Традиционная исламская мысль в Османской Сирии в конце XIX – начале XX в. (на примере творчества шейха Йусуфа ан-Набхани) . <...> «Истинные» и «ложные» Ниранкари: особенности взаимоотношений с сикхской общиной . <...> «Асимметричный диалог», или Молитвословия в памятниках древнегрузинской агиографической литературы 65 Захарьин А.Б. <...> “True” and “Fake” Nirankaris: Relations with the Sikh Community . <...> Buddhist Reform Movements and Monastic Contributions to Buddhist Social Thought in the Nineteenth and Early Twentieth Century Myanmar . <...> Проводится различие между понятиями «шерифы» и «аристократия», рассматриваются механизмы поддержания корпоративного духа, сплоченности и социополитической мобилизации у шерифов Дальнего Запада исламского мира, разъясняется сущность исторически признанных марокканским обществом и правящими кругами шерифских льгот и привилегий. <...> Само слово шериф (мн. ашраф, шурафа’, букв. знатный, честный, благородный) уже выражает в арабском языке идею возвышения над общественным ординаром. <...> В доисламской Аравии термин «шериф» издревле обозначал свободного человека, который благодаря прославленным предкам мог претендовать на господствующее положение1. <...> С начала VIII в. (особенно после мученической гибели Хусайна в 680 г.)3 слово «шериф» соотносилось в мусульманской традиции с судьбами «дома Пророка» и повсеместно признавалось почетным титулом его членов (ахл ал-байт, букв. араб. «люди Дома»)4. <...> Это обстоятельство дало потомкам Пророка возможность основать в Дальнем Магрибе династии Идрисидов (788–974), Саадидов (1510–1659) и Алауитов (с 1631 г.) и длительно поддерживать их легитимность. <...> Очевидно, общественно признанным фактором превосходства шерифа была та мера, в которой он обладал божественным благословением (баракой). <...> Гипотеза марокканского историка о «спящем» характере бараки позволяет предположить, что ее внезапное пробуждение могло использоваться шерифскими кланами как своеобразный социальный трамплин – особенно по мере роста численности шерифов11. <...> 12 Cat E. L’islamisme et les confreries religieuses <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_13._Востоковедение.__№1_2015.pdf
Московского
университета
Серия 13
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ
Издательство Московского университета
Вестник НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 1 · 2015 · ЯНВАРЬ–МАРТ
Выходит один раз в три месяца
СОДЕРЖАНИЕ
Орлов В.В. Шерифство как фактор общественной жизни алауитского
Марокко (XVII–XIX) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Жантиев Д.Р. Традиционная исламская мысль в Османской Сирии
в конце XIX – начале XX в. (на примере творчества шейха Йусуфа
ан-Набхани) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Бочковская А.В. «Истинные» и «ложные» Ниранкари: особенности
взаимоотношений с сикхской общиной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Кириченко А.Е. Буддийское реформаторство и роль монашества в
развитии буддийской общественной мысли в Мьянме в ХIX –
начале ХХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Башелеишвили Л.О. «Асимметричный диалог», или Молитвословия
в памятниках древнегрузинской агиографической литературы 65
Захарьин А.Б. Особенности религиозной политики КНР в XX в. . 82
Стр.1
CONTENTS
Orlov V.V. Sharifi sm as a Factor of Social Life in Alawi Morocco (XVII–
XIX) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Zhantiev D.R. Traditional Islamic thought in Ottoman Syria in the late
XIX – early XX centuries (base on the works of sheikh Yusuf alNabhani).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Bochkovskaya A.V. “True” and “Fake” Nirankaris: Relations with the
Sikh Community . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Kirichenko A.E. Buddhist Reform Movements and Monastic Contributions
to Buddhist Social Thought in the Nineteenth and Early Twentieth
Century Myanmar . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Basheleishvili L.O. “Asymmetric Dialogue” or Prayers in Ancient Georgian
Hagiographic Literary Monuments . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Zakharyin A.B. Some Features of the Chinese Religious Policy in the
XXst Century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2015
Стр.2