Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия

Вестник Московского университета. Серия 7. Философия №2 2010 (120,00 руб.)

0   0
Страниц122
ID294470
АннотацияЖурнал является периодическим научным изданием, старейшим из издаваемых в настоящее время в России философских журналов. В журнале публикуются статьи по различным направлениям философской науки, информация о конференциях и критические рецензии
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия : Научный журнал .— Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Издательский Дом) .— 2010 .— №2 .— 122 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/294470 (дата обращения: 20.04.2024)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
"Играющее дитя", или фрагмент Эмпедокла о дыхании в свете филологического анализа / Федорова (60,00 руб.)
Существование как отчуждение в экзистенциальной теологии Пауля Тиллиха / Лифинцева (60,00 руб.)
Проблема восприятия в формировании межкультурной компетентности / Садохин (60,00 руб.)
Самопредикация, "разрывы" в "желании" и типизация знаний о человеке-вообще / Субботин (60,00 руб.)
Стиль жизни как социально-эстетическая категория / Куликова (60,00 руб.)
Я слушал великого Асмуса... / Антонов (60,00 руб.)
Летопись российской философии продолжается / Яковлев (60,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Играющее дитя», или Фрагмент Эмпедокла о дыхании в свете филологического анализа . <...> Проблема восприятия в формировании межкультурной компетентности . <...> Самопредикация, «разрывы» в «желании» и типизация знаний о человеке-вообще . <...> “The playing child” or Empedocles’ fragment about breathing in the light of philological analysis . <...> Федорова* «ИГРАЮЩЕЕ ДИТЯ», ИЛИ ФРАГМЕНТ ЭМПЕДОКЛА О ДЫХАНИИИ В СВЕТЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА** Фрагментарное состояние наследия первых греческих натурфилософов и ограниченность самого материала обусловливают многократное обращение исследователей к одним и тем же текстам. <...> На примере фрагмента о дыхании (DK100) показано, как благодаря традиционным развернутым параллельным сравнениям в поэме Эмпедокла по принципу параллельной симметрии структурируется весь универсум. <...> “The playing child” or Empedocles’ fragment about breathing in the light of philological analysis For the early Greek pre-Socratic philosophy the scarcity of survived fragments forces the scholars to return over and over again to the same texts. <...> As an example of fragment about breathing (DK100), it is shown that due to the traditional detailed parallel similes the whole universe is structured according to the principle of parallel symmetry in Empedocles’ poem. <...> Что значит выражение «клепсидра из меди, падающей от Зевса» Непрерывная традиция критики теории дыхания Эмпедокла, включающая обязательную ссылку на иллюстрирующее ее сравнение с механизмом действия клепсидры была положена Аристотелем (О дыхании, гл. <...> Вводит сравнение строка 8: «.pa‹j / kleyЪdrhi pa…zousa dieipetšoj calko‹o.» ([так же как тогда, когда] девочка (дитя), играющая с клепсидрой из Зевсовой меди. <...> ). Ее тривиальное значение быто5 В тексте фрагмента (так же как в переводе) выделены все слова, обозначающие клепсидру: пde d’ ¢napne‹ p£nta kaˆ ™kpne‹· p©si l…faimoi / sarkоn sЪriggej pЪmaton kat¦ sоma tštantai, / ka… sfin ™pˆ stom…oij pukina‹j tštrhntai ¥loxin / inоn œscata tšrqra diamperšj, йste fТnon m <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_7._Философия_№2_2010.pdf
Московского университета Вестник Серия 7 ФИЛОСОФИЯ Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ Зарубежная философия Федорова О.Б. «Играющее дитя», или Фрагмент Эмпедокла о дыхании в свете филологического анализа . . Религиоведение Лифинцева Т.П. Существование как отчуждение в экзистенциальной теологии Пауля Тиллиха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35 Философия и культурология Садохин А.П. Проблема восприятия в формировании межкультурной компетентности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55 Философская антропология Субботин А.А. Самопредикация, «разрывы» в «желании» и типизация знаний о человеке-вообще . . Эстетика Куликова А.C. Стиль жизни как социально-эстетическая категория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98 Из истории Московского университета Антонов В.И. Я слушал великого Асмуса... . . . . . . . . . . . . . . . 108 Критика и библиография Яковлев А.И. Летопись российской философии продолжается. . . 117 . . . . . . . . . . . . . . . . . .76 . . . . . . . . . . . НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ Основан в ноябре 1946 г. № 2 • 2010 • МАРТ — АПРЕЛЬ Выходит один раз в два месяца . . . 3
Стр.1
CONTENTS Foreign Philosophy Fedorov a O.B. “The playing child” or Empedocles’ fragment about breathing in the light of philological analysis . . Religious Studies Lifintseva T.P. The existence as alienation in existential theology of Paul Tillich . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35 Philosophy and Culturology Sadokhin A.P. The problem of perception in the forming of intercultural competence . . Philosophical Antropology Subbotin A.A. Self-predication, “gaps” in “desire” and typization of knowledge about human being on the whole . . . . . . . . . Aesthetics Kulikov a A.S. The lifestyle as a social-aesthetical category . . . . . . . . . . . . . . . .76 .98 From History of Moscow University Antonov V.I. I was lucky to attend lectures of great Asmus . . . . . . . . 108 Critique and Bibliography Yakovlev A.I. The chronicle of Russian philosophy is going on. . . . . . 117 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 . . .55 © Издательство Московского университета. «Вестник Московского университета», 2010
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2010. № 2 ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ О.Б. Федорова* «ИГРАЮЩЕЕ ДИТЯ», ИЛИ ФРАГМЕНТ ЭМПЕДОКЛА О ДЫХАНИИИ В СВЕТЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА** Фрагментарное состояние наследия первых греческих натурфилософов и ограниченность самого материала обусловливают многократное обращение исследователей к одним и тем же текстам. Но и во все более отточенных комментариях и переводах самых популярных фрагментов все равно остаются неустранимые дефекты. Именно это заставляет искать новые резервные подходы. Среди них оказались методы комплексного филологического анализа этих текстов как литературных памятников своей эпохи, требующие полного изъятия фрагментов из контекста перипатетической образовательной традиции, которая по сей день является доминирующей в структурировании их смысла. На фоне сопоставления фрагмента с предшествующими литературными образцами становится понятным, как утрата естественного литературного контекста и нечувствительность к поэтике древнего произведения оборачиваются аберрациями интерпретаций. Основное внимание в статье уделено символизму понятий и связанному с ним параллелизму в описании всех природных процессов. На примере фрагмента о дыхании (DK100) показано, как благодаря традиционным развернутым параллельным сравнениям в поэме Эмпедокла по принципу параллельной симметрии структурируется весь универсум. Перенесение филологических методов исследования древних литератур на ранний натурфилософский материал открывает новый «интенсивный» путь прочтения хорошо известных фрагментов, который позволит реконструировать «первичный культурный слой» всей древнегреческой натурфилософии. Ключевые слова: сакральные и литературные символы и их контекст, параллельные уподобления природных процессов, параллельная симметрия в структурировании универсума. O.B. Fedor o v a. “The playing child” or Empedocles’ fragment about breathing in the light of philological analysis For the early Greek pre-Socratic philosophy the scarcity of survived fragments forces the scholars to return over and over again to the same texts. But even the most elaborated commentaries and translations suffer from incurable drawbacks that drive the search for the new routes of attack to the problem. One of such routes is, surprisingly, based on the methods of integrated philological analysis of these texts, understood as works of their contemporary literature. e-mail: lyola@mail.ru ** Статья подготовлена на основе доклада, сделанного на заседании семинара кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 3 * Федорова Ольга Борисовна — кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН, тел.: 939-60-17;
Стр.3