Педагогика и психология спорта ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Сюкиев Д. Н., Бурлыков В. Д., Прошкин С.Н. <...> В статье отмечается, что для жизненной ситуации психического развития подростков с ограниченными возможностями здоровья характерны положение «отвергнутого», социальная и эмоциональная депривация, физическая и психологическая травматизация, несоответствие определенным нормам, ожиданиям и требованиям. <...> Эти факторы сказываются на общем эмоциональном и умственном развитии ребенка, приводят к возникновению и переживанию ипохондрических психических состояний; к изменениям в образе мира, поведении и в отношениях к социальному окружению; к возникновению спонтанных компенсаторных реакций и психологических защит, к ранней десоциализации, к заниженному самоуважению и самооценке, неуверенности в себе. <...> В воспитании таких подростков рекомендуется уделять внимание формированию адекватной самооценки, самостоятельности с меньшей зависимостью от окружения, осознанию ими реального положения дел, адекватных межличностных отношений, созданию условий для трудовой и социальной интеграции. <...> Детская инвалидность – одна из острейших проблем современного общества. <...> По определению ВОЗ «инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленного заболеванием, последствием травм и дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности». <...> Ограничение жизнедеятельности лица проявляется в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а так же заниматься трудовой деятельностью. <...> Выготского [1] о системном строении дефекта позволили выделить в аномальном развитии две группы симптомов. <...> В возникновении первичного дефекта выделяют пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез. <...> Вторичные нарушения <...>