Московского университета Вестник Серия 10 ЖУРНАЛИСТИКА Издательство Московского университета НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ Основан в ноябре 1946 г. № 5 • 2012 • СЕНТЯБРЬ — ОКТЯБРЬ Выходит один раз в два месяца СОДЕРЖАНИЕ Засурский Я.Н. <...> Колонка редактора: Новый вариант общественного телевидения в России . <...> Журналистский текст как знание оперативного назначения . <...> Журнал «Союз женщин» в борьбе за женское равноправие в России (1907—1908) . <...> Концепты рецептивной эстетики в интерпретативной парадигме медиатекста . <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86 Реклама и связи с общественностью Шилина М.Г. Текстогенность как фактор трансформации коммуникации в XXI веке (К вопросу формирования инновационных концепций исследований медиа и PR) . <...> Образ Ватикана и Папы в итальянской и британской прессе (на примере освещения визита Бенедикта XVI в Великобританию в 2010 году) . <...> № 5 Я.Н. Засурский, профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова КОЛОНКА РЕДАКТОРА: НОВЫЙ ВАРИАНТ ОБЩЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РОССИИ В конце 2011 — начале 2012 года в нашей информационной атмо сфере произошли серьезные изменения. <...> Общественное телевидение в России рождалось в муках. <...> Это общественное телевидение создавалось достаточно формально, и можно сказать, что «общественное телевидение № 1» было во многом просто пародией на общественное телевидение. <...> Он предложил свои услуги для создания общественного телевидения. <...> Было создано Общественное российское телевидение, ОРТ, которое было не столько общественным телевидением, сколько частной инициативой Березовского. <...> В данном случае Березовский восполнял отсутствие финансовой базы для создания общественного телевидения, для развития новых институтов, информационных и медийных. <...> Борис Абрамович Березовский, безусловно, человек очень способный и проявивший себя весьма ловким дельцом и предпринимателем в информационно-коммуникационной <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_10._Журналистика_№5_2012.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 10 ЖУРНАЛИСТИКА
Издательство Московского университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 5 • 2012 • СЕНТЯБРЬ — ОКТЯБРЬ
Выходит один раз в два месяца
СОДЕРЖАНИЕ
Засурский Я.Н. Колонка редактора: Новый вариант общественного
телевидения в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Медиаэкономика в условиях конвергенции
Вартанова Е.Л. Медиаиндустрии в Европе: современные вызовы . . . .12
Вырковский А.В., Макеенко М.И. Конвергенция в российской ежедневной
прессе: экономические особенности и перспективы. . . . .36
Теория журналистики
Лазутина Г.В. Журналистский текст как знание оперативного назначения
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
Хруль В.М. СМИ и религия: в поисках интегрального подхода . . . . . .60
История журналистики и литературы
Орлова Е.И. Литература, журналистика, филология: поле взаимодействия
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Минаева О.Д. Журнал «Союз женщин» в борьбе за женское равноправие
в России (1907—1908) .
.
Язык СМИ
Кожанова В.Ю. Концепты рецептивной эстетики в интерпретативной
парадигме медиатекста .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.97
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.86
Стр.1
Реклама и связи с общественностью
Шилина М.Г. Текстогенность как фактор трансформации коммуникации
в XXI веке (К вопросу формирования инновационных
концепций исследований медиа и PR) . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Ведется исследование
Клименко Д.А. Образ Ватикана и Папы в итальянской и британской
прессе (на примере освещения визита Бенедикта XVI в Великобританию
в 2010 году) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Темичева Е.В. Практика благотворительных фондов в зеркале российских
СМИ .
.
.
.
Критика и библиография
Павлова Е.Д. Деструктивно ли влияние СМИ на общественное сознание?
Рецензия на монографию М.Б. Владимировой «Трансформация
массового сознания под воздействием СМИ (на примере
российского телевидения)» .
.
Публицистика
Лихачев К.Г. Слово о талантливом журналисте и добром друге: к
75-летию со дня рождения Юрия Михайловича Власова. . . . . . . 149
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 134
.
. 146
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2012
Стр.2
CONTENTS
Zassoursky Ya.N. Editorial: New Version of Public Television in Russia . . . . 4
Media Economy and Convergence
Vartanova E.L. Media Industries in Europe: Modern Challenges . . . . . . . .12
Vyrkovsky A.V., Makeenko M.I. Convergence in Russian Daily Press:
Economic Effects and Perspectives . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Journalism Theory
Lazutina G.V. Journalistic Text as an Operational Knowledge. . . . . . . . . .50
Khroul V.M. Media and Religion: Searching for Integral Approach. . . . . . .60
History of Journalism and Literature
Orlova E.J. Literature, Journalism, Philology: The Fields of Interaction . . . .77
Minaeva O.D. The “Women’s Union” Magazine and Struggle for
Women’s Equality in Russia (1907—1908) . . . . . . . . . . . . . . . . . .86
Media Language
Kozhanova V.Yu. The Concepts of Receptive Aesthetics in Interpretive
Paradigm of Media Text . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97
Advertising and Public Relations
Schilina M.G. Textogenika as a Factor of Transformation of Communication
in XXI Century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Research is Being Carried Out
Klimenko D.A. Images of the Pope and Vatican in Italian and British Press. . 118
Temicheva E.V. Charity Funds’ Coverage in Russian Media. . . . . . . . . . 134
Critique and Bibliography
Pavlova E.D. Is Media Influence on Public Consciousness Destructive? . . . 146
Essays
Likhachev K.G. To the 75th Anniversary of Y.M. Vlasov . . . . . . . . . . . . 149
Стр.3