и модус самовыражения рассказ чика (в «Бесах») и повествователя (в «Мидлмарче»), а косвенно — предмет также и авторских размышлений. <...> «Ненадежности» рассказчика в «Бесах», обусловлен ной его плотной вовлеченностью в городские сплетни, уде ляли внимание многие исследователи: обсуждались источ ники, на которые он опирается2 событий и поступков в романе3 , сложная мотивация , «установка на недостовер 2 Moore Gene M. The Voices of Legion: The Narrator of The Pos sessed // Dostoevsky Studies. <...> Рассуждения о зна чимости сплетни в романе Достоевского строятся в основ ном вокруг позиции рассказчика, что, на наш взгляд, спра ведливо, но недостаточно: вопрос заслуживает более широкого и систематического рассмотрения. <...> Интересующая нас тема <...>