Комаров, заслуженный тренер РФ, заслуженный мастер спорта СССР К64 Конькобежный спорт: Примерная программа спортив ной подготовки для детскоюношеских школ, специали зированных детскоюношеских школ олимпийского резерва [Текст]. <...> Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение сле дующих основных задач: – содействие гармоничному физическому развитию, разносто ронней физической и технической подготовленности и укрепление здоровья учащихся; – подготовка конькобежцев высокой квалификации – резерва сборной команды России; – воспитание волевых, дисциплинированных, обладающих вы соким уровнем социальной активности и ответственности моло дых конькобежцев; – подготовка инструкторов и судей по конькобежному спорту. <...> На учебнотренировочном этапе: – состояние здоровья и уровень физического развития занима ющихся; – повышение уровня подготовленности в соответствии с ин дивидуальными особенностями занимающихся; – выполнение объемов тренировочных нагрузок, предусмот ренных программными требованиями; УМ¸НУ·ВКМ˚И ТФУЪ 4 – освоение теоретического раздела программы. <...> На этапе спортивного совершенствования: – уровень физического развития и функционального состояния занимающихся; – выполнение спортсменом объемов тренировочных и со ревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки; – динамика спортивнотехнических показателей; – результаты выступлений на всероссийских соревнованиях. <...> В учебном плане работы на год определяются показатели соревновательной нагруз ки, объемы нагрузки по ОФП, СФП и бегу на коньках в годичном цикле, требования к квалификации спортсменов, допускаемых к соревнованиям, соотношение средств общей, специальной физичес кой и специальной подготовки, приемнопереводные нормативы для учащихся ДЮСШ (табл. <...> В группы учебнотренировочного этапа зачисляются <...>
Конькобежный_спорт_Примерная_программа_спортивной_подготовки_для_детско-юношеских_школ,_специализированных_детско-юношеских_школ_олимпийского_резерва.pdf
УДК 796/799
ББК 75.719.6
К64
Авторский коллектив:
В. П. Кубаткин, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный
работник физической культуры РФ, заслуженный тренер РФ, мастер спорта
СССР;
Г. М. Панов (общая редакция), кандидат педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой теории и методики конькобежного спорта и фигурного
катания на коньках РГУФК, мастер спорта СССР;
Л. Е. Ильина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зимних
видов спорта РГУФК;
И. В. Орлова, аспирант РГУФК.
Рецензент
В. Д. Комаров, заслуженный тренер РФ, заслуженный мастер спорта СССР
К64
Конькобежный спорт: Примерная программа спортив
ной подготовки для детскоюношеских школ, специали
зированных детскоюношеских школ олимпийского резерва
[Текст]. – М. : Советский спорт, 2006. – 128 с.
ISBN 5971801538
Авторы программы, используя передовой практический опыт веду
щих отечественных и зарубежных тренеров, разработали программу под
готовки спортсменов на период пребывания их в спортивной школе.
Системный подход к спортивной тренировке позволяет поновому по
дойти к проблемам становления спортивного мастерства. Подготовку
спортсменов ДЮСШ и СДЮШОР следует рассматривать как часть об
щей системы подготовки конькобежцев от новичков до спортсменов
высшего спортивного мастерства.
В программе раскрываются роль и значение исходного состояния ин
дивидуальных характеристик и рекомендуются структура и объемы специ
фических и неспецифических нагрузок, уровень подготовленности для
каждого возрастного этапа подготовки; регулярный контроль эффектив
ности учебнотренировочного процесса многолетней подготовки юных конь
кобежцев является важной функцией управления.
Программа предназначена тренерам, спортсменам, преподавателям
и студентам физкультурных образовательных учреждений.
УДК 796/799
ББК 75.719.6
© Федеральное агентство по физической
культуре и спорту, 2006
ISBN 5971801538
© Коллектив авторов, 2006
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2006
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для ДЮСШ и СДЮШОР по конькобежному
спорту составлена в соответствии с нормативноправовыми ос
новами, регулирующими деятельность спортивных школ, и ти
повым планомпроспектом учебной программы для ДЮСШ
и СДЮШОР.
Программа включает нормативную и методические части
и содержит научно обоснованные рекомендации по построению,
содержанию, организации и осуществлению тренировочного
процесса на различных этапах многолетней подготовки конько
бежцев.
Программный материал объединен в целостную систему
многолетней спортивной подготовки и предполагает решение сле
дующих основных задач:
– содействие гармоничному физическому развитию, разносто
ронней физической и технической подготовленности и укрепление
здоровья учащихся;
– подготовка конькобежцев высокой квалификации – резерва
сборной команды России;
– воспитание волевых, дисциплинированных, обладающих вы
соким уровнем социальной активности и ответственности моло
дых конькобежцев;
– подготовка инструкторов и судей по конькобежному спорту.
Основные критерии выполнения программных требований.
1. На учебнотренировочном этапе:
– состояние здоровья и уровень физического развития занима
ющихся;
– повышение уровня подготовленности в соответствии с ин
дивидуальными особенностями занимающихся;
– выполнение объемов тренировочных нагрузок, предусмот
ренных программными требованиями;
Стр.2
—Ó‰ÂʇÌËÂ
127
5.3. Модельные характеристики – средство управления
тренировкой конькобежцев ................................................................ 90
СОДЕРЖАНИЕ
Объяснительная записка .............................................................................3
1. Нормативная часть .................................................................................5
2. Методическая часть ............................................................................ 15
2.1. Организационнометодические указания ............................. 16
2.2. Динамика спортивных результатов
в многолетней подготовке конькобежцев ...................................... 16
2.3. Возрастные особенности физического развития
юных спортсменов................................................................................. 17
2.4. Виды подготовки ............................................................................ 20
3. Планирование многолетней подготовки юных
конькобежцев................................................................................................ 39
3.1. Планирование тренировочного процесса
конькобежцев групп начальной подготовки ................................ 40
3.2. Структура учебнотренировочного занятия......................... 43
3.3. Основные требования к урочному занятию.......................... 44
3.4. Планирование тренировочного процесса
конькобежцев учебнотренировочных групп ............................... 52
3.5. Построение тренировочных занятий с группами
спортивного совершенствования ..................................................... 66
4. Программный материал ..................................................................... 75
4.1. Периодизация тренировочного процесса .............................. 75
4.2. Оперативные планы ..................................................................... 77
4.3. Планирование тренировочного дня ........................................ 79
4.4. Планирование микроциклов ..................................................... 81
4.5. Планирование подготовки спортсменов в мезоциклах .... 84
5. Педагогический контроль ................................................................ 87
5.1. Контрольнонормативные требования .................................. 87
5.2. Организация и методические указания
по проведению тестирования ............................................................ 87
6. Медикобиологический контроль................................................. 95
7. Воспитательная работа и психологическая подготовка ... 101
8. Теоретическая подготовка ............................................................. 108
9. Восстановительные средства и мероприятия
в многолетней подготовке юных конькобежцев................... 112
10. Инструкторская и судейская практика ................................... 120
Литература .................................................................................................... 124
Стр.64