ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА
НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЛМЫКОВ
Курс лекций
Введение
Учебная дисциплина «Воспитание экологической культуры на народных традициях калмыков»
направлена на пробуждение интереса к родной природе, развитие эмоционально-чувственного мира
личности, формирование гуманистического мироощущения.
Знакомство с богатым экологическим наследием калмыцкого этноса поможет найти пути
восстановления гармонии взаимоотношений с природой, осознание самоценности жизни во всех ее
проявлениях, совершенствование физического и духовного состояния каждой личности и общества в
целом.
Целями освоения дисциплины «Воспитание экологической культуры
на народных
традициях калмыков» являются:
-знакомство студентов с богатым экологическим наследием, содержащемся в материальной, духовной
и религиозной культуре калмыков;
- освоение богатого педагогического потенциала экологической культуры калмыков,
прочной основой для экологического воспитания молодежи в современных условиях;
- формирование устойчивого интереса к экологическим проблемам Калмыкии;
- грамотное природопользование и охрана окружающей среды.
служащего
Стр.1
Лекция №1.
Экологические проблемы современности и причины их возникновения. Экологические проблемы
Калмыкии.
Еще 300 лет тому назад известный французский биолог Жан Батист Ламарк сказал: « Можно, пожалуй, сказать, что
назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар
непригодным для обитания". К сожалению, его слова оказались пророческими. "Покорение природы" привело к отдельным
необратимым процессам и непредвиденным явлениям в окружающей среде. Основными последствиями антропогенного
воздействия на экологические системы явились рост заболеваемости и смертности живых организмов, изменение их
генетического фонда, полное исчезновение отдельных представителей флоры и фауны на Земле, снижение продуктивности
почв, гибель лесов, заболачивание озер, изменение климата планеты, уменьшение толщины озонового слоя.
Крупномасштабная добыча и переработка природных ресурсов привела к резкому сокращению их запасов и снижению
качества.
С целью предотвращения надвигающейся экологической катастрофы разрабатываются всевозможные
природоохранные меры, безотходные и замкнутые технологии переработки ресурсов. Но эти меры, по-видимому, могут
лишь замедлить и как-то смягчить наступление кризиса, но не в состоянии его предотвратить.
Все большее число исследователей приходят к выводу, что экологический кризис - это во многом
мировоззренческий, философско-идеологический кризис, результат плохой адаптации человека к новой реальности. С этой
точки зрения, решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в
настоящее время экологического сознания. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей
по отношению к окружающей их природе. И скорее всего, экологический кризис в конце концов "победят" не специалисты
по охране окружающей среды, а специальная система экологического воспитания, которое по своему характеру неразрывно
Стр.2
связано с образованием, с выработкой активной жизненной позиции и системы ценностей, способствующих моральному
оправданию и одобрению экологически оформленного взаимодействия человека и природы.
Сознание в философском аспекте – это свойственный лишь человеку способ отражения объективной реальности. В
психологии сознание – совокупность психических процессов, обеспечивающих осмысление человеком окружающего мира и
собственного бытия в нем. Сознание в психологии рассматривается через призму чувств, оценки себя и своего
поведения.Под экологическим сознанием психологи понимают аспекты психики, связанные со знаниями и представлениями
об определенных ценностях, соответствующими поведенческими и эмоциональными установками по отношению к
окружающей среде. В современной психологии выделены две разнонаправленные тенденции развития общественного экологического
сознания – антропоцентрическая и экоцентрическая.
Для антропоцентрического сознания характерны следующие особенности:
1) Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку,
поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человечества.
2) Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже – вещи, созданные человеком
и для человека, еще ниже – различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека.
Мир людей противопоставлен миру природы.
3) Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей:
производственных, научных и т.д.
4) Характер взаимодействия с природой определяется своего рода "прагматическим императивом": правильно и
разрешено то, что полезно человеку и человечеству.
5) Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная "окружающая среда".
6) Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействия с миром
природы.
7) Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную
среду, чтобы ею смогли пользоваться будущие поколения.
Таким образом, антропоцентрический тип экологического сознания – это система представлений о мире, для которой
характерны: противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, восприятие природы
как объекта одностороннего воздействия человека, прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.
Экоцентрический тип экологического сознания – это система представлений о мире, для которой характерна
ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие
природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, баланс прагматического и не
прагматического взаимодействия с природой.
Этот тип экологического сознания отличают следующие особенности:
Стр.3
1) Гармоничное развитие человека и природы представляет высшую ценность. Природное признается изначально
самоценным вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека. Человек не собственник
природы, а один из членов природного сообщества.
2) Отказ от иерархической картины мира. Человек не признается обладающим какими-то особенными привилегиями
на том основании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по
отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами
единой системы.
3) Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и
потребностей всего при-родного сообщества. Воздействия на природу сменяются взаимодействием.
4) Характер взаимодействия с природой определяется своего рода "Экологическим императивом": правильно и
разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
5) Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на
взаимодействие с миром природы.
6) Деятельность по охране природы продиктовано необходимостью сохранить природу ради нее самой.
Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой и на каждом этапе складывалось особое,
свойственное именно этому этапу экологическое сознание, которое определяло поведение людей по отношению к
окружающей среде.
Исходной точкой исторического развития отношений человека с миром природы является архаическая эпоха.
Особенности экологического сознания в это время могут быть реконструированы через анализ существовавшей системы
мифов и ритуалов, которая отражает сложившуюся у первобытного человека картину мира.
На начальном этапе социогенеза люди еще не отделяли себя от природы, они мыслили себя ее частью. Это и
определяло первую характерную черту экологического сознания в архаическую эпоху – высокую степень включенности
человека в мир природы. Взаимодействие с окружающей средой в этот период, безусловно, носило в целом прагматический
характер, поскольку главная его цель была – обеспечить роду физическое выживание. Но, в то же время, для первобытного
человека природа была не только "враждебным окружением" или "поставщиком полезного продукта", но и его "родным
домом".
В процессе развития человеческого общества и появления определенной физической независимости от природы
исходное психологическое единство с ней начинает разрушаться. В эпоху античности (характерна только для западной
цивилизации) происходит первое качественное изменение в отношении человека к природе – начинается утверждение
психологической противопоставленности человека и мира природы. При этом нарастает доминирование объективного
восприятия природы, которая становится объектом изучения, и хотя она при этом не лишается "души", но душа ее считается
менее качественной, чем человеческая.
Стр.4
Господство христианства, являвшегося идеологическим стержнем общественного сознания западной цивилизации в
средние века, а затем картезианство (направление в философии и естествознании, возникшее в XVII веке), выполнявшее, в
сущности, ту же функцию в Новое время, стали следующими этапами в процессе отчуждения человека от природы: природа
стала восприниматься только как лишенный всякой самоценности объект. Так окончательно утвердилась
противопоставленность человека и природы (в христианстве – в сфере чувств, Веры, Души, в картезианстве – в сфере
мышления, Знания, Духа) и взаимодействие с природой полностью перешло в прагматическую плоскость.
Таким образом, логика культурно-исторического развития "западной" цивилизации, построения ее отношений с
окружающим миром оказалась такова, что в общественном сознании прочно утверждалась парадигма антропоцентризма,
явившаяся психологической основой экологического кризиса.
Для развития экологического сознания в культурах Востока характерны иные тенденции. Если западное
экологическое сознание прошло ряд последовательных исторических трансформаций, то восточные религиознофилософские
системы избежали этого "окольного пути". Они сохранили, в целом, характеристики архаического
экологического сознания, значительно усилив при этом роль непрагматического взаимодействия с природой, восприятие
природы как духовной ценности. Принципиальное различие экологического сознания (даже его экоцентрического типа) в
культуре Запада и экологического сознания, построенного на принципах религиозно-философских систем Востока, можно
представить следующим образом. В восточных религиозно-философских системах, особенно в буддизме, единство с
природой представляется не как соединение разных величин, наподобие кирпичей в стене (что свойственно западу), а как
полное слияние и исчезновение психической границы между человеком и окружающим миром, при котором все живые
существа представляются равноценными составляющими Вселенной, достойными уважения и восхищения. Динамическая
гармония между уровнем чувства собственной субъектности и субъектности мира природы способствует психологической
включенности в этот мир и непрагматическому отношению к нему.
Смена "века изобилия" на "век постизобилия", характерными чертами которого стали нефтяной и энергетический
кризисы, обострение конкуренции за жизненные ресурсы, нарастание контраста между ожидаемым будущим и реальностью,
поставила вопрос о необходимости новой системы взаимоотношений человека с природой, нового типа экологического
сознания – экоцентрического. Решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения
господствующего в настоящее время экологического сознания.В связи с этим исключительно важное значение приобретает
анализ огромного исторического, этнокультурного и этнопедагогического опыта различных народов, выработавших
своеобразные методы регуляции взаимоотношений человека и окружающей среды, общества и природы.
Таким образом, необходимость глубокого и всестороннего изучения экологических традиций народов, процессов их
формирования, исторического развития и взаимодействия с другими социально-культурными традициями обуславливается
прежде всего острой необходимостью выявления всего рационального и полезного в культурно-историческом наследии
каждого народа – большого и малочисленного – не только для преодоления потребительско-технократических стереотипов в
Стр.5